«Дети пандемии» будут зарабатывать на 10% меньше, чем те, кто не учился онлайн

17130

Такой прогноз дали эксперты на обсуждении последствий коронавируса в образовании

ФОТО: pixabay.com

Мрачные цифры озвучил руководитель глобальной практики Всемирного банка в области образования в регионе Европы и Центральной Азии. Гарри Патринос на круглом столе, проведенном по теме «Трансформация образования в Центральной Азии» в Алматы 6 мая.

Во всем мире почти 90% учреждений образования в 2020-2021 годах были закрыты на карантин, напомнил эксперт, пострадали 1,65 млрд учащихся. Как это отразится на их будущем и на будущем их стран?

Гарри Патринос
ФОТО: ortcom.kz
Гарри Патринос

- Каждый год получения образования означает повышение заработка как минимум на 8-10%, то есть мы ожидаем, снижение уровня доходов населения, а страны будут терять в уровне производительности и доходов, - отметил Гарри Патринос. - Так, влияние «испанки» - эпидемии гриппа, случившейся в 1918-1920 годах, простиралось до 80-х годов прошлого века. Пострадало несколько поколений, включая детей, которые во время эпидемии были в утробе матери.

Чем дольше были закрыты школы во время пандемии коронавируса, тем большие потери понесли учащиеся. Это было выяснено в ходе первой волны исследований, проведенных с марта 2020 года до марта 2021 года в основном в Западной Европе. В Бельгии, где школы были закрыты 30 недель, ученики отстали в чтении и математике на целый год, а в Нидерландах, где время локдауна было меньше, показатель отставания был в два раза меньше. В целом в Европе учащиеся потеряли треть года обучения.

- Эти потери не распределялись равномерно. Больше всего пострадали те, кто и так был в зоне риска — неуспевающие и дети из малообеспеченных семей, - подчеркнул спикер. - Если не восполнить эти пробелы к 10 классу, то учащийся в целом будет отставать на целый год,

Причины снижения уровня обучения лежали в неготовности систем образования к переходу на онлайн.

- Некоторые страны пытались продолжить обучение по радио, телевидению, даже посылали задания по почте. Но телевизору нельзя задать вопрос, и элемент интерактива в обучении пропал. Во многих странах были ограничены мощности, наблюдался высокий уровень проблем со связью, не было электричества, не говоря уже об интернете и электронных устройствах. Некоторые страны в образовании откатились на 10 лет назад, - перечислил Гарри Патринос. - В результате учащиеся просто перестали посещать такие занятия: подключались, но не участвовали. Они забыли то, что знали раньше, и пропустили возможности научиться новому.

Во время второй волны 36 исследований, проведенных в 20 странах, показали, что некоторые государства смогли избежать потерь в образовании. Например, в Дании правительство предприняло активные действия, предоставив ресурсы родителям учащихся и сократив предметы для изучения. Датчане сосредоточились на базовых навыках чтения, и им удалось не только преодолеть отставание, но и повысить уровень отстающих учеников.

Франция также смогла повернуть тенденцию вспять. Там стали отправлять результаты тестов родителям и давать рекомендации по каждому учащемуся. Практически не зафиксирована потерь Швеция, но там за небольшим исключением школы не закрывали.

- Закрытие школ и связанные с этим потери в обучении приводят к ежегодному сокращению ВВП стран на 0,8%, что в совокупности приведет к снижению ВВП на 12-18% на протяжении жизни поколения. Страны мира потеряют до $17 трлн будущего дохода учащихся, - сообщил представитель Всемирного банка. - Ученики начальных классов потеряют меньше (в среднем $7000), чем старшие школьники и учащиеся вузов (до $18 тыс.).

Помимо материальных потерь, ухудшается психическое здоровье учащихся и растет гендерное неравенство: женщины вынуждены уходить с рынка труда.

В странах Центральной Азии и до пандемии наблюдался застой с точки зрения человеческого капитала, констатировал эксперт. Что же нужно делать, чтобы нивелировать последствия двухлетнего коронакризиса?

В первую очередь аналитики Всемирного банка советуют проводить регулярные замеры уровня образования и мониторить доступ к образованию. Это позволит определить пробелы и составить планы их восполнения. Второй пункт — усиление учебной программы. Следует сделать акцент на тех базовых знаниях и навыках, на которых строится все дальнейшее обучение, — чтении и математике. Третье — повышение эффективности преподавания. Здесь имеются в виду тренинги и курсы для учителей, их финансовая и материальная поддержка. Четвертое — продление учебного времени: дополнительные занятия, сокращение каникул, «продленка», репетиторство, в том числе в формате онлайн. Пятое — обеспечение социально-психологической помощи учащимся.

Практически все меры требуют увеличения бюджета в сфере образования, и Всемирный банк призывает правительства следовать этим рекомендациям.

- К сожалению, пандемия коронавируса не последняя, нам нужно быть готовыми к будущим потрясениям, - подвел итог представитель Всемирного банка.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить