«Балапан»: дошкольное и дополнительное образование

49108

Частные детсады отказываются получать половинчатые зарегулированные субсидии, принимая приоритетно детей на рыночных условиях вне программы «Балапан», с гарантированной полной оплатой от родителей

«Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы» утверждена постановлением Правительства в мае 2010 года. Её основным приоритетом является создание условий для охвата детей 3-6 лет организованным воспитанием и обучением, качественной подготовкой детей к учебной деятельности. Одной из эффективных мер решения проблемы дефицита дошкольных организаций, предложенных в Программе, провозглашено размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях независимо от форм собственности.

Не успев укорениться в сознании чиновников, руководства частных детских садов и родителей, программа начала пробуксовывать. В конце 2011 года частным детским садам предписали вернуть часть уже полученных средств обратно в бюджет. Перерасчёт происходит из-за условий программы «Балапан», предусматривающей субсидии на детей от 3 до 6 лет по принципам подушевого финансирования, когда государство оплачивает стоимость услуг за фактическое пребывание детей, не включая дни отсутствия ребёнка по болезни или трудового отпуска родителей.

Однако, в детские сады ходят и двухлетки и те, кому за шесть, а в отсутствие заболевшего ребёнка необходимо продолжать оплачивать труд воспитателей, нянечек, повара, медика, дворника, охранника, погашать стоимость коммунальных услуг и т. п. Таким образом создаётся ситуация, когда частные детсады отказываются получать половинчатые зарегулированные субсидии, принимая приоритетно детей на рыночных условиях вне программы «Балапан», с гарантированной полной оплатой от родителей.

Объём финансирования мероприятий по программе обеспечения детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» до 2014 года, составляет 216 млрд. тенге. Вместе с тем «дворцы детей и юношества» и «детские деревни» пустуют, дом пионеров в Алматы вообще снесён, а его место занял отель, сотни детских садов и спортивных сооружений находятся в подвешенном состоянии из-за борьбы интересов собственников.

Складывается ощущение, что многие забыли, что учреждения дошкольного и дополнительного образования детей это такой тип образовательной организации, основная цель которой развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству, в интересах личности (1), гражданского общества (2) и государства (3)!

Дошкольное и дополнительное образование детей - это не существующая сама по себе, в отрыве, а важная составная часть общего образования. Основная черта функционирования системы дошкольного и дополнительного образования детей - её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях данного типа не должна превышать 10-15%, в некоторых объединениях, например информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка уровень платности может быть несколько выше и достигать 30%, в других учреждениях этот уровень должен стремиться к нулю.

На сегодня ежемесячный бюджет доходов частного детского садика от одного ребёнка примерно таков: 25 000 тенге - родительский взнос, 25 000 тенге - субсидия государства по программе «Балапан», отдельные ежемесячные взносы по желанию для изучения английского языка, хореографии - 2-3 тыс. тенге.

Какие организации и учреждения мы помним с советских времён, помимо детских садов? Дворец школьников и пионеров, станция юных натуралистов, школа искусств, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), логопедические школы, детский парк, детский музей, лагерь, клубы собаководов, радистов, юных пожарных, комната школьника, детский (подростковый) клуб, база детского и юношеского туризма и экскурсий, детский стадион, детская железная дорога, центр дошкольного развития, и.т.д. Опыт советского внешкольного (дополнительного) образования был и остается уникальным в мировой педагогической практике. Он впитал в себя передовые традиции педагогических идей многих других стран, стал примером для реализации практического опыта и в других странах.

Отдельные элементы системы дошкольного и внешкольного дополнительного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу по физической культуре, художественному творчеству и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило, существующая на муниципальные средства или за счёт финансирования общественных, религиозных организаций, и на средства родителей. В педагогической практике это называется неформальным, альтернативным или инклюзивным образованием.

До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой дошкольного образования, которая охватывала приблизительно 70% детей до 7 лет. Сегодня потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении испытывают все регионы Казахстана. Это более чем 260 тысяч детей от 1 до 6 лет. Только официальных очередников в детские сады порядка 150 тыс. человек.

В 1991 году существовали 8743 детских садов, более половины (4868) были приватизированы в период «оптимизации», часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение. До 2000-го года количество детских садов в республике уменьшилось до 1144. Проблема развития дополнительного и дошкольного образования проявилась в классических дилеммах: платно-бесплатно, общее-частное, кто собственник, кто субсидирует, помогает, распределяет.

И тут можно с уверенностью констатировать необходимость конкуренции в вопросах развития Образования между Государственными программами (1), Частными интересами (2) и Энтузиазмом гражданского общества (3) в открытой, хоть и не равной, но равноправной среде. Нам нужна конкуренция во всём, включая конкуренцию подходов: частных (рыночных), государственных (общих) и смешанных. 

При таком подходе еще на этапе строительства государственных детских садов, из средств республиканского бюджета должен размещаться государственный образовательный заказ в дошкольных организациях, независимо от форм собственности в имеющихся частных организациях. Частное здание детского сада, эксплуатирующееся не по целевому назначению, должно быть выкуплено в муниципальную собственность. Из централизованной государственной, в муниципальную собственность акиматов должны переводиться учреждения дошкольного и дополнительного образования и спортивные сооружения с передачей материально-технической базы из ведения удалённых министерств и ведомств в ведение местных исполнительных органов (децентрализация).

В конечном счёте, по аналогии с переводом пенсионных накоплений напрямую в свой фонд от работодателя, можно осуществлять прямой платёж от работодателя по социальному налогу и социальному отчислению при оплате труда работника в пользу учреждения дошкольного или дополнительного образования по выбору. Прямой платёж социального налога в пользу детского сада перевернёт представление о тезисе «я - налогоплательщик», тогда многие граждане осознают, что они вообще не платят налогов или, наоборот, добросовестно платят, а значит, имеют право на управление средствами.

Общество заинтересовано в действенных механизмах финансирования дошкольного и дополнительного образования в стране. Пять-семь лет затрат и личность выходит на устойчивую потребность в познании и творчестве, а страна - соответственно на устойчивое и стабильное развитие.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить