Асылбек Кожахметов: Вузы должны готовить не наемных работников, а предпринимателей

18284

Президент AlmaU - о проблемах высшего образования в Казахстане

Асылбек Кожахметов
ФОТО: Андрей Лунин
Асылбек Кожахметов

Бизнесмен и издатель Forbes в Казахстане и Грузии Арманжан Байтасов подготовил очередной выпуск для своего YouTube-канала Baitassov Live. Новым героем передачи стал казахстанский общественный деятель, бизнесмен, основатель и президент Almaty Management University Асылбек Кожахметов. Основной темой программы стало казахстанское образование: его трансформация в период пандемии и перспективы дальнейшего развития. Начиная беседу, автор и ведущий проекта Арманжан Байтасов попросил своего гостя оценить систему образования РК.

Асылбек Кожахметов отметил, что несмотря на имеющуюся критику, в целом система образования страны за 30 лет независимости проделала большой путь: в республике развита система частного образования, которая, например, в Узбекистане, появилась всего 2 года назад. Также наша страна достаточно успешно преодолела этап перехода от советской «командной» системы образования к рыночной.

- С моей точки зрения, нам еще многое предстоит сделать, но то, что проделано, - уже серьезное достижение, - сказал спикер.

Он также уточнил, что сегодня уровень образования стал ниже, чем при СССР, но не упал до слишком низких значений.

- Я считаю, что советское образование входило в топ-3 в мире, возможно, вообще был самым лучшим. Понятно, что сегодня мы не на первом и даже не на десятом месте. По многим показателям по уровню образования мы в районе 50-й строчки. Вообще здесь много разных показателей. Например, по индексу человеческого развития мы на 51-м месте, Россия - на 52-м, а Узбекистан - на 103-м. В целом нужно трезво оценивать наши возможности, в том числе и с экономической точки зрения, - подчеркнул Асылбек Кожахметов.  

Далее он развил эту мысль. В среднем ежегодно на обучение каждого студента вуза правительством РК выделяется около $9 тыс. В США этот показатель равен $45 тыс., а во Франции - $56 тыс.

- И когда у нас начинают говорить о том, что на Западе уровень образования гораздо выше, чем у нас, это не совсем правильно. Нельзя платить как за «Запорожец» и требовать комфорта, как у «Мерседеса», - привел аналогию эксперт.

Он также напомнил, что из республиканского бюджета (около $160 млрд) на образование в Казахстане выделяется всего 3,6%. Чтобы поддерживать уровень образования на должном уровне, необходимо выделять как минимум 5%, а для того чтобы сокращать отставание от лидирующих стран - минимум 7%.

Асылбек Кожахметов и Арманжан Байтасов
ФОТО: © instagram.com/armanzhan/
Асылбек Кожахметов и Арманжан Байтасов

- В Узбекистане выделяется около 8% от общего бюджета, но на высшее образование у них тратится гораздо меньше средств, чем у нас. Согласно государственной программе, в Казахстане поставлена задача увеличить финансирование МОН РК до 5%. А это уже в полтора раза больше, чем сейчас. Понятно, что просто закидать деньгами наше образование неправильно, нужно все тщательно разработать, все делать равномерно, чтобы рационально использовать эту возможность, - рассказал гость программы.

В это же время нельзя перекладывать всю ответственность за образование своих детей только на плечи государства. Если раньше, при СССР, такая модель была вполне удачной - взамен на некоторое ограничение свобод и прав граждан население получало возможность бесплатного образования и здравоохранения, то сегодня родители обязаны поддерживать стремления своих чад в получении не только самой востребованной профессии, но и той, к которой лежит душа.

- Самое главное, нужно не отдавать детей только туда, где есть возможность получения госгранта, или видеть в своем ребенке только врача, учителя или еще кого-то. Нужно, чтобы будущий студент определился с тем, кем он хочет стать, чтобы он стремился к своей профессии. Вот с этим нужно определяться в первую очередь. И конечно, нужно вникать во все учебные дела своего отпрыска. Не нужно вместе с ним делать уроки и задания, нужно подталкивать его к правильному решению, но пусть он учится ответственности, - добавил Асылбек Кожахметов.

Также, по мнению спикера, Казахстану необходимо более доступное образование. Система должна заключаться не только в госгрантах, но и в дешевых кредитах на образование, как в Европе и США, где студент берет кредит на обучение под низкую ставку и спустя определенное время, уже найдя работу, выпускник выплачивает заем.

- Это доступная система оплаты за учебу. В Великобритании по такой системе обучается около 70% студентов. Но подчеркну, что кредиты на обучение должны быть доступными и дешевыми. Такую возможность можно предоставлять в первую очередь абитуриентам из сельской местности и с окраин городов. Потому что, сдавая ЕНТ, они уже находятся в неравных условиях по сравнению с городскими учениками. У них хуже школы, у них могут отсутствовать некоторые учителя, у них часто нет возможности ходить к репетиторам и так далее. И у нас получается, что в тех семьях, где хороший достаток, дети получают хорошее образование, а бедные семьи получают меньшие шансы. Это несправедливо. Образование - это социальное благо, а не экономическое, - напомнил президент AlmaU.

Говоря об уровне трудоустройства после окончания вуза, спикер отметил, что это уже устаревший показатель, который должен остаться в ХХ веке. В нынешнее время вузы должны готовить не только наемных работников, но и предпринимателей, которые обеспечат работой себя и создадут новые рабочие места.

- Крен в сторону предпринимательского образования должен быть гораздо больше. А для этого нужно развивать конкуренцию между вузами. Пока же государство само пытается определить, какой вуз хороший, а какой плохой. Для этого нам нужна независимость университетов. Да, есть госпрограмма и разработан закон об автономии вузов. Направление выбрано и первые шаги сделаны, но нужно смелее и быстрее идти в эту сторону. Потому что у нас социальная волна недовольства и иждивенческая волна догоняет текущую экономическую волну. И скоро все это может нас захлестнуть. Нужно работать с опережением, - привел доводы Асылбек Кожахметов.

Рассказал гость программы и о том, как определять профессии будущего и предоставлять студентам возможность получить востребованную профессию и специальность, которая не оставит его за бортом жизни. Для этого сегодня созданы различные программы и рейтинги, которые позволяют если не со стопроцентной точностью определить, что же будет востребовано через 4-5 лет, но все же дают возможность понять, к чему нужно готовиться. Для этого нужно сотрудничать с ведущими мировыми вузами и различными организациями, а сам профессорско-преподавательский состав должен постоянно работать над саморазвитием.

- Для примера. AlmaU сегодня сотрудничает с Arizona State University, который входит в 5 лучших вузов США по ряду показателей. Также мы стремимся к постоянному повышению квалификации наших сотрудников - как менеджерского звена, так и преподавательского состава. Мы проводим онлайн-обучение и онлайн-курсы с Arizona State University в рамках разработанной программы. К слову, около половины управленческого персонала и 25% наших преподавателей уже владеют английским языком. В идеале мы стремимся к тому, чтобы как минимум 60-70% наших сотрудников владели английским языком. Это требование нашего времени, чтобы не отставать от мировых трендов в образовании, - пояснил эксперт.

Говоря о том, как его университет старается открывать новые востребованные профессии, Асылбек Кожахметов в качестве примера анонсировал создание при AlmaU Школы медиа и кино, которая будет открыта в 2021.

- С нашей точки зрения сегодня кино - это уже часть медиа. Наш новый факультет будет открыт совместно с «Казахфильмом», который поддержал наше нововведение. Наши студенты будут учиться и на базе «Казахфильма», и у нас. Мы стараемся сделать синергию, будем готовить специалистов не только для кино. Одним из основных курсов будет «Креативное предпринимательство». Студенты будут создавать готовый продукт, который должен продаваться. Например, будут снимать востребованное кино. В целом в Алматы готовят специалистов в области киноиндустрии, но они не выходят из вуза с навыками предпринимателя. И наша задача - научить их и креативности, и навыкам ведения бизнеса, - поделился новостями Асылбек Кожахметов. 

***

Далее в программе Baitassov Live собеседники поговорили:

- о том, как создать вузы, способные развивать экономический потенциал региона или города;

- могут ли бизнесмены заинтересовать университеты в создании новых профессий и специальностей;

- кто важнее: гуманитарии, «технари» или специалисты, обладающие бизнес-навыками;

- о плюсах и минусах онлайн-образования;

- почему из Казахстана уезжают специалисты с высшим образованием и не приезжают новые, а также почему наши абитуриенты уезжают учиться в Россию;

- нужна ли Казахстану национальная идея.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить