Аттестация педагогов: учителя о повышении квалификации по новой системе

38427

Квалификационное тестирование педагогических работников, которое было обновлено в этом году, остаётся в центре внимания всего преподавательского цеха Казахстана. По новой системе аттестации каждая категория — педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь и педагог-мастер — имеет определённый размер доплаты к заработной плате, а также соответствующие требования, как и в квалификационных уровнях учителей

Фото: Архив пресс-службы

И задачи по повышению статуса педагога, и качества школьного образования, указанные в Послании главы государства, исполняются министерством. По итогам прошедшей в мае 2018 национальной аттестации, в школах свыше 34 тысяч учителей получили квалификационные категории. Педагогам, подтвердившим свою квалификацию, с 1 сентября текущего учебного года определены надбавки к заработной плате в размере от 30 до 50%.

Учитель химии Мадина Николаевна Карагаева была в числе первых, кто прошел квалификационное тестирование. Она преподаёт в областном многопрофильном лицее для одарённых детей Павлодара. Учитель с одиннадцатилетним стажем поделилась опытом прохождения национальной аттестации, по результатам которой получила квалификацию педагога-исследователя.

Мадина Николаевна, расскажите, пожалуйста, как проходил процесс аттестации?

- Квалификационное тестирование проходило в два этапа. На первом этапе нас оценивали на знание предмета. Требовалось ответить на 100 тестовых вопросов: 70 — по предмету, 30 — по методике преподавания. Если на первом этапе педагог достигал проходного порога, то он допускался ко второму этапу. Назначенная комиссия оценивала мои профессиональные достижения, смотрела на успехи моих учеников. Специалисты отдела образования посещали уроки. По итогу второго этапа комиссия определяла — присуждать квалификацию либо нет.

В целом особых сложностей не было. Тестовые вопросы охватывали учебную программу. Хотя волнение, конечно, присутствовало. Всё-таки в числе первых сдавали. Но всё было объективно. Пройти квалификационное тестирование реально и возможно.

Как долго длилась аттестация и когда вы узнали о результатах?

- Результаты по тестированию были готовы в тот же вечер. Через свой ИИН мы смотрели результаты на сайте Национального центра тестирования (НЦТ). А второй этап длился примерно две недели.

Как вы готовились к тестированию?

- Мы изучали литературу, консультировались с педагогами вуза. Также проходили пробное тестирование на сайте НЦТ. Сразу скажу, что вопросы с пробных не встретились. За предметные знания я и мои коллеги не переживали. Мы все переживали за методику, ведь после учёбы в вузе прошло много времени, да и содержание образования обновилось. Поэтому методике уделили больше внимания. Немного легче было тем, кто недавно проходил курсы повышения квалификации. Очень помогла НИШевская программа (учебные методики Назарбаев Интеллектуальных школ).

Почему решили участвовать и что дают результаты аттестации учителям?

- Во-первых, хотелось проверить свой уровень. Во-вторых, это часть реформы в образовании, и мы хотели поддержать её, потому что уже сейчас видим положительные результаты в образовательной системе. И, конечно же, мы рады, что труд учителей оцениваются. Присвоенная к категории надбавка по заработной плате ощутимая - её мы начали получать с сентября.

Расскажите, пожалуйста, как проходят ваши уроки.

- В нашем лицее обучение начинается с 7 класса. С прошлого года мы перешли к обновлённому содержанию. Ученики 7-8 классов обучаются по новой программе, и их достижения оцениваются по критериальной системе. Мы видим плюсы новой методики оценивания, когда ежедневный анализ успеха учащегося дает понимание, на каком он уровне. Прежде всего это важно для самого ученика, когда он знает, где нужно подтянуть. А также родители всегда переживают за своих детей, хотят знать их достижения. В этом нам помогает электронный дневник Kundelik. При этом в лицее активно внедряется полиязычное обучение. На урочных и внеурочных занятиях систематически применяются цифровые технологии.

Преподаёте ли вы свой предмет на английском?

- Я преподаю в классах с русским языком обучения. Но с прошлого года в 7 и 8 классах мы ввели билингвальное обучение предметов естественно-научного цикла. Для начала изучаем предметную терминологию на английском, а также внедряем методику CLIL (Content and Language Integrated Learning) — интегрированное обучение языку и предмету. Так как полиязычное обучение предмета требует значительного времени, мы составили план. Согласно этому плану: в первой четверти 10-25% урока проводится на английском, в конце полугодия — 30-50%, а в конце учебного года планируем довести этот показатель до 80-90%. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что изучать английский с нуля очень сложно. Я проходила трёхмесячные курсы английского языка в центре «Өрлеу», где к нам на месяц приезжал носитель языка. Раньше мне не верилось, что в такие короткие сроки может быть существенный прогресс. Но я ошибалась. Сейчас я продолжаю изучать иностранный язык. Мы организовали коллективное изучение английского языка на базе лицея.

Поделитесь, пожалуйста, достижениями своих учеников.

- Нам есть чем гордиться. Наш лицей — кузница «олимпиадников», «проектников», победителей интеллектуальных и творческих конкурсов. Если говорить о моих учениках, то среди их достижений можно выделить победу в областном, республиканском и международном конкурсе научных проектов. Сейчас активно идёт подготовка к областной юниорской и предметной олимпиаде. Также в нашем лицее получили развитие стартап-проекты. Очень важно, чтобы ученики знали, где на практике можно реализовать свой потенциал. Для этого мы привлекаем сторонние организации, чтобы дети получали знания от предпринимателей, STEM-центра и др. Ученики как губки — впитывают все. От нас же требуется разносторонняя работа. Мы обучаем детей, развиваем их научные способности, делимся жизненным опытом, становимся для них наставниками. Ученики своими достижениями вдохновляют нас, они — движущая сила, которая мотивирует учителей к развитию.

P.S. Действующие квалификационные категории — вторая, первая, высшая — сохраняют свое действие в течение пяти лет с момента присвоения и не понижаются в случае, если педагог не смог пройти аттестацию.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить