Арын Орсариев - о создании новых «звёзд»

10264

О реализации потенциала молодёжи, глобальных трендах и поддержке молодёжных инициатив рассказал в интервью ответственный секретарь МОН РК Арын Орсариев

Арын Орсариев
Фото: архив пресс-службы
Арын Орсариев

Арын Амангельдиевич, в последнее время в своих выступлениях вы говорите о потенциале молодёжи Казахстана. Какой он и как его раскрыть?

- Сегодня казахстанское образование практически не имеет границ. Для нас открыт весь мир и есть много возможностей. Я говорю не только о классическом обучении в университетах, академической мобильности, программе «Болашак» или других международных программах. Есть масса дополнительных курсов - Edex, Coursera, есть «школы без педагогов» (Ecole 42) и подобные им. Можно работать в крупнейших корпорациях, не выходя из дома. Amazon и Google в своих рекрутинговых кампаниях перестали ориентироваться на сухие GPA в дипломах и уже смотрят на профессиональный опыт и дополнительное обучение претендента. Всё это создаёт прессинг на классические организации образования. Образовательная система часто не успевает за меняющимся профессиональным миром. Студенты-практики зачастую знают гораздо больше преподавателей. Это один из важных вызовов для государства и общества, и задача сейчас - максимально эффективно развивать человеческий капитал, причём, как говорит президент, с самого раннего возраста.

Это глобальные тренды, вы правы. Но что Министерство образования и науки делает для развития человеческого потенциала? И как вы оцениваете эффективность этой работы?

- Уже много сказано про высокий, даже по мировым меркам, охват дошкольным образованием - 95%. В основе обновлённого содержания школьного обучения лежит функциональная грамотность, то есть ориентир на прикладной характер знаний, а также полиязычие и STEAM. Повышается академическая свобода вузов. В Казахстане повсеместно создана инфраструктура дополнительного образования. Это и творческие кружки, и спортивные секции, и языковые центры, и робототехника, и информатика и многое другое. Мы наблюдаем заметный рост таких курсов. Родители понимают, что детей нужно развивать, и вкладывают в них максимально. Но этих усилий недостаточно. У детей мало ролевых моделей - поэтому одной из важных задач является их взращивание. Сейчас часто приводятся истории о том, что Илон Маск продал свою первую компьютерную программу в 12 лет. Марк Цукерберг основал Facebook будучи ещё студентом, в 19. Выпускник алматинской школы Аркадий Волож запустил «Яндекс» в 25. Нам нужно ещё много примеров, основывающихся на историях успеха, особенно здесь, в Казахстане.

Возникает новый запрос на развитие молодёжного предпринимательства. И для этого МОН поддерживает ряд проектов. Остановлюсь подробнее на некоторых.

Совместно со Всемирным банком реализуется «Проект развития молодёжного корпуса». Проект призван помочь молодым людям реализовать свои социальные инициативы. Для этого действует программа мини-грантов. В рамках программы в текущем году отобрано 3500 молодых людей, которые запустили порядка 1000 социальных проектов в разных регионах нашей страны. Здесь же работает программа по развитию жизненно важных навыков. То есть молодых людей, прежде всего представителей так называемых уязвимых слоёв, менторы из бизнеса и неправительственных структур обучают, как планировать и вести собственные проекты. В рамках этой программы учат, как рассчитывать бюджет, как разрешать проблемы. Особенно ценными для нас являются проекты социального предпринимательства. К примеру, Нурлан Жартыбеков из Талдыкоргана организовал курс вязания для людей с ограниченными возможностями и безработных, приобрёл нужное оборудование, собрал команду и запустил свой малый бизнес. Александр Володатский, житель Шымкента, организовал несколько воркаут-площадок, создал рабочие места и вовлёк местных жителей в здоровый образ жизни. Такие истории успеха, поверьте, вдохновляют всё их окружение. И это тоже помогает формировать мини-role-models в регионах, так называемых послов перемен, которые будут «толкать» всех вперёд.

Ещё один проект, который реализует Министерство образования и науки, «StartupBolashak - Менің арманым». Мы вовлекли 10 тысяч человек от 16 до 35 лет во всех регионах страны. Обучаем формировать бизнес-идеи и презентовать их инвесторам, создаём команды и ведём проекты в более чем 50 студенческих бизнес-инкубаторах. Например, Евгения Шелудько из Экибастуза в начале года только мечтала запустить ферму перепелиных яиц. А сегодня она уже снабжает ими все супермаркеты города. Сейчас 35 проектов уже получили более 2,5 млн тенге прибыли. Менторы помогают им улучшать проекты, а победители смогут продать доли своего бизнеса. Но пока для нас главное не прибыль, а способность молодых людей брать на себя ответственность, обучаться через предпринимательство и самостоятельно поднимать свой потенциал.

Министерство образования и науки - один из лидеров по нововведениям в социальной сфере. Насколько здесь учитывается международный опыт?

- Недавно в рамках Проекта развития молодёжного корпуса для управленцев молодёжной сферой прошла международная образовательная поездка. Мы посетили около 20 организаций в Эстонии - лидере по работе с молодёжью по оценке ОЭСР и Финляндии - стране-лидере в сфере образования. Вот на что мы обратили внимание. Эти страны ставят молодёжь на одно из первых мест в своих приоритетах. К примеру, в Эстонии мобильная работа с молодёжью - один из главных компонентов молодёжной политики. Она прежде всего включает работу с уязвимыми группами на улицах, во дворах, парках, скверах. Другая часть молодёжной политики - формирование «локомотивной» молодёжи. При вузах у них имеются центры инноваций и предпринимательства. Например, центр «Мектори» Таллиннского технологического университета призван способствовать развитию предпринимательства у студентов и учёных. «Мектори» предоставляет лаборатории, аудитории и офисы, а также объединяет студентов, учёных, предпринимателей, инвесторов и заинтересованные госструктуры. Идеология работы центра выстроена по формату «от студента до Яана Таллина» (основатель Skype). Главный офис Skype находится в 100 метрах от центра «Мектори». Ну и очень интересный момент: в Конституцию Эстонии с прошлого года внесены изменения по снижению избирательного возраста с 18 до 16 лет (кроме европейских выборов). Сторона повышает ответственность самой молодёжи за будущее государства.

В Финляндии важный акцент делается на прикладном характере учебных программ. Например, программа центра Me & My City региона Эспоо по профориентации учащихся. Там в игровой форме симулируются основные профессии, должностные позиции и организации общества: мэрия, банки, агрофирмы, заводы, фабрики, супермаркеты, СМИ. В ходе выполнения заданий деловой игры дети имеют виртуальные деньги, зарплату, платёжные карточки. Выполняют покупки и продажи, проводят совещания, отправляют корреспонденцию и платят налоги. 100% детей шестых и девятых классов проходят такую профориентацию.

Нельзя забывать и об уровне педагогов. К примеру, в Финляндии заработная плата преподавателя - от €2600 для начальных классов до €5000 в месяц (при среднестрановой около €2000). Это позволяет сформировать высокий престиж и спрос на профессию. В итоге там очень жёсткие критерии отбора. Чтобы стать преподавателем, необходимы магистерская степень и ежегодная защита индивидуальной учебной программы. При этом свобода педагога ограничена лишь «на выходе» - ожидаемым профилем компетенций обучающегося. Контроль качества идёт от обратной связи с учениками и родителями.

В ходе встречи с представителями колледжа Esedu выяснилось, что курсы предпринимательства есть на уровне школы, ТиПО и вузов. Для развития студенческого предпринимательства действуют специально разработанные курсы. Кроме того, в законодательстве Финляндии есть такое понятие, как «студенческое предприятие». Оно может быть создано на академический период, позволяет обучаться реальной бухгалтерии, найму работников и зарабатывать до 10 тысяч евро. Основное преимущество в том, что студенческому предприятию можно не платить некоторые налоги, и прежде всего НДС. То есть страны-лидеры смотрят именно в сторону максимальной практики для молодых людей и вовлекают их в реальные стартапы. Мы должны стремиться к такой же модели.

Интересный опыт. В конкурсах стартапов чаще всего участвуют городские дети. Что сейчас делает министерство, чтобы реализовать потенциал молодёжи из аулов?

- Я не соглашусь с вами, что участники конкурсов — это городские дети. Наоборот, у детей не из городов большое желание самореализоваться. Наше дело - дать им площадку. Соглашусь, что не всегда уровень подготовки один и тот же, но сейчас очень легко реализовывать свои мечты. Казахстан реализует программу бесплатного технического и профессионального образования: например, если в селе молодой человек захотел открыть СТО, он может пойти и бесплатно отучиться на СТО-шника в ТиПО, затем пройти курсы предпринимательства, получить удешевлённый кредит и запустить свой бизнес. Таких примеров достаточно. Можно стать пекарем, швеёй, понять, как вести ресторанный и туристический бизнес. Молодые люди мечтают гораздо больше взрослых, а наша задача - подпитать эти мечты знаниями в рамках бесплатного обучения в профессиональных колледжах и дать необходимый минимум для понимания всей структуры бизнеса. Здесь важно упомянуть программу «Бастау» от НПП «Атамекен», программу занятости и массового предпринимательства «Енбек» и другие формы поддержки предпринимательства.

Мы также поддерживаем проект компании ERG, реализуемый совместно с Ассоциацией друзей Тель-Авивского университета «Экосистема развития студенческого предпринимательства». Молодых людей обучают создавать бизнес-идеи, предлагают бизнес-наставников и «прокачивают» в специальных лагерях с тренингами в каникулярное время. Ещё один проект - «Мэйкатон». Это серия 2-3-дневных мероприятий, где собираются мэйкеры (от англ. make - делать), которых увязывают с различными инвалидными организациями. Формируются команды под решение конкретных проблем людей с ограниченными возможностями. В итоге создаётся продукт под реальную человеческую потребность - мониторящая «препятствия сверху» трость для слепых, позволяющий вставать и делать несколько шагов недорогой экзоскелет для колясочников, устройства для подъёма и обслуживания «лежачих» и другие.

Недавно ряд вузов страны инициировал создание Ассоциации предпринимательского образования. Мы думаем, это хорошее начинание.

Сейчас во всех учреждениях образования вводится факультативный курс «Предпринимательство». В ТиПо и в вузах он уже есть, в Астане он уже апробируется, а в остальных школах будет начиная со следующего года.

Так кем же в итоге мы хотим увидеть выпускников наших школ и вузов?

- Мы хотим, чтобы молодёжь не искала, а сама создавала рабочие места. Мы хотим увидеть всё тех же наших молодых людей, но которые получили навыки эффективного управления проектами и предпринимательства. Мы должны вырастить ролевые модели в разных сферах - будь то бизнес, культура или, к примеру, наука. Казахстан должен ассоциироваться с молодыми и динамичными людьми, развивающими собственные проекты. И в этом наша главная цель - дать потенциалу молодёжи раскрыться.

Как говорится, образование должно формировать «Цукербергов» и «Масков», и я бы добавил - «прокачанных Қунанбаев».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить