Асхат Аймагамбетов – о будущем частных школ, детсадов и центров развития

23944

Министр образования и науки РК дал интервью Forbes.kz

Асхат Аймагамбетов
ФОТО: Архив пресс-службы

В последние годы в Казахстане активно развивался сектор частного дошкольного образования, и во многом благодаря бизнесу в стране удалось решить проблему нехватки мест в детских садах. Согласно официальным данным, охват детей дошкольным образованием сегодня составляет 98,5%. Однако уже несколько месяцев этот бизнес находится в затруднительном положении: карантинные ограничения не позволяют работать в полном объеме либо запрещается работать даже в режиме дежурных групп (в Нур-Султане). С какими потерями выйдет этот сектор из карантина и не столкнется ли страна вновь с тотальным дефицитом мест в детских садах, Forbes.kz спросил у министра образования и науки Асхата Аймагамбетова.

F: Асхат Канатович, сейчас активно идет подготовка к новому учебному году в дистанционном режиме. Но при этом практически «за кадром» остается сегмент дошкольного образования. Многие дети в Казахстане ходят в частные детсады. Есть у вас оценки состояния этого сектора, прогнозы на будущее?

- Министерство не делит организации образования на частные и государственные, для нас они все одинаковые. В нынешних условиях это очень важно. У нас к ним одинаковые требования, одинаковые нормы, и отношение тоже одинаковое, будь это вузы, школы, частные детские сады.

Частные детские сады - это большое благо вообще для системы. Вы знаете, буквально несколько лет назад у нас охват дошкольным обучением был очень проблематичным, но сейчас он составляет 98,5%. Такого серьезного охвата удалось достичь только при участии частного сектора. Сегодня по стране у нас 10,7 тыс. дошкольных учреждений, и 4,3 тыс. (41%), где воспитывается около 353 тыс. детишек, относятся к частному сектору. Поэтому для нас это очень важно, мы видим очень большой эффект.

Уже лет пять мы практически не строим государственные детские сады, и охват детей идет только за счет частных детских садов. Государство экономит большие средства, потому что когда строишь государственную школу, нужно вкладывать деньги в ПСД (проектно-сметную документацию - F), собственно строительство, ждать достаточно долго, а потом еще и содержать. А бизнес открывает сам, и делает это гораздо быстрее и где-то даже с меньшими затратами, а мы потом размещаем там госзаказ. Поэтому сам механизм такого государственно-частного партнёрства очень выгоден для государства и для общества. Мы несколько лет подряд это делаем и видим большую выгоду.

Конечно, сейчас достаточно сложный период вообще для частного сектора в образовании. И для школ, и для вузов, и конечно, это большая проблема для частных детских садов, особенно для учреждений дополнительного образования, которые не имеют госзаказа. Если школы, перейдя на дистанционную форму, госзаказ сохранили, по частным садам вопросы решаются, то по сектору дополнительного образования пандемия ударила особенно сильно.

Со стороны государства есть несколько основных направлений поддержки. Дошкольные организации включены в постановления правительства, предусматривающие отсрочку по налогам, в том числе по налогам на фонд оплаты труда. Это уже очень серьезная поддержка со стороны государства.

Кроме того, буквально 16 марта, как только начался режим ЧП, мы ходатайствовали перед госкомиссией о том, чтобы сохранить для частных детсадов весь объем госзаказа, несмотря на вынужденный простой. Госкомиссия нас поддержала, и весь период ЧП, с 16 марта до 10 мая, они получали госзаказ в полном объеме, несмотря на то что дети не ходили. После окончания ЧП, когда разрешили работу дежурных групп, детские сады получали деньги за всех детей, которых родители решили отдать в эти группы.

Сейчас готовится следующее решение: пока действуют карантинные ограничения и разрешена работа только дежурных групп, за тех детей, которые посещают дошкольные организации, госзаказ будет размещаться в полном объеме. За тех детей, которых родители не готовы отпускать в детский сад, предлагается перечислять чуть меньше средств. Но - не приостанавливать, даже несмотря на то, что дети фактически эти услуги не получают. Это делается для того, чтобы выплачивалась заработная плата и организации выполняли свои социальные обязательства. Это беспрецедентные меры поддержки, и я думаю, что нашим коллегам здесь можно быть довольными.

F: Но, по данным бизнес-ассоциаций, уже 10% частных детсадов, в том числе получающих госзаказ, объявили о своей ликвидации или готовятся к ней.

- Это тоже бывает, не отрицаю. У нас ежегодно, и до пандемии, около 5% организаций закрываются и открываются новые, причем открывается гораздо больше. Да, мы видим факты, когда определенная часть закрывается, сейчас всем непросто. Но вы удивитесь - несмотря на пандемию, есть детские сады, которые даже в это время, в этом периоде открываются. Есть инвесторы, которые вкладывают деньги в этот вид бизнеса. Конечно, всем сейчас очень непросто. Но государство поддержало по всем направлениям, и очень серьезно.

F: Вы сказали, что финансирование сейчас идет за фактическое посещение детей. Но для дежурных групп в частных садах количество персонала не уменьшилось: работают все воспитатели, методисты, нянечки, повара, дворники и так далее. То есть у самого бизнеса расходы снизились разве что на еду, поскольку детей меньше.

- Я вам скажу так: например, во время режима ЧП, это 2,5 месяца, несмотря на то что многих расходов не было и услуги не оказывались, дошкольные организации полностью деньги получали. В методике финансирования заложена не только заработная плата, там и учебные расходы, и коммунальные услуги.

Сейчас мы как раз рассматриваем, чтобы оплата шла за дежурные группы. Предлагается такой вариант, что за фактически приходящих детей будут получать 100% от подушевого норматива. Если ребенок не ходит, но не потому, что детский сад не захотел его взять, а потому, что есть карантин и родители боятся и так далее, предлагается оплачивать часть расходов, чтобы они могли закрывать заработную плату своих сотрудников. Я понимаю, что сады хотят получать в полном объеме, но это невозможно.

Есть методика. Это деньги бюджетные, не Министерства образования или акимата, это - деньги налогоплательщиков, народные деньги. Мы не можем их расходовать «не глядя». Сейчас наши коллеги работают вместе с НПП, с другими уполномоченными структурами, чтобы окончательно утвердить расчеты и дальше оплачивать уже по определённой методике даже за тех детей, которые фактически не получают услуги.

F: Согласно методике, 29 тыс. тенге в месяц оплачивается за одного ребенка. А сколько составит «урезанная» оплата?

- Пока ориентировочно порядка 16 тыс. тенге. И я вам так скажу: буквально год назад мы делали расчеты для государственных детских садов, где очень много отличий по сравнению с частным сектором, даже количество штатных сотрудников намного больше. Но даже у них год назад в среднем от 14 до 16 тыс. тенге была себестоимость одного места. Этого хватало, чтобы закрыть всю заработную плату и все расходы на содержание государственной организации дошкольного образования.

F: Ваша новая методика учитывает изменения, предусмотренные законом «О статусе педагога», где заложен рост зарплат, увеличение отпуска и так далее? Вы рассматриваете возможность пересмотра в целом стоимости госзаказа уже на постпандемический период?

- Да, я понимаю эти аргументы, мы их слышим давно. Действительно, мы это инициировали и изменения в методику вносим. Но если говорить без официоза, необязательно уравнивать во всем государственные и частные организации.

Если говорить именно по статусу педагога, эти дополнительные расходы, чтобы повысить заработную плату, в настоящее время предусматриваются в изменениях методики, которые вносятся.

F: Когда эта методика может быть внедрена в практику?

- Пока сложно сказать, когда именно. Мы уже запустили проект и согласовываем его с уполномоченными государственными органами, как того требует законодательство. После согласований будем направлять для принятия этого решения. Главное, что мы этот вопрос уже инициировали и процесс уже идет. 

F: Насколько изменится сумма госзаказа?

- Там есть определённые расчеты. Методика, как я уже говорил, учитывает все затраты: на учебные материалы, коммунальные услуги и так далее. Понятно, что учебные расходы не увеличатся. Увеличения будут в той части, где предусматриваются расходы именно на фонд оплаты труда. В процентах это должно покрывать как раз те вещи, которые были в законе о статусе педагога.

F: Вы уже упомянули частные школы. Они продолжают функционировать в дистанционном режиме. Но уже есть факты, когда из частных школ люди забирают детей. У кого-то денег нет, кто-то переводит детей в российские школы также по дистанционке. Какова ситуация?

 - По частным школам в части финансирования проблем нет. Услуги оказываются, государство размещает государственный заказ, и размер заказа не меняется, ведь ребенок так или иначе обучается, услуги получает. Другое дело, я знаю, что есть вопросы взаимоотношений самих школ и родителей. Некоторые родители говорят: раз мы учимся дистанционно, вы должны снизить намного стоимость обучения. Это вопрос в другой плоскости, это взаимоотношения родителей и школ.

Мы со своей стороны одинаковые условия для всех создаем и размер госзаказа не поменяли, не уменьшили, так же выполняем свои обязательства. Кроме того, мы ходатайствовали, чтобы в соответствующее постановление правительства по вопросу налогообложения включили и данный сектор. Это огромная работа. Государство до 1 октября освобождает частные школы от налогов и других обязательных платежей.

F: Я правильно понимаю, что министерство не ожидает каких-то серьезных изменений на рынке образовательных услуг после окончания пандемии?

- Вы удивитесь, но с начала пандемии у нас около 15 новых частных школ открылось. И мы сейчас ведем переговоры, в нашем портфеле инвестиционных проектов имеются дополнительные проекты, и школы будут открываться. По размеру госзаказа в школах нами сейчас прорабатывается вопрос и инициирована возможность его увеличения.

Для нас очень важно. Понимаете, когда мы пытаемся решить проблему трехсменного обучения либо аварийных школ, мы не должны полагаться только на возможности бюджета. Мы должны активно подключать частный сектор. В прошлом году открылось более 70 частных школ. И ни одного тиына государство не потратило на строительство этих школ. Мы только размещаем госзаказ. Если бы это делало государство, мы бы потратили деньги на строительство и потом тот же госзаказ размещали бы там. Поэтому, конечно, это очень важно, это очень выгодно и эффективно для государства. Поэтому мы поддерживаем развитие частного сектора и дальше будем поддерживать. 

F: То есть вы не ожидаете, что, к примеру, в январе - феврале 2021 года у нас заканчивается пандемия и вдруг одномоментно, скажем, 100 тысяч детей остались без детских садов, а 20 тысяч - без школ?

- Нет, я не ожидаю такого. Рынок достаточно активный, мы сейчас видим, что этот вид бизнеса достаточно востребованный, тем более - с учетом того, что делает государство. Это беспрецедентные вещи - когда не оказываются услуги, а государство выполняет свои обязательства. Кому действительно сложно - это частным образовательным центрам, частным центрам дополнительного образования. Там говорить о статусе педагога, надбавках к отпуску и так далее даже не приходится – у них такой возможности нет.

F: Да, представители этого сегмента уже прямо говорят, что не смогут возобновить свою деятельность.

- Я думаю, что смогут возобновить. Да, им сейчас очень непросто, многие уже закрываются. Но я думаю, что эта ситуация временная. На рынке есть спрос на эти услуги, и после того как пандемия завершится, я думаю, этот сегмент образования также очень быстро восстановится.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить