«Дистанционка» в зарубежной школе: мнение родителей vs закон об образовании

23038

Почему нельзя получить зарубежное среднее образование заочно

ФОТО: pixabay.com

После снятия строгого карантина выяснилось, что многие казахстанские семьи перевели детей-школьников на дистанционное обучение в зарубежные школы, по большей части российские. Однако вскоре стало известно, что это незаконно. «Родители и иные законные представители несовершеннолетних детей имеют право выбирать организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка... Родители и иные законные представители обязаны... обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении», сказано в ст. 49 закона РК «Об образовании».

«Слово «посещение» означает физическое прибытие и нахождение ребенка. Законодатель использует понятие «посещение», а не «обучение». В случае применения слов «обеспечивать обучение» тогда бы основным критерием для оценки действий родителей (законных представителей) было бы получение детьми образования независимо от формы его получения», - разъяснила закон Гульнара Ермекбаева, руководитель департамента по обеспечению качества образования Алматы. Не ходить в школу могут только дети с особыми образовательными потребностями, обучающиеся дистанционно, либо дети, обучающиеся по экстернату.

В России же ситуация другая. С 1992 там узаконено домашнее (семейное) обучение. В ст. 17 федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)».

Есть спрос — есть предложение, и уже по 10-15 лет в РФ работают онлайн-платформы для дистанционного образования. «Полное среднее образование с 1 по 11 класс дистанционно, возможность официального зачисления в любое время года», - так рекламирует себя один из сайтов. На одной и той же платформе можно и учиться в школе, и устранять пробелы у репетиторов, и углубить знания по любимым предметам, и подготовиться к олимпиаде или финальным экзаменам. В Казахстане пока ничего подобного нет.

Вот как мотивирует свое решение перевести в детей на российскую дистанционку педагог и предприниматель в сфере дошкольного образования Ольга Бутко:

- Если это образование стало так популярно, это говорит о том, что наше школьное образование не выдерживает критики. Я, как педагог, понимаю, что живые уроки гораздо лучше, чем дистанционка, но мне есть с чем сравнивать. Моя младшая дочь проучилась 4 года по обновленной программе, а сын учился по старой программе. Разница огромная, у дочери нет базовых знаний, которые были у сына.

Как объяснила Бутко, «в педагогике четыре этапа усвоения материала: новая тема, закрепление, контроль и работа над ошибками. У нас сейчас дают новую тему, на следующий день вторая тема, третья новая тема и СОР (суммативное оценивание за раздел). И никакого анализа, никакой работы над ошибками. Дальше опять три новых темы подряд, и в конце четверти СОЧ (суммативное оценивание за четверть). Никого не волнует усвоение знаний. Родителям приходится или самим заниматься, или нанимать репетиторов».

Раньше к репетиторам обращались с 7-8 класса, сейчас — с первого класса родители ищут репетиторов, констатирует собеседница, «а потом школе присваивает себе достижения этих детей».

- Это не оттого, что дети тупые: я выпускаю из детсада детей и знаю, что они очень хорошо подготовлены, они умеют читать, писать и имеют набор математических навыков, - добавила она.

Когда объявили ЧС и дети стали учиться дома, многие родители увидели, что не все учителя могут правильно вести урок - «иногда они просто читали учебник».

- Встал вопрос — как быть дальше, и когда я узнала о возможности учиться дистанционно в российской школе, это стало выходом. Нашему министерству лучше бы изучить их опыт, чем «шашкой махать». Я и не предполагала, насколько мы отстали в плане школьного образования. Сейчас дети учатся с удовольствием, выполняют задания, ищут информацию — и я в этом не участвую. У них появилась мотивация. И им не нужны репетиторы. Да, я не рада, что они сидят перед компьютером, я не рада, что они лишены общения с другими детьми, но я вижу результат этого обучения, - продолжила Бутко.

По словам Ольги, за обучение сейчас она платит меньше, чем стоят услуги одного репетитора.

- Если мои дети захотят учиться в казахстанском вузе, мне дешевле оплатить репетиторов по казахскому языку и истории Казахстана, чем по всем базовым предметам. И мне кажется, соломоновым решением было бы разрешить обучение в российской школе при обязательности посещения тех предметов, которых в ней нет. Пока же родители ищут иные пути: вывозить ребенка из страны, или принимать одному из родителей гражданство РФ и оставаться здесь, или эмигрировать всей семье, - сделала она невеселый вывод.

Согласна с Ольгой Бутро и предприниматель Ольга Агапова.

- В первую очередь, это лишает меня, как родителя, права выбора лучшего образования, лучшей школы для своего ребенка. Если я делаю это за счет собственных средств, а не за счет государства, то почему государство имеет право регламентировать мой выбор? По закону я обязана создать все условия, чтобы мой ребенок получил школьное образование. Так почему, когда я начинаю выполнять свои обязанности, вмешивается государство и диктует мне, где я могу их выполнять, а где мне это запрещено, причем на законодательном уровне? - задается она логичными вопросами. - Да, ребенок должен учиться в школе и получить аттестат о ее окончании. Так какая разница, аттестат какой страны он получит? Тем более в наше время, когда границы стали условными и полмира обучаются дистанционно в школах, колледжах и университетах без привязки к стране гражданства.

Как предположила Агапова, изменения в законе вызваны опасениями школ и Министерства образования потерять подушевое финансирование.

- И вместо того, чтобы сделать казахстанское школьное образование конкурентоспособным, нас ограничивают в наших правах и свободах. На мой взгляд, изменения, которые они приняли, нарушают конституционные права и родителей и детей. И есть надежда, что законодатель одумается и примет закон, который учитывает интересы всех вовлеченных групп, - подвела итог наша собеседница.

Нужно отметить, что вопрос возник не сегодня. Еще в августе 2020 эксперты и родители на пресс-конференции высказывали свои идеи о дистанционном зарубежном образовании.

- Когда началась пандемия и всех детей перевели на дистанционное обучение, мы увидели, какая огромная разница у российской системы с нашими школами. У россиян колоссальный опыт, они практикуют это порядка 15 лет. У родителей есть выбор: водить ребенка в обычную школу либо забрать на дистанционное домашнее образование. Для тех, кто живет в отдаленных районах, это прекрасное решение. Они получают образование от прекрасных учителей. Эта система очень удобна для детей, которые занимаются спортом, имеют проблемы со здоровьем и т. д. Наши родители, к сожалению, этого выбора лишены, - говорила тогда Ольга Аринбасарова, журналист, бизнес-тренер, добавляя что в этом вопросе есть «правовой вакуум».

На самом деле в законе все расписано, отметил юрист Сергей Злотников, называя пункт 3 статьи 49 закона «Об образовании в РК»: «Родители и иные законные представители детей, являющихся гражданами Республики Казахстан и постоянно проживающих в Республике Казахстан, обязаны обеспечить получение ими среднего образования в организациях образования Республики Казахстан или международных школах, имеющих лицензию на занятие образовательной деятельностью по общеобразовательным учебным программам основного среднего, общего среднего образования, находящихся на территории Республики Казахстан, за исключением детей, выехавших в зарубежные страны в установленном законодательством Республики».

- Таким образом, закон говорит об обязательности получения среднего образования в школах Казахстана. Если ребенок не получает образование в Казахстане, родителей можно привлечь к ответственности. Это решение законодателя. У нас независимое государство, со всеми атрибутами, с собственной идеологией, собственными принципами в понимании как истории, так и современного положения государства. Какие принципы и идеи дети будут получать на уроках в зарубежной школе — неизвестно, - добавил эксперт.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить