«Цифровая метка» теневой экономике

6026

Как устроена система маркировки товаров

В настоящий момент у потребителя в Казахстане, за исключением нескольких сегментов рынка, нет возможности достоверно определить подлинность того или иного товара, что приводит к появлению нелегальной продукции почти в любой отрасли: от лекарств, одежды до питьевой воды. Эта проблема решается за счет внедрения электронной маркировки товаров, которая позволяет сделать полностью прозрачным путь от производителя до конечного потребителя. В соседней России, которая начала работу еще в 2016 году, с 1 июля становится обязательной маркировка лекарственных препаратов, что крайне актуально в условиях пандемии. В Казахстане к внедрению маркировки решили двигаться поэтапно.

О введении цифровой маркировки товаров на территории стран Евразийского экономического союза возникает много споров и дискуссий. Изначально может показаться, что это вечное противостояние власти и бизнеса. Однако на практике это не так. С одной стороны, за внедрение маркировки - власть, добросовестный бизнес и потребители, с другой стороны – бизнес, который основную свою маржу и доходы получает в результате существования в законодательстве «серых дыр», позволяющих производить контрафакт, заниматься контрабандой и просто производить и продавать некачественную продукцию, а также часть чиновников, «крышующих» подобные схемы. Казахстан в этом плане не исключение.

Аргументы противников маркировки звучат традиционные – придется вкладывать деньги, соответственно, это может отразиться на зарплатах сотрудников, а также приведет к удорожанию продукции. А может, и вовсе предприятия разорятся.

Понятно, что бизнес всегда думает о доходах, но государству важно, чтобы потребитель получал качественный продукт, а предприниматели честно платили налоги. И именно на эти две составляющих направлены нововведения.

- Благодаря введению маркировки мы закроем свой рынок от недобросовестных импортёров, тех, которые мимо таможни заезжают в Казахстан. То есть чтобы зайти в страну, продавать товар, будь добр, делай маркировку, - говорит директор АО «Кокшетау Минводы» Станислав Максимец.

К слову, его предприятие, одно из крупнейших в стране по производству алкогольной продукции, первым приняло участие в пилотном проекте по внедрению цифровой маркировки. Для того чтобы оценить преимущество маркировки, предприятию предоставили необходимое оборудование.

В целом от введения маркировки должны выиграть три группы. Прежде всего, система маркировки нацелена на обеление рынка и ликвидацию схем уклонения от уплаты налогов и других платежей, то есть выигрывает бюджет. Потребители получают гарантию защиты жизни и здоровья и простой инструмент проверки товаров с помощью мобильного приложения. Бизнесу же маркировка позволит выравнять конкуренцию — за счет сокращения нелегального оборота доля легальных участников рынка вырастет. Кроме того, есть еще крайне актуальный на данный момент в Казахстане факт –маркировка в случае, когда она работает, позволяет государству, в том числе в кризис, легко обеспечивать доступность, определенный уровень цен и качество товаров первой необходимости, таких как продукты питания и лекарства.

- Чтобы сделать бизнес, не только алкогольный, а вообще весь бизнес прозрачным и видеть, где продукция произведена, кем куплена, и нужна маркировка, тот самый QR-код. Раньше просто можно было написать на этикетке «водка» – и всё. Сегодня мы пишем состав, где она произведена, кто отвечает за качество продукции. Это касается не только водки, но и всех пищевых продуктов. И эта тенденция – обеспечение потребителей информацией, почему она идет? Потому что пищевая продукция должна быть в первую очередь безопасной, - подчеркивает Максимец.

В идеале сама система маркировки работает следующим образом. В ее основе код Data Matrix — своего рода уникальный цифровой паспорт, который появляется у товара еще на заводе или до таможни, если товар на территорию Казахстана ввозит импортер. Каждый код уникален и защищен криптографией, он присваивается индивидуально каждому экземпляру товара и несет всю информацию о нем, включая характеристики и историю появления в магазине. У каждой единицы товара появляется цифровой двойник в системе, и это создает цифровую копию целой отрасли. Именно Data Matrix позволяет понять, легально ли товар введен в продажу, действительно ли он состоит из тех материалов, которые перечислены на этикетке.

Производители и импортеры товаров, в отношении которых введена маркировка, регистрируются в базе данных системы и передают туда описание производимых или ввозимых товаров и свои реквизиты. Система по заказу компаний выпускает необходимое количество уникальных кодов и передает их по защищенным каналам связи. Производитель или импортер вводит товары с кодами в оборот. При продаже дистрибьютору и отгрузке в розничную сеть в базу данных передается информация об операциях с товарами. Потребитель в магазине может сканировать код с помощью мобильного приложения, получив полную информацию о товаре, включая страну-производителя, срок годности, материал и даже информацию о возврате товара в магазин предыдущим покупателем, если такое имело место.

- Что это даст? Если какой-то недобросовестный производитель будет в обход государства производить водку без уплаты акциза, завтра при считывании, при проверке этот код будет «гаситься». Условно, вы покупаете бутылку водки, касса считывает этот код и погашает его в системе. Если же при считывании QR-кода показывает, что он уже погашен, значит, эта водка нелегальная или этот QR-код использовался уже. Таким образом, система QR-кодов позволит сделать рынок государства более легальным, - подчеркивает директор «Кокшетау Минводы».

Дорого ли внедрение маркировки для бизнеса? Для крупного – точно нет. По подсчетам бизнесмена, а в его компании уже просчитали возможные варианты внедрения маркировки, если купить оборудование и использовать его на протяжении десяти лет, с учетом амортизации и других составляющих стоимость одной бутылки может вырасти на 10 тенге. Соответственно, цифра это «незначительная».

- Мы являемся крупнейшим налогоплательщиком по акцизу на водку, мы – крупнейший налогоплательщик Кокшетау. Мы предложили Министерству финансов, запустить у нас систему учета при разливе алкогольной продукции. То есть цифровую маркировку. Мы первыми зашли в этот пилотный проект, потому что мы, как добросовестный производитель, заинтересованы, чтобы все игроки на рынке были добросовестными, - резюмирует Максимец.

Какие сложности существуют при внедрении цифровой маркировки? Руководитель проекта «Маркировка подакцизной продукции» АО «Казахтелеком» Алмат Исмаилов называет три фактора, и первый – технологический. Ведь для бизнеса достаточно болезненно внедрять что-то новое, когда бизнес-процессы выстроены и все работает. Вторая сложность – это изменения в нормативно-правовые акты и законодательство страны. Ну и третий – психологический.

- Конечно, бизнес, который налажен годами, налажены бизнес-процессы, все отработано, все работает, приносит деньги, психологически очень негативно относится к внедрению новых технологий, новых подходов, новых бизнес-процессов. Поэтому на внедрение маркировки бизнес реагирует в основном отрицательно. Есть сопротивление, есть желание подойти к вопросу с негативной точки зрения, - считает Исмаилов.

Тем не менее, несмотря на определенные сложности, которые последуют при внедрении цифровой маркировки, а это неизбежно, в будущем предприниматели все же почувствуют плюсы. И плюсы будут заключаться в том, что государство будет контролировать систему Data Matrix, соответственно, нелегальные товары больше не попадут на рынок Казахстана.

Маркировка позволит добросовестным игрокам повысить прозрачность взаимодействия с контрагентами, усовершенствовать логистические схемы, оптимизировать издержки, связанные с учетом продукции, а также нарастить долю рынка благодаря снижению незаконного оборота. В итоге у отечественных предпринимателей вполне ожидаемо увеличатся продажи, а значит, и прибыль.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить