Арын Орсариев - о развитии предпринимательства среди молодёжи

11291

В Казахстане особое внимание уделяется молодёжной политике и интегрированию молодёжи в жизнь сообщества. Министерством образования и науки систематически ведётся работа по поддержке молодёжи Казахстана

Арын Орсариев
ФОТО: архив пресс-службы
Арын Орсариев

Одним из наиболее интересных проектов в республике является Zhas Project, который реализуется министерством совместно со Всемирным банком по всем регионам страны с 2017 года. Ответственный секретарь МОН Арын Орсариев в своем интервью рассказал о работе проекта развития молодежного корпуса за три года, о новом совместном проекте МОН и НПП «Атамекен» по основам предпринимательства и о поддержке молодежи страны в целом.

Арын Амангельдиевич, МОН уже третий год ведет проект по поддержке молодежи Zhas Project. Можете рассказать каких результатов удалось достичь?

- За три года работы проект охватил все регионы Казахстана. Этот год завершающий, и работа ведётся в Акмолинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Мангистауской областях и в городах Нур-Султан и Алматы. Как вы знаете, в проект вовлекались молодые люди от 14 до 29 лет, которые не работают и не учатся либо работают, но имеют низкий доход. За годы реализации в проекте приняли участие свыше 9 тысяч молодых людей со всего Казахстана, которые смогли начать свое собственное дело, а кто-то даже реализовал мечту. После завершения проекта многие устроились на работу, некоторые смогли продолжить уже своё дело и даже обеспечить других рабочими местами.

А планирует ли МОН в дальнейшем поддерживать молодёжь?

- Да, как раз в этом году министерство совместно с НПП «Атамекен» начало проект, где тренеры палаты предпринимателей обучают преподавателей основам предпринимательской деятельности. Проект запущен в школах, в учреждениях технического и профессионального образования и вузах по всему Казахстану.

Как пришла идея создания такого проекта?

- За годы реализации Zhas Project мы заметили, что многие молодые люди плохо осведомлены в вопросах проектной и предпринимательской деятельности. Им зачастую не хватает знаний и навыков для реализации своего потенциала. Несмотря на то что бенефициары проходят четырёхдневные обучающие тренинги по жизненно важным навыкам в начале и в конце проекта, а также получают колоссальную поддержку от менторов – проводятся ежемесячные встречи и обучение на протяжении 6 месяцев, это оказалось недостаточным. По предварительным данным социологических исследований, только 42% участников Zhas Project продолжают реализацию своих проектов после окончания грантового финансирования. Хотелось бы, конечно, чтобы этот процент был выше и дотягивал до 90%.

Так, к примеру, в Финляндии и Эстонии активно и успешно развивается предпринимательство в организациях образования - создана среда для развития бизнеса. В университетах Финляндии есть предметы по основам предпринимательства, на которых студенты учатся создавать и вести свои собственные бизнес-проекты: продают, зарабатывают деньги и развивают бизнес – всё как в жизни. Вузы там создают все условия для ведения бизнес-проектов – выделяют помещения, снабжают необходимым инвентарем. После завершения обучения у студентов есть возможность продолжить свой проект как полноценный бизнес – зарегистрироваться, работать, развиваться и платить налоги. А если не захотят, то просто оставляют свой проект в стенах университета. Наше министерство хочет пойти именно по такому пути обучения, ведь идея создания Skype и Angry Birds зарождалась их создателями ещё в студенческие годы.

МОН готовит молодёжь к сознательному подходу в вопросах предпринимательства.  Здесь вы ведь понимаете, что предпринимательство подразумевает собой и предприимчивость человека, а это и практичность, изобретательность, планирование и находчивость.

- Существует пять уровней развития в течение жизнедеятельности человека: первый – это иждивенчество, когда человек только рождается, он зависимый и несвободный. Второй – обучение, когда он получает жизненно важные навыки, учится самостоятельности. Третий – начало профессиональной деятельности, здесь человек становится независимым, зарабатывает. Четвертый – предпринимательство. Это после того, как человек получил знания, навыки и какой-то практический опыт. А пятый – лидерство. На последний уровень – лидерство - человек может прийти после того, как он научился предпринимать конкретные инициативы, неоднократно доказывая свою дееспособность. Как раз такие люди ведут общество вперед. Для увеличения количества лидеров в Казахстане необходимо развивать именно предпринимательство. Министерство образования и науки планирует не только поднимать ответственность среди молодёжи, но и фиксировать рост на каждом из уровней.

На сегодняшний день в Казахстане высокий охват дошкольным образованием, практически стопроцентная грамотность населения; действующая программа бесплатного технического и профессионального образования позволяет любым трудолюбивым гражданам получать профессию бесплатно, большое количество грантов на получение высшего образования, и, конечно же, стипендиальная программа «Болашак». Следующим большим шагом в развитии людей может стать предпринимательство. Так, в рамках реализации Проекта развития молодёжного корпуса мы даём гранты в 1 млн тенге, проводим четырёхдневные тренинги в начале и в конце проекта, но этого всё ещё недостаточно.

Необходим системный подход в обучении на ранних стадиях. Чем больше молодежь получает знаний и навыков в области предпринимательства, тем более полноценно и эффективно будут использоваться грантовые средства. Также многие молодые люди не всегда готовы брать кредиты, несмотря на то что в Казахстане существует множество удешевлённых кредитов. Кстати, это немалое благо, не все это понимают. И так же не все умеют обращаться с этими ресурсами. Поэтому в совместном проекте с НПП «Атамекен» идёт обучение педагогов основам предпринимательства. Иными словами, учим педагогов учить молодёжь «как делать удочки». За два учебных года – до 2021 года обучение пройдут свыше 6 тыс. педагогов в вузах, учреждениях ТИПО и школах, которые обучат более 448 тыс. школьников и 130 тыс. студентов. Такой проект будет носить долгосрочный характер. Каждый новый учебный год преподаватели будут обучать новые поколения молодых людей.

А как помочь молодым людям стать успешными предпринимателями?

- Чтобы студент дорос до бизнеса, необходимо четыре условия. Первое – ему надо придумать жизнеспособную бизнес-идею. Этому наши педагоги могут обучать уже сейчас, в рамках совместного с НПП «Атамекен» проекта массового обучения педагогов предпринимательству. О нём я вам уже рассказал.

Итак, бизнес-идея у него есть. Следующее условие – нужно сформировать прототип своего продукта или услуги. Для этого важно, чтобы в колледжах и вузах были технопарки, лаборатории, мэйкер-спейсы и т.п. В этом году в стране начался проект «Жас маман» по оснащению 200 учебных заведений страны соответствующим оборудованием, перечень которого согласован с НПП «Атамекен».

Но недостаточно просто создать прототип. Важно иметь постоянное место для его реализации: где сидеть команде, куда обращаться заинтересованным партнёрам, будущим клиентам и потенциальным инвесторам. Это третье условие – иметь обстановку для реализации проекта. Поэтому министерство выделяет средства на формирование 30 таких специальных мест - коворкингов. Именно такие коворкинги могут стать площадкой, где будут собираться молодые предприниматели. Именно отсюда им можно «тестить» продукты рынком. Именно здесь можно встречаться с менторами и бизнес-ангелами. Такие коворкинги могут выполнять функции бизнес-инкубаторов, офисов коммерциализации технологий. Здесь смогут располагаться молодёжные организации типа «Энактус», ассоциации и клубы молодых предпринимателей.

Ну и в заключение четвёртое условие - получить финансирование. Грантовое, венчурное или ещё какое. Zhas Project находится здесь, на этом этапе. Поэтому все меры на предыдущих стадиях будут только повышать эффективность проекта.

А вообще, основы предпринимательства – навык, необходимый каждому, не только тем, кто планирует начать своё дело. Ведь они дают знания, как спланировать правильно своё время, распределять расходы и доходы, а также правильно поставить цели. МОН готовит молодёжь к сознательному подходу в вопросах предпринимательства. Здесь вы ведь понимаете, что предпринимательство подразумевает собой практичность, «изобретательность», планирование и находчивость.

Какие ожидания у министерства от проекта?

- Государством ведётся полномасштабная работа по поддержке и созданию среды и необходимой инфраструктуры для развития бизнеса. Так, в своем послании президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству разработать основу для освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты налогов на три года. Кроме того, существует множество государственных программ по поддержке, обучению и кредитованию МСБ. Я уверен, этот комплекс мер предпринимаемых государством по развитию человеческого капитала в скором времени даст положительные результаты. Мы хотим, чтобы молодёжь не искала, а сама создавала работу.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить