Air Astana не боится конкуренции

14655

На расширенном заседании правительства во вторник президент Нурсултан Назарбаев сказал: «Следует создать совместные предприятия с якорными инвесторами по опыту Air Astana». За 12 лет с начала своей деятельности национальный авиаперевозчик Казахстана сумел стать одной из самых успешных молодых компаний на мировом авиационном рынке

Фото: Эмиль Амриев
Питер Фостер.

К множеству международных премий, которыми она была удостоена в последние годы, недавно добавилась особенно значимая – награда американского журнала Air Transport World. На церемонии вручения Airline Industry Achievement Awards, прошедшей в Вашингтоне, казахстанская авиакомпания была признана лидером рынка. Журналист Forbes Kazakshtan побывал на мероприятии, чтобы узнать, чем национальный перевозчик покорил международных экспертов.

Для сотрудников вашингтонского отеля The Omni Shoreham тот вечер выдался напряженным. У входа собралась вереница автомобилей, а в фойе царило праздничное оживление. Сегодня здесь проходит церемония вручения премии за достижения в авиационной индустрии (Airline Industry Achievement Awards) по версии ведущего американского издания в области коммерческой авиации Air Transport World. Журнал начал издаваться в 1964, а его ежегодная премия вручается уже в 41-й раз.

Перед началом церемонии успеваю познакомиться и побеседовать с главным редактором Карен Уокер, обаятельной англичанкой средних лет. «Наш журнал – это то самое издание, в котором вы найдете об авиаперевозках все, – говорит она. – Мы пишем о менеджменте авиакомпаний, анализируем финансовые и операционные показатели, даем оценку клиентскому сервису и безопасности на борту. Наша главная задача – быть в курсе происходящего в авиаиндустрии, поэтому журналисты все время на ходу: ездят на авиасалоны в Фарнборо, Ле Бурже, заводы-изготовители, тестируют пассажирские рейсы по всему миру».

По словам Карен, отбор номинантов на премию Airline Industry Achievement Awards – долгий и трудоемкий процесс. «Подготовку к церемонии вручения мы начинаем за год. Первый этап – тщательный и всесторонний мониторинг авиалиний: финансовых показателей, статистики безопасности полетов, технической базы и уровня удовлетворенности пассажиров, – перечисляет Уокер. – Затем открывается процесс получения заявок на присуждение премии в той или иной категории. Жюри, состоящее из представителей редакционной комиссии журнала, в течение года отбирает от четырех до пяти номинантов и определяет победителя путем голосования. В процессе этого мы тесно сотрудничаем с ведущими экспертами из IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) и других независимых организаций».

Категорий, в которых присуждается премия, девять. Существуют такие номинации, как «Бюджетная авиалиния года», «Аэропорт года», «Менеджер года» и «Самая экологичная авиалиния». По мнению Карен, выигрыш Air Astana в номинации «Лидер авиационного рынка» вполне заслуженный. «Прогресс, достигнутый компанией всего за 12 лет существования, просто поразителен, – рассуждает она. – Несмотря на свою молодость, Air Astana ставит себе весьма амбициозные цели и достигает их».

Фото: Андрей Лунин

Президент Air Astana Питер Фостер, с которым удалось обстоятельно поговорить после церемонии вручения наград, с Карен, разумеется, согласен. «Понимаете, премия журнала Air Transport World – что-то вроде авиационного «Оскара», – объясняет собеседник Forbes Kazakhstan. – Она свидетельствует о высоких стандартах во всех финансовых, стратегических, операционных и маркетинговых аспектах деятельности компании. Для Air Astana сегодняшнее награждение – невероятное достижение».

Фостер стремится подчеркнуть: премия ATW – не его личная заслуга, а результат слаженной работы всех сотрудников.

«Я пришел в Air Astana в 2005, когда бизнес уже вовсю работал, и в каком-то смысле мне было легче, чем моим предшественникам, – рассказывает Питер Фостер. – Недавно встречался с Нурланом Нигматулиным, возглавлявшим компанию с 2002 по 2004, и в ходе разговора подумал: ему ведь пришлось гораздо труднее. В те годы многие казахстанцы не верили в возможность появления конкурентоспособной авиакомпании международного уровня и не понимали, зачем создавать сов­местное с Великобританией предприятие, поэтому команде государственных менеджеров приходилось буквально прорубать себе дорогу. Конечно, сейчас ситуация совсем иная: Air Astana представлена не только на региональном, но и на международном уровне, показатели ее растут. В 2014 операционная прибыль составила $98 млн, что на 35% выше аналогичного показателя за 2013. Сегодня мы перевозим более 4 млн пассажиров ежегодно, а оборот составляет около $1 млрд. Однако я часто повторяю, что надо помнить, какая воля понадобилась вашему президенту для принятия решения о создании национальной авиакомпании и с какими трудностями сталкивалась Air Astana в первые годы своего существования».

Фостер гордится тем, что за все эти годы, включая самый тяжелый для авиаиндустрии 2009, Air Astana ни разу не обратилась к правительству Казахстана с просьбой о финансовой помощи. «Я убежден, что прямая государственная поддержка ведет к неэффективности и упадку любой коммерческой авиакомпании, – говорит он. – Примеров этому множество по всему миру. Финансовая независимость обеспечивает непредвзятость принимаемых топ-менеджментом решений. Только так можно построить по-настоящему успешную компанию, отвечающую интересам потребителей и акционеров. Air Astana стремилась обеспечить себе подобную независимость, и нам это удалось».

Фостер всегда был легок на подъем. Окончив Кембридж в 1982, уехал в Гонконг по приглашению тогда еще мало кому известной Cathay Pacific. «Сейчас это всемирно известная авиакомпания, глобальный лидер, а тогда все только начиналось», – вспоминает он. Поступив на программу тренинга для недавних выпускников, Питер задержался в Cathay Pacific на 17 лет. В 1999 его позвали в Philippine Airlines для реструктуризации компании, затем назначили исполнительным директором Royal Brunei Airlines. Именно во время работы в Брунее Фостера пригласил на встречу сэр Ричард Эванс, экс-глава BAE Systems. По окончании двухчасовой беседы Питер без особых раздумий согласился возглавить Air Astana и через два месяца приехал в Казахстан.

По словам собеседника, в то время положение дел в казахстанской авиации оставляло желать лучшего. «К счастью, многие проблемы остались в прошлом, – рассуждает менеджер. – Одна из последних хороших новостей – строительство нового терминала в Астанинском аэропорту». Тем не менее, Air Astana до сих пор сталкивается с изношенной инфраструктурой, которая мешает нормальной деятельности компании. Так было в аэропорту Уральска, где взлетно-посадочная полоса оказалась в непригодном для полетов состоянии. Из-за этого компания несколько лет не могла осуществлять рейсы в областной центр. Другая проблема – пропускная способность Алматинского аэропорта, которая, по словам Фостера, «абсолютно недостаточна». Кроме того, все казахстанские авиалинии, за исключением Air Astana, до сих пор находятся в «черном списке» Еврокомиссии.

Все это определенно тормозит развитие отрасли в Казахстане. После того как Air Astana завершила эксплуатацию турбовинтовых самолетов Fokker-50, на рынке внутренних рейсов, по мнению Фостера, возникла еще большая ниша, которую правительство решило заполнить созданием новой авиакомпании Qazaq Air.

Вопреки ожиданиям, глава Air Astana этот шаг приветствует. «Нам экономически невыгодно использовать дальнемагистральные самолеты на некоторых междугородных маршрутах, – делится он, – поэтому мы активно помогаем государству в основании Qazaq Air. Даже если мы и будем конкурировать в будущем – ничего страшного. На сегодняшний день мы находимся в честной рыночной борьбе с 42 авиалиниями, летающими в Казахстан. Конкуренции мы точно не боимся».

Чтобы обеспечить долгосрочное развитие казахстанской авиации и собственного бизнеса, Air Astana вкладывает значительные средства в подготовку местных кадров. Особое внимание уделяется пилотам. В 2010 была запущена программа, в рамках которой в Европе обучаются около 200 молодых кадетов, будущих летчиков Air Astana. «Вы знаете, что в 250 км от границ Казахстана живут 80 млн человек? – глаза Фостера загораются. – И во всем регионе нет лучшей, чем Air Astana, авиалинии. Мы планируем стать лидирующей авиакомпанией для жителей таких городов, как Урумчи, Бишкек, Новосибирск, Казань, Ташкент, в рамках стратегии, которую назвали Extended home market («Расширенный местный рынок». – F). С нашей помощью пассажиры смогут добираться в Азию, Европу, Индию и на Ближний Восток через Астану и Алматы. Так что хорошие пилоты нам понадобятся».

Фостер прекрасно понимает, что такие планы требуют крупных финансовых затрат. «Совершенно ясно, что в краткосрочной перспективе Air Astana понадобится доступ к рынку капитала. В связи с этим мы поддерживаем планы по размещению акций компании на Казахстанской фондовой бирже, – говорит он. – Было бы замечательно сделать это в 2017 или 2018».

Деньги нужны и для покупки новых самолетов. В 2019 будут готовы три заказанных компанией Boeing-787. Кроме того, в текущем году будет принято решение о покупке еще 10 судов, часть которых заменит имеющиеся Boeing-757.

В завершение интервью задаю Питеру традиционный для экспата вопрос о впечатлениях от жизни в Казахстане. «Я живу в стране уже 10 лет, а это долгий для меня срок. Дольше я нигде не жил, кроме Англии, разумеется. Казахстан стал для меня домом: отсюда моя жена, здесь родились двое из моих четверых детей, коллеги успели стать друзьями. Алматы – отличный город для жизни», – улыбается он.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить