ҚТЖ: выход из долговой ямы

6359

Одним из самых актуальных вопросов для АО «НК «ҚТЖ» на протяжении последнего времени – сокращение долга. В компании и сейчас, во время пандемии, продолжается кропотливая работа по стабилизации финансовой ситуации

ФОТО: архив пресс-службы

О том, какие на сегодняшний день достигнуты результаты в этом направлении и какие еще планируются меры по обеспечению финансовой устойчивости компании, рассказывает заместитель председателя правления по финансам АО «НК «Қазақстан темiр жолы» Даир Кушеров.

Время потуже затянуть пояса

Насколько повлияла пандемия на финансовое состояние АО «НК «ҚТЖ»?

- В связи с карантином с 1 апреля полностью были остановлены пассажирские перевозки, возмещена стоимость по приобретенным билетам. Естественно, до последнего времени отсутствовали поступления денег от пассажирских перевозок. При этом по тарифному грузообороту за 4 месяца этого года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, наблюдается небольшой рост в 2%, в основном за счет транзита, который вырос на 32%.

Даир Кушеров
ФОТО: архив пресс-службы
Даир Кушеров

При этом ослабление курса национальной валюты в марте текущего года привело к отрицательному финансовому результату за 4 месяца с начала года, главным образом за счет курсового убытка от валютной задолженности.

Компания своевременно отреагировала на возникшую ситуацию, провела оптимизацию расходов и капитальных вложений. 10 апреля 2020 утвержден советом директоров ҚТЖ скорректированный бюджет компании на 2020 с учетом влияния коронавируса, изменения курса национальной валюты, а также оптимизации затрат. К примеру, операционные затраты сокращены на 43 млрд тенге и финансирование капитальных вложений оптимизировано на 31 млрд тенге.

В первую очередь от ЧП пострадали пассажирские перевозки. Каким способом АО «НК «ҚТЖ», как материнская компания, собирается поддерживать свою дочку в трудное время?

- В связи с вводом чрезвычайного положения и проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в Республике Казахстан с 16 марта нынешнего года было введено ограничение, а с 1 апреля приостанавливалось железнодорожное пассажирское движение. За 4 месяца 2020 пассажирооборот снизился на 36% к факту 2019.

Ввиду снижения пассажирооборота ожидается и существенное сокращение выручки. Вместе с тем существенную поддержку намеревается оказать государство. Предполагается, что будет сохранен текущий объем субсидий, так что в период вынужденного простоя будет предоставлена возможность покрывать затраты по фонду оплаты труда и социальным отчислениям за счет выделенных субсидий. Кроме того, для обеспечения финансовой устойчивости АО «Пассажирские перевозки» проводится работа по переносу сроков проведения тендеров на закуп услуг и материалов, ремонт вагонов на более поздний период. Но все постепенно нормализуется. Благодаря совместной работе с уполномоченными государственными органами стало возможным возобновление движения пассажирских поездов с 1 июня.

Комплекс мер поможет

Как АО «НК «ҚТЖ» планирует обеспечить финансовую устойчивость компании? Повлияла ли пандемия на дальнейшую финансовую стратегию компании?

- Мы уже обсудили влияние пандемии на финансовое состояние компании и меры, предпринимаемые для ее минимизации.  Что касается финансовой устойчивости компании, то здесь по-прежнему основной проблемой является высокий валютный риск. На конец первого квартала 2020 сумма общего долга ҚТЖ составляет 1,85 трлн тенге, или $4,4 млрд, из них долг в «твердой» валюте - $1,7 млрд (729 млрд тенге по текущему курсу). Притом что производственные показатели и в прошлом году и в I квартале имеют положительную динамику, финансовый результат отрицательный. Только в марте текущего года курсовой убыток ҚТЖ составил 109 млрд тенге.

Как вам известно, при поддержке правительства РК и фонда «Самрук-Казына» реализуются мероприятия, направленные на оптимизацию долговой нагрузки и повышение финансовой устойчивости компании. В прошлом году осуществлен досрочный выкуп Еврооблигаций ҚТЖ 2027 погашения номиналом в $780 млн.

Это позволило снизить долю долга в «твердой валюте» с 57% до 37% по состоянию на конец 2019. Однако для ҚТЖ (при валютной выручке в 24%) валютный риск остается очень высоким. Уже сегодня доля валютного долга выросла до 40% в связи с ослаблением курса тенге в марте нынешнего года. Во избежание дальнейших курсовых убытков ҚТЖ совместно с «Самрук-Казына» выработали конкретный алгоритм действий по снижению доли долга в «твердой валюте». Продолжается работа по сокращению размера основного долга реализуется ряд мероприятий по снижению гарантируемой части долга дочерних компаний, а также деконсолидации долга компаний, планируемых к передаче в конкурентную среду.

В условиях жесткой оптимизации затрат, являясь естественным монополистом по услугам магистральной сети и субъектом общественно значимого рынка по услугам перевозок, мы также продолжаем работу по изменению законодательства в области регулируемых тарифов и приближение его к существующим реалиям.

Как на сегодняшний день обстоят дела с выводом непрофильных и убыточных активов в АО «НК «ҚТЖ»? Каков в целом эффект от продаж прогнозируется на ближайший год?

- В 2019 году из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» выведено 12 непрофильных компаний, отрицательные финансовые показатели которых в сумме составляли более 5 млрд тенге в год.

С начала 2020 года из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» выведено две непрофильные компании, АО «УК СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» с отрицательным финансовым показателем в размере 2 млрд тенге, а также получен эффект от реализации доли участия в АО «Транстелеком» в размере 2,3 млрд тенге.

Помимо того, до конца текущего года планируется вывести из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» еще 5 непрофильных активов. При этом планируется получить экономический эффект от реализации двух активов, а также будут выведены из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» три компании, которые в настоящее время генерируют убыток в размере более 3 млрд тенге в год.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube