Эволюция образования

Для системного внедрения новшеств в школах необходимы инициативные менеджеры, профессиональные IT-специалисты и надежная инфраструктура

Во всем мире школьные кабинеты в срочном порядке оснащаются мультимедийными технологиями. Компьютеры, планшеты, интерактивные доски и прочие гаджеты во многих школах теперь настолько привычны, что ручки и тетради кажутся чем-то устаревшим. 

То, что цифровые технологии способны кардинально изменить учебный процесс, – общепризнанный факт. Однако их системное внедрение – дело сложное. Как считают аналитики из консалтингового агентства The Boston Consulting Group (BCG), в школах необходимо создавать полноценную цифровую экосистему, включающую в себя все аспекты образования, а не ограничиваться покупкой нового оборудования.

В рамках недавно проведенного исследования BCG изучило модели применения цифровых технологий в школах по всему миру. Как оказалось, успеваемость учеников значительно повышается, если существует поэтапный механизм внедрения новшеств. За основу нужно взять фундаментальные задачи школьного образования и возможности существующей IT-инфраструктуры, а затем разработать учебный план, задания для самостоятельной работы, а также методы оценивания и мониторинга. Чтобы проверить, так ли это на самом деле, агентство запустило пилотный проект в частной школе Riyadh Schools, расположенной в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде.

Riyadh Schools: индивидуальное преподавание

Задача BCG заключалась в реформировании учебного процесса в Riyadh Schools на основе теоретических выводов исследования. Первым шагом явилась разработка детальной модели применения цифровых технологий, основанной на индивидуализации образовательного процесса для каждого ученика. Впервые школьникам разрешили приносить свои планшеты и компьютеры – так у них появилась возможность быть максимально вовлеченными в учебный процесс когда и где им удобно. 

Следующим этапом стал интенсивный тренинг для учителей, в ходе которого была продемонстрирована роль технологий в расширении возможностей школьного преподавания. Нужно отметить, что тренингу руководство школы уделило особое внимание: учителя в целом критически относятся к любым нововведениям, поэтому было важно донести суть реформ. Помимо этого, была обновлена вся IT-инфраструктура и установлено стабильное и мощное интернет-соединение.

Реформы в Riyadh Schools еще не завершены, но уже в первый год проекта были достигнуты впечатляющие результаты. Более 30% преподавателей стали использовать цифровые технологии повсеместно, 95% – во время уроков. И хотя не все учителя изначально поддерживали перемены, коллеги-энтузиасты помогли им сделать первые шаги.

Пример Riyadh Schools поучителен для школ, желающих интегрировать технологии в учебный процесс. Аналитики из агентства BCG выделили четыре основных направления деятельности, которые помогут школам сделать обучение более результативным с помощью компьютерных технологий. 

Основы реформ

Итак, для успешного реформирования учебного процесса, как показал опыт, необходимы не только технологические новшества, но и изменения в менеджменте школ. 

Во-первых, нужно создать общее видение учебного процесса. Все заинтересованные стороны – руководство, преподаватели, ученики и родители – должны иметь единое представление о роли технологий в образовании. 

В Riyadh Schools с этой целью были собраны и проанализированы данные об успеваемости учащихся с точки зрения международных стандартов. На основе этих данных учеников спросили, насколько они хотели бы улучшить свои показатели и как им в этом могут помочь технологии. Затем были проведены консультации с родителями, которые высказали свои мнения и пожелания. Именно это и стало основой всей программы реформирования учебного процесса. 

Во-вторых, учителям необходимо предоставить возможности для повышения квалификации. В Riyadh Schools стали проводиться еженедельные тренинги и семинары, где обсуждаются интеграция технологий в учебный план и использование мультимедиа во время уроков. Наиболее подкованные в новых технологиях преподаватели выступили в качестве наставников для своих менее опытных коллег. 

В-третьих, важно наличие современной и надежной IT-инфраструктуры. Новшества быстро потеряют свою привлекательность для преподавателей и учеников, если не будут стабильно работать. В частности, необходимо обратить внимание на следующие вещи: быстрый и надежный беспроводной интернет, совместимость устройств, качественные и увлекательные электронные учебные модули, наличие единой системы учета успеваемости для преподавателей, учеников и родителей. 

Разумеется, для обеспечения слаженной работы всей инфраструктуры лучше нанять IT-специалистов. Однако, как продемонстрировал опыт Riyadh Schools, сами ученики также способны решать множество мелких проблем. Так почему бы не привлекать их к активному участию?

В-четвертых, школам важно обеспечить безопасность учеников в Сети и своевременное обслуживание оборудования. В этом аспекте важная роль отводится разработке внутренних правил пользования интернетом, а также партнерству с IT-компаниями.

Руководство Riyadh Schools разработало пятилетний план обслуживания и обновления оборудования и договорилось о партнерстве с Microsoft, чтобы иметь доступ к последним разработкам в области детской безопасности в интернете и образовательных программ. 

Уроки для развивающихся стран

Цифровые технологии в образовании – сфера относительно новая. Свежих идей тут множество, а проверенных, работающих моделей мало. По мнению аналитиков BCG, для системного внедрения новшеств в школах необходимы инициативные менеджеры, профессиональные IT-специалисты и надежная инфраструктура. Оптимальным сроком внедрения считается двухлетний период (более длительные проекты рискуют морально устареть). 

В целом вдумчивое и всестороннее использование информационных технологий, безусловно, способно привести к революции в области школьного образования. Но, как уже было сказано, недостаточно просто оборудовать кабинет информатики – в XXI веке нужны системные изменения в технологиях преподавания и обучения.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5536 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
9 июля родились
Галим Хусаинов
председатель правления АО «БанкЦентрКредит»
Даулетхан Килыбаев
главный директор по инвестициям Al Falah Capital Partners
Айдын Кульсеитов
заведующий отделом стратегического планирования администрации президента РК
Ричард Эванс
бывший независимый директор АО «Самрук-Қазына»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить