Почему образование должно стать главным направлением развития Казахстана

Эту тему обсудили эксперты в дискуссии, организованной Фондом Ержана Татишева

ФОТО: архив пресс-службы

Инвестиции в образование — сегодня модная тема. Предприниматели один за одним открывают частные школы, учреждают стипендии и входят в попечительские советы вузов. Но что дают эти инвестиции для образования страны в целом? На этот вопрос искали ответ на встрече «Hard Talk: Impact инвестиции в образование: реалии, вызовы и тренды», проведенном в конце апреля в Алматы. Дискуссия прошла в High Tech Academy, основанной Еркином Татишевым, и получилась именно в формате hard talk — жесткого, трудного, открытого разговора.

Во встрече приняли ведущие эксперты в области образования, предприниматели, общественные деятели, представители вузов, неправительственных организаций: директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев, президент Almaty Management University Асылбек Кожахметов, директор фонда InTeachMe Захира Бегалиева, председатель совета директоров Kusto Group Еркин Татишев, президент общественного объединения «Центр анализа и стратегии «Белес» Серик Ирсалиев и др.

Спикеры обозначили круг самых острых проблем в образовании и обсудили пути их решения. Все эксперты сошлись во мнении, что образование должно стать национальной идеей Казахстана.

- На мой взгляд, образование - это и есть самое главное в государстве. Всегда считалось, что экономика создает образование, мне кажется, наоборот. Если образование серьезное, системное, ответственное, социальное, то и экономика будет такой. Если ущербное, то и экономика такой же получается, - в частности, заявил Асылбек Кожахметов.

Реализовать же такой подход возможно только при условии наличия политической воли, подчеркнул политолог Досым Сатпаев. Реформы должны получить соответствующее государственное финансирование, считают эксперты. Пока же Казахстан тратит на образование около 5% ВВП (данные за первые три квартала 2021 года), тогда как в развитых странах этот показатель доходит до 10% и более.

В подтверждение тезисов президент ОО «Центр анализа и стратегии «Белес» Серик Ирсалиев привел мрачную статистику.

- Шесть международных исследований - ICILS, PIAAC, PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS, а также Best Countries for Raising Kids, Best Countries for Education однозначно и достоверно свидетельствуют о снижении качества человеческого капитала и интеллекта нации, - заявил он в начале своей презентации «Нация в опасности». - Уровень конфликтов, беспорядков, катастроф, терроризма, криминала, коррупции в стране обратно пропорционален интеллектуальному потенциалу нации. Из этого набора мы имеем все.

Ирсалиев привел конкретные примеры. Так, исследование ICILS замеряет цифровые навыки у восьмиклассников.

- По результатам 2018 года Казахстан - абсолютный аутсайдер. У Уругвая 450 баллов, у Казахстана — 398, у лидеров - датчан 553 балла. Молодое поколение казахстанских граждан в перспективе будет неконкурентоспособно в области цифровой грамотности в сравнении со своими сверстниками из других стран, - убежден эксперт.

Не лучше положение и с читательскими навыками - 33 место из 38 стран.

- Каждый новый уровень образования в Казахстане не приводит к адекватному увеличению знаний, компетенций и навыков. В странах ОЭСР разница между получившими высшую степень и теми, кто закончил 9 классов, 56 баллов, в Казахстане — в два раза меньше, 28 баллов. В ОЭСР каждая новая десятилетняя генерация более грамотная, чем предыдущая. В Казахстане с точностью до наоборот, самое продвинутое поколение — 55-65 лет, причем это касается даже IT- грамотности. В среднем население РК достигает только 2 уровня из 6 возможных по читательской и математической грамотности. По воспитанию мы на 69 месте, чудом обогнали Гватемалу, - перечислил спикер.

С целью определить эффективность инвестиций в образование, в частности на примере частной организации, Фонд Ержана Татишева провел исследование по итогам своей программы образовательных грантов.

Фонд на протяжении 14 лет помогает с получением высшего образования детям из малообеспеченных семей, детских домов и выпускникам с инвалидностью. Всего с 2007 по 2021 год было выделено 249 грантов и стипендий: 89 грантов - для получения высшего образования (степени бакалавра), 51 грант - для получения среднего специального образования, остальные - стипендии. На программу образовательных грантов фонд потратил 675,9 млн тенге.

Теперь в благотворительной организации решили выяснить, насколько эффективны затраты на программы, меняет ли получение образования жизнь самого грантополучателя и его семьи. Для этого был проведено исследование «Оценка эффективности Программ образовательных грантов Фонда Ержана Татишева и его вклада в формирование молодых лидеров Казахстана за период с 2007 по 2020 годы», реализованный исследователями Захирой Бегалиевой и Нуржамал Иминовой, экспертами ОФ «IteachMe: Центр развития компетенций». В опросе приняло участие около 400 респондентов из числа прямых и косвенных бенефициаров программ.

Дана Жарикова
ФОТО: архив пресс-службы
Дана Жарикова

- Наша программа в количественном выражении, возможно, и не такая большая, мы выдаем малое количество грантов, но наша работа нацелена не вширь, а вглубь. Мы не просто оплачиваем 4 года обучения, а проводим большую работу по формированию гражданского самосознания, лидерских навыков, этики экологичного ведения бизнеса, навыков soft skills. Такой полноценной работы нет ни в одном фонде, - отметила в комментарии президент Фонда Ержана Татишева Дана Жарикова.

Грантовые программы Фонда Ержана Татишева включают несколько направлений: программа для получения степени бакалавра по финансово-экономическим специальностям, программа для выпускников детских домов и интернатных учреждений, программа для молодых людей, имеющих инвалидность, «Получи ремесло», программа «БесТірек».

Усилия сотрудников фонда дают свои плоды, что и подтвердило исследование. Более 80% респондентов отметили, что изменились не только их собственные доходы, но и статус их семей. Отвечая на вопрос: «Как изменилось ваше материальное положение в результате получения образования?», 55% опрошенных отметили значительные улучшения, 25% - хорошие изменения. Жизнь в целом после получения образовательного гранта «значительно улучшилась» у 80% участников и «хорошо улучшилась» ещё у 14%. Трудоустроены на момент опроса 84% выпускников, из них 7% развивают свой бизнес; 16% продолжают обучение. Из них работают в частных компаниях - 45%, 14% являются руководителями различного уровня, около 10% являются самозанятыми.

В фонде даже посчитали ROI (return on investment) — коэффициент окупаемости инвестиций за 13 лет. Он оказался равен 1,3 — то есть на каждую тысячу вложенных тенге выпускники заработали 1300 (доход, полученный выпускниками за 10 лет).

Однако за время работы программ организаторы практически по всем направлениям констатировали негативную тенденцию по отношению к качеству кандидатов.

Еркин Татишев
ФОТО: архив пресс-службы
Еркин Татишев

- У нас была идея - помочь тем ребятам, чьим семьям непросто платить за обучение. Но в процессе эта идея изменилась. Мы увидели ужасающий провал. Среди социально уязвимых семей стало сложно найти талантливых детей. Оказывается, экономическое положение семьи очень сильно отражается на качестве детей. У них нет целей. Ребенок из такой семьи выходит с моральной, ценностной инвалидностью, у него сколиоз души. У ребят из детских домов — полное отсутствие социального интеллекта, эмоционального интеллекта, моральных ценностей, полный инфантилизм. По уровню социального интеллекта у выпускников уровень семилетних, поэтому 80% из них заканчивают в тюрьме, на панели или умирают. Это ужасная трагедия, но это факт, - сокрушенно отметил основатель фонда Еркин Татишев и сделал вывод: - Если мы не будем экономически развивать страну, у нас не будет высокого уровня образования.

Эксперты сошлись во мнении, что при всем накопленном негативе в области образования все-таки есть надежда на позитивные изменения. С принятием закона «О статусе педагога» повышается положение и уровень оплаты труда преподавателей - ключевой фигуры в реформе образования. Также увеличен пороговый уровень баллов для поступления в педагогические вузы. Благодаря этим изменениям и при условии политической воли есть шанс, что в профессию будут приходить лучшие из лучших, тем самым остановив страшную тенденцию негативной селекции. И, возможно, через 20-30 лет система образования оздоровится - благодаря высоким зарплатам и высокому статусу учителя в обществе в профессию будут приходить лучшие, готовить лучших учеников, из которых лучшие пойдут в учителя, и так поколение за поколением возможно выстроить новое качество образования.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
13362 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить