Эволюция образования

17801

Для системного внедрения новшеств в школах необходимы инициативные менеджеры, профессиональные IT-специалисты и надежная инфраструктура

Во всем мире школьные кабинеты в срочном порядке оснащаются мультимедийными технологиями. Компьютеры, планшеты, интерактивные доски и прочие гаджеты во многих школах теперь настолько привычны, что ручки и тетради кажутся чем-то устаревшим. 

То, что цифровые технологии способны кардинально изменить учебный процесс, – общепризнанный факт. Однако их системное внедрение – дело сложное. Как считают аналитики из консалтингового агентства The Boston Consulting Group (BCG), в школах необходимо создавать полноценную цифровую экосистему, включающую в себя все аспекты образования, а не ограничиваться покупкой нового оборудования.

В рамках недавно проведенного исследования BCG изучило модели применения цифровых технологий в школах по всему миру. Как оказалось, успеваемость учеников значительно повышается, если существует поэтапный механизм внедрения новшеств. За основу нужно взять фундаментальные задачи школьного образования и возможности существующей IT-инфраструктуры, а затем разработать учебный план, задания для самостоятельной работы, а также методы оценивания и мониторинга. Чтобы проверить, так ли это на самом деле, агентство запустило пилотный проект в частной школе Riyadh Schools, расположенной в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде.

Riyadh Schools: индивидуальное преподавание

Задача BCG заключалась в реформировании учебного процесса в Riyadh Schools на основе теоретических выводов исследования. Первым шагом явилась разработка детальной модели применения цифровых технологий, основанной на индивидуализации образовательного процесса для каждого ученика. Впервые школьникам разрешили приносить свои планшеты и компьютеры – так у них появилась возможность быть максимально вовлеченными в учебный процесс когда и где им удобно. 

Следующим этапом стал интенсивный тренинг для учителей, в ходе которого была продемонстрирована роль технологий в расширении возможностей школьного преподавания. Нужно отметить, что тренингу руководство школы уделило особое внимание: учителя в целом критически относятся к любым нововведениям, поэтому было важно донести суть реформ. Помимо этого, была обновлена вся IT-инфраструктура и установлено стабильное и мощное интернет-соединение.

Реформы в Riyadh Schools еще не завершены, но уже в первый год проекта были достигнуты впечатляющие результаты. Более 30% преподавателей стали использовать цифровые технологии повсеместно, 95% – во время уроков. И хотя не все учителя изначально поддерживали перемены, коллеги-энтузиасты помогли им сделать первые шаги.

Пример Riyadh Schools поучителен для школ, желающих интегрировать технологии в учебный процесс. Аналитики из агентства BCG выделили четыре основных направления деятельности, которые помогут школам сделать обучение более результативным с помощью компьютерных технологий. 

Основы реформ

Итак, для успешного реформирования учебного процесса, как показал опыт, необходимы не только технологические новшества, но и изменения в менеджменте школ. 

Во-первых, нужно создать общее видение учебного процесса. Все заинтересованные стороны – руководство, преподаватели, ученики и родители – должны иметь единое представление о роли технологий в образовании. 

В Riyadh Schools с этой целью были собраны и проанализированы данные об успеваемости учащихся с точки зрения международных стандартов. На основе этих данных учеников спросили, насколько они хотели бы улучшить свои показатели и как им в этом могут помочь технологии. Затем были проведены консультации с родителями, которые высказали свои мнения и пожелания. Именно это и стало основой всей программы реформирования учебного процесса. 

Во-вторых, учителям необходимо предоставить возможности для повышения квалификации. В Riyadh Schools стали проводиться еженедельные тренинги и семинары, где обсуждаются интеграция технологий в учебный план и использование мультимедиа во время уроков. Наиболее подкованные в новых технологиях преподаватели выступили в качестве наставников для своих менее опытных коллег. 

В-третьих, важно наличие современной и надежной IT-инфраструктуры. Новшества быстро потеряют свою привлекательность для преподавателей и учеников, если не будут стабильно работать. В частности, необходимо обратить внимание на следующие вещи: быстрый и надежный беспроводной интернет, совместимость устройств, качественные и увлекательные электронные учебные модули, наличие единой системы учета успеваемости для преподавателей, учеников и родителей. 

Разумеется, для обеспечения слаженной работы всей инфраструктуры лучше нанять IT-специалистов. Однако, как продемонстрировал опыт Riyadh Schools, сами ученики также способны решать множество мелких проблем. Так почему бы не привлекать их к активному участию?

В-четвертых, школам важно обеспечить безопасность учеников в Сети и своевременное обслуживание оборудования. В этом аспекте важная роль отводится разработке внутренних правил пользования интернетом, а также партнерству с IT-компаниями.

Руководство Riyadh Schools разработало пятилетний план обслуживания и обновления оборудования и договорилось о партнерстве с Microsoft, чтобы иметь доступ к последним разработкам в области детской безопасности в интернете и образовательных программ. 

Уроки для развивающихся стран

Цифровые технологии в образовании – сфера относительно новая. Свежих идей тут множество, а проверенных, работающих моделей мало. По мнению аналитиков BCG, для системного внедрения новшеств в школах необходимы инициативные менеджеры, профессиональные IT-специалисты и надежная инфраструктура. Оптимальным сроком внедрения считается двухлетний период (более длительные проекты рискуют морально устареть). 

В целом вдумчивое и всестороннее использование информационных технологий, безусловно, способно привести к революции в области школьного образования. Но, как уже было сказано, недостаточно просто оборудовать кабинет информатики – в XXI веке нужны системные изменения в технологиях преподавания и обучения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить