S&P: В 2016 Казахстан ждут высокая инфляция и нулевой рост ВВП

15627

Агентство Standard & Poor's подтвердило суверенные кредитные рейтинги РК, прогноз «негативный»

Фото: © Depositphotos.com/mixmotive

Standard & Poor's подтвердила долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-" и "A-3". Прогноз остается "Негативным".

Агентство также подтвердило рейтинги Казахстана по национальной шкале "kzAA", говорится в сообщении, опубликованном на сайте Казахстанской фондовой биржи в понедельник, 14 марта.

Обоснование

Позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан по-прежнему оказывают сильные бюджетные показатели, обусловленные многолетними профицитами бюджета. В частности, агентство прогнозирует, что в ближайшие несколько лет расширенное правительство останется нетто-кредитором благодаря тому, что власти располагают возможностями и демонстрируют готовность сдерживать рост расходов. Уровень рейтингов Казахстана по-прежнему ограничен недостаточной, по нашему мнению, эффективностью институциональной системы и управления, что обусловлено высокой степенью централизации политических процессов, умеренным уровнем благосостояния, высокой зависимостью от нефтегазового сектора и ограниченной гибкостью денежно-кредитной политики.

«Экономика Казахстана в высокой степени зависит от нефтяного сектора, на долю которого приходится 20% ВВП (оценка), 50% доходов бюджета и 60% экспорта. Учитывая снижение мировых цен на нефть, мы ожидаем, что в 2016 рост ВВП будет нулевым либо незначительно отрицательным», - говорится в сообщении.

Динамика ВВП, скорее всего, будет обусловлена сокращением объемов экспорта и практически нулевым, по нашим прогнозам, ростом нефтедобычи (если крупное шельфовое нефтяное месторождение Кашаган не будет введено в эксплуатацию на полную мощность ранее 2018). Кроме того, наш прогноз экономического роста исходит из спада потребления в результате девальвации тенге, высокой инфляции и сокращения объемов потребительского кредитования.

В 2017-2019, как ожидает Standard & Poor's, экономические показатели РК несколько восстановятся по мере роста потребительского спроса и увеличения объема инвестиций. Наш долгосрочный прогноз в отношении роста экономики страны будет зависеть от динамики цен на нефть, реализации Кашаганского проекта и проведения недавно объявленных структурных реформ.

S&P полагает, что переход к "плавающему" курсу тенге в целом завершен, учитывая, что в условиях значительного обесценения национальной валюты с августа 2015 Национальный банк Республики Казахстан (НБРК) практически не осуществлял валютных интервенций в последние три месяца, даже в январе 2016, когда цена на нефть упала до $30 за баррель. Аналитики ожидают, что дефицит счета текущих операций составит в среднем около 2% ВВП в 2015-2017 по сравнению с профицитом, отмечавшимся в 2010-2014.

В то же время ожидается, что объем импорта сократится, в том числе вследствие снижения валютного курса, а постепенный рост цен на нефть будет способствовать восстановлению показателей счета текущих операций (СТО) и в дальнейшем обусловит его профицит.

С учетом дефицита счета текущих операций в ближайшие два года чистые внешние обязательства Казахстана превысят 100% поступлений по СТО, а объем ликвидных внешних активов будет превышать объем долга более чем на 45-50% поступлений по СТО (оценка). По оценкам агентства, более половины внешних обязательств Республики Казахстан составляют прямые иностранные инвестиции, классифицируемые как долговые инструменты. Последние несколько лет доля этих обязательств увеличивается.

Несмотря на сокращение поступлений по СТО S&P ожидает, что в 2016-2017 объем международных резервов останется стабильным благодаря поступлениям по финансовому счету: средствам от репатриации активов Национального фонда Республики Казахстан (НФРК) в рамках стимулирующих мер правительства и росту внешних заимствований, полученных главным образом от международных финансовых организаций, которые выразили готовность предоставлять ресурсы правительству Республики Казахстан. Привлечение внешних заимствований поможет компенсировать ожидаемое сокращение прямых иностранных инвестиций с 5% ВВП в последние пять лет до 2% ВВП в 2015-2016.

Standard & Poor's полагает, что возможности НБРК влиять на ситуацию на внутреннем денежно-кредитном рынке ограничены слабыми механизмами трансмиссии. Помимо узких рынков капитала, банковская система Казахстана является очень неустойчивой, и уровень ее долларизации растет. В декабре 2015 доля депозитов в иностранной валюте выросла до 67% совокупных депозитов, в то время как в конце 2014 их доля составляла 55%, а в конце 2013 – менее 40%. Кроме того, недавнее падение цен на нефть и дальнейшее обесценение тенге повысят сложность задач, стоящих перед НБРК, в частности обусловят необходимость поддержания финансовой стабильности, темпов роста кредитования и экономического роста и таргетирования инфляции.

«Мы отмечаем, что предсказуемость и результативность политики НБРК в этом контексте могут снизиться. По нашим ожиданиям, вслед за скачком инфляции до 13,6% в 2015 этот показатель останется на двузначном уровне и в 2016. Вместе с тем мы отмечаем, что НБРК начал вводить ряд инструментов денежно-кредитной политики в рамках стратегии таргетирования инфляции», - говорится в документе.

Учитывая снижение цен на нефть и проводимую правительством программу стимулирования, агентство полагает, что в 2016-2017 бюджет правительства Республики Казахстан будет исполняться с дефицитом (на консолидированной основе с учетом средств НФРК). Принимая во внимание ожидаемые дефициты бюджета и колебания обменного курса, прогнозируется рост долга расширенного правительства, измеряемого в процентах ВВП. Помимо ежегодных перечислений средств из НФРК в бюджет центрального правительства фонд с недавнего времени используется для оказания поддержки национальной экономике. Стимулирующая программа включает расходы объемом $5,5 млрд (их финансирование началось в 2014) и расходы на инвестиции в инфраструктуру объемом $9 млрд, которые будут использованы до 2018 (их финансирование началось в 2015). В феврале 2016 правительство объявил о введении дополнительных мер в целях поддержания экономического роста.

На взгляд аналитиков, правительство по-прежнему располагает возможностями и демонстрирует высокую готовность сдерживать бюджетные расходы в ближайшие несколько лет (после завершения стимулирующей программы), и мы полагаем, что начиная с 2018 бюджет расширенного правительства вновь будет исполняться с профицитом. Правительство рассматривает вероятность реализации различных сценариев, в том числе допускающих падение цен на нефть до уровня ниже $25 за баррель. При этом, учитывая значительную долю капитальных расходов, мы полагаем, что гибкость расходов бюджета остается относительно высокой.

Снижение обменного курса может способствовать поддержанию уровня доходов в 2016, в то время как меры по мобилизации бюджетных доходов, в частности связанные с повышением собираемости налога на добавленную стоимость, и восстановление цен на нефть могут увеличить рост доходов в долгосрочной перспективе. В настоящее время Standard & Poor's не прогнозирует значительных доходов от продажи имущества.

«Несмотря на планы масштабной приватизации, объявленной правительством в 2015, мы полагаем, что она в большей степени направлена на привлечение стратегических инвесторов (а это может потребовать длительного времени), а не на быструю мобилизацию доходов», - подчеркивают эксперты.

По нашим прогнозам, благодаря ожидаемому восстановлению бюджетных показателей уровень долга расширенного правительства по-прежнему будет составлять менее 25% ВВП, что в агентстве считают невысоким показателем. При этом благодаря значительному объему ликвидных активов, накопленных в НФРК и составляющих более 50% ВВП, правительство будет оставаться нетто-кредитором. В то же время оценка долговой нагрузки не включает долг организаций, связанных с государством (ОСГ), данных о котором в открытом доступе нет (согласно оценкам S&P, в конце 2015 долг ОСГ составлял более 15% ВВП).

В 2016-2017 дефицит консолидированного бюджета расширенного правительства, скорее всего, будет финансироваться за счет заимствований на внутреннем рынке капитала, а также средств международных организаций, в частности Азиатского банка развития и Всемирного банка. Насколько мы понимаем, внутренние займы могут быть частично использованы для докапитализации банковской системы страны в случае давления на базу капитала банков, вызванного обесценением тенге.

По прогнозам агентства, объем проблемных кредитов (просроченных более чем на 90 дней) банковской системы Казахстана увеличится с 9,5% по состоянию на 1 декабря 2015 (согласно официальной отчетности) до 12-14% в конце 2016.

«В апреле 2015 президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев одержал победу на досрочных президентских выборах, что, на наш взгляд, способствует поддержанию политической стабильности. Мы отмечаем, что в последние годы политическая система Казахстана является одной из самых стабильных в регионе. После возобновления полномочий президент анонсировал пять институциональных и экономических реформ, которые должны предотвратить замедление экономического роста. Тем не менее мы считаем, что в среднесрочной перспективе предугадать направление политического курса будет достаточно сложно ввиду неопределенности относительно потенциального преемника президента; 75-летний г-н Назарбаев находится у власти с момента обретения Казахстаном независимости в 1991», - отмечается в сообщении.

Прогноз

Прогноз по суверенным рейтингам – "Негативный", что отражает мнение S&P о внешнеэкономических и монетарных рисках для Казахстана в ближайшие 24 месяца, принимая во внимание текущие неблагоприятные и неустойчивые условия на международном рынке сырья.

Агентство может понизить долгосрочные рейтинги Казахстана, например, если придет к выводу, что риски, связанные со сдерживанием инфляции, которые могут возникнуть в условиях ослабления обменного курса и необходимости поддержания стабильности в банковской системе, приведут к снижению предсказуемости и результативности монетарной политики, или если придет к выводу о продолжающемся увеличении внешнеэкономических дисбалансов.

«Мы можем пересмотреть прогноз по суверенным рейтингам на "Стабильный" в случае, если рост цен на нефть и предпринимаемые меры правительства приведут к снижению внешнеэкономических дисбалансов, а также монетарных рисков в краткосрочной и среднесрочной перспективе», - сообщили аналитики.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить