Зачем казахстанцы идут в магистратуру и есть ли у неё будущее?

Интерес к продолжению образования не растёт. Вузам придётся искать другие формы обучения

ФОТО: pixabay.com

Сначала посмотрим на цифры. В Казахстане в 2021/2022 учебном году число действующих организаций высшего и послевузовского образования составило 122, из которых 102 организации осуществляют подготовку магистрантов. Численность студентов на начало 2021-2022 учебного года - 575,5 тыс. человек, магистрантов - 36,5 тыс. человек. При этом выпуск магистрантов составил 19,5 тыс. человек, из них защитили диссертацию 99% (получается, половина магистрантов покинули вуз до защиты).

В сравнении с предыдущими годами можно отметить небольшие темпы роста (примерно 10%) числа магистрантов: в 2014 году их было 32,5 тыс., в 2015 – 30 тыс., в 2019 – 35,6 тыс. Количество поступивших в вузы студентов за эти же годы увеличилось с 477 тыс. до 604 тыс. (рост более чем на 20%).

В целом можно сказать, что после окончания бакалавриата около 5% выпускников поступают в магистратуру. Зачем они это делают?

Что дает лишний год

В нынешнем году Казахстанско-немецкий университет провел маркетинговое исследование, изучив казахстанский рынок образовательных программ магистратуры.

- В первую очередь мы изучали мотивы поступления в магистратуру и выяснили интересные моменты. Одна категория потенциальных слушателей магистерских программ называла в качестве причин возможности для расширения профессионального кругозора и развития как специалиста. Для них магистратура – это подтверждение квалификации, профессионализма и гарантия трудоустройства. Институт магистратуры для данной категории опрошенных своего рода надёжная ступень в стабильное и безбедное будущее, - отметила руководитель отдела внутренних и внешних коммуникаций КНУ Наталья Брославская.

Другие участники глубинных интервью, в противоположность первым, демонстрируют довольно прагматичное отношение к институту магистратуры.

- Эти респонденты чаще размышляли о бакалавриате как о неполном и даже «неполноценном» образовании, а о магистратуре, соответственно, – как о своеобразной обязательной «пристройке», свидетельствующей о наличии полного высшего образования. Показательно, что, несмотря на довольно продолжительный опыт пребывания отечественного образования в рамках Болонской системы, данный стереотип все еще заметно представлен в общественном сознании молодых казахстанцев, - удивляется Наталья. – Бакалавриат в их глазах не является гарантией подготовленности специалиста в полной мере в связи с отсутствием углублённого изучения профильных предметов. В основном мнения сошлись на представлении магистратуры как о полноценном высшем образовании, которое дает возможности получить «солидный» статус.

Немаловажным мотивирующим фактором для потенциальных магистрантов является и стремление получить прибавку к заработной плате по месту текущего трудоустройства, дополнила свой ответ Брославская.

- Некоторые участники говорили, что, имея магистерскую степень, легче уехать в другую страну и получить там гарантию быть принятым в качестве полноценного специалиста с возможностью быстрого и успешного трудоустройства, - назвала она еще одну деталь.

При этом в Казахстане, по данным исследования КНУ, «работодатели не склонны завышать значимость послевузовского образования в целом, поскольку не считают его получение приоритетной задачей для молодого специалиста».

- Работодатели не ощущают большой разницы между работниками со степенью бакалавра и степенью магистра. Хоть последние отличаются большей организованностью, дисциплиной и более глубокими знаниями, но все же не настолько, чтобы отдавать им больший приоритет при трудоустройстве, - считает Брославская. - На практике работодатель выясняет, что выполнение практических задач сотрудниками с различным уровнем образования в равной степени одинаково.

Лишь четверть работодателей, отметивших важность наличия магистерской степени у потенциального кандидата, нуждаются в свежих идеях и широких взглядах таких специалистов. Однако работодатель не всегда готов отдать приоритет последним, сделали вывод авторы опроса, хотя в компаниях и существуют позиции, требующие наличия высокого уровня образования в рамках управления и администрирования.

Результаты исследования КНУ подтверждают и крупные работодатели в комментариях, данных по просьбе Forbes.kz.

«В Kusto Group научная степень является определенным фактором при принятии на работу. Однако для нашей компании большим приоритетом при выборе кандидатов является практическая способность адаптироваться к изменяющимся рыночным параметрам. Способность адаптироваться, быстро впитывать новые знания и отвечать новым требованиям - всё это не всегда приходит вместе со степенью, - констатировали в пресс-службе группы. - В практике Kusto бывало, что люди с научной степенью (в том числе магистерской или кандидатской) не показывали необходимого результата, в то время как люди без подобных степеней добивались лучших результатов».

В компании уточнили, что параметры поиска кандидатов варьируются в зависимости от каждой конкретной позиции. В некоторых случаях наличие степеней явно необходимо и будет преимуществом кандидата.

«При выборе кандидатов компания ориентируется на требования к вакансии. Наличие более высокой ученой степени является дополнительным преимуществом, - сообщили в пресс-службе авиакомпании Air Astana. - Заработная плата зависит от опыта, знаний, новичок ли в должности или недавно переведенный с другой должности, развивается и учится ли еще сотрудник на рабочем месте или уже полностью соответствует занимаемой должности, готов ли к повышению на вышестоящую должность».

Нужны краткосрочные курсы и сертификация

Исходя из таких реалий, как вузы намерены развивать магистратуру и другие формы образования после бакалавриата?

В Университете имени Сулеймана Демиреля, где отмечают положительную динамику - в последние 4 года количество магистрантов выросло в 2,5 раза, с 135 до 311 человек, - планируют смещать акцент на точные дисциплины.

- За последние три-четыре года у нас открылось несколько специальностей, которые учитывают междисциплинарное образование. Например, идет набор на магистерские программы Data Science (наука о данных), FinTech (финансовые технологии), IT Law (право в сфере IT), - перечислила директор департамента маркетинга СДУ Бахыт Аманжолкызы. - Стоит отметить, что на рынке снижается спрос на общие специализации MBA по менеджменту и повышается спрос на точные направления бизнес-администрирования. В этой связи мы открываем программы MBA in FinTech и MBA in Public Health. В целом мы нацелены на подготовку кадров узких направлений.

В университете «Туран» число обучающихся на магистерских программах за последние 5 лет тоже показывает рост - на 36%. «Наиболее популярными в нашем университете являются специальности «информационные технологии», «вычислительная техника и программное обеспечение», «психология». Снижается интерес к таким направлениям, как «международные отношения», «режиссура», - поделились деталями в университете.

Говоря о планах по развитию магистратуры, в «Туране» признают, что «университеты в классическом понимании теряют монополию на предоставление знаний за счет развития онлайн-образования, корпоративного обучения, усиления вектора на предпринимательство и инновации. Да и тенденция к «устареванию знаний» подразумевает, что полученное однажды высшее образование не является гарантом постоянной стабильной трудовой деятельности».

В этой связи «Туран позиционируя себя как инновационно-образовательный и научный хаб, стремится к «цифровым» трансформациям процесса обучения, в том числе и на программах магистратуры. В приоритете выходят такие направления, как транспорт и логистика, туризм, ИТ - все образовательные программы магистратуры (и действующие, и новые) ближайшие 5 лет будут развиваться с учетом этого тренда.

«Изменение содержания трудовых функций в компаниях в условиях цифровизации требует от выпускников дополнительных компетенций, в связи с чем в образовательные программы университета включаются сертификационные курсы (открытие Центра сертификации по управлению проектами, CFA, CIMA, ACCA и др.), что даёт возможность целенаправленно готовить магистрантов к профессиональной сертификации, а также формируются образовательные программы короткого цикла и программы цикла minor», - сообщили в «Туране».

Программы minor - это дополнительные (в отличие от major – основных) образовательные программы, то есть совокупность дисциплин и или модулей для формирования дополнительных компетенций. Обычно эти модули выбирают сами студенты. Как считают в вузах, предоставление выпускникам бакалавриата возможности пройти краткосрочные курсы или программы, после которых выдается сертификат, может стать одним из решений для системы высшего образования в Казахстане. Такая модель более гибкая и адаптивная, чем магистерские программы, а также востребована работодателями, которые зачастую хотят видеть у сотрудников конкретные навыки, нежели общее представление о специальности. 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
19598 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить