Рыночный путь в будущее

14647

Масштабная приватизация государственных компаний и их «дочек» с «внучками», входящих в систему национальных холдингов, претендует на одну из главных ролей в экономической истории Казахстана в ее важном этапе развития, начавшемся в этом году

 

Жизненная необходимость

Напомним, что эта историческая распродажа стартовала с подачи главы государства, выступившего в конце прошлого года с посланием народу страны. Тогда перед правительством была поставлена задача разработать новую программу приватизации, включив в нее все организации, находящиеся в государственной собственности, включая и компании системы ФНБ «Самрук-Казына», «Байтерек» и «КазАгро». Как заявил президент Казахстана, в госсекторе функционируют более 7 тыс. предприятий, при этом госхолдинги неэффективно контролируют огромные активы государства (более 40% от ВВП только у ФНБ «Самрук-Казына») в промышленности и сельском хозяйстве. Он подчеркнул чрезмерную сложность и разветвленность этих активов, поскольку у госкомпаний есть немало «внучек» и «правнучек». В адрес национальных управляющих холдингов «Байтерек» и «КазАгро» была высказана критика по поводу превращения их в «неэффективных посредников между бюджетом и банками».

По замыслу Акорды, после приватизации три госхолдинга должны быть преобразованы в компактные организации, а «если окажется, что дел у них нет, надо их ликвидировать». Во исполнение этого поручения правительство за день до конца прошлого года утвердило постановление «О некоторых вопросах приватизации на 2016-2020 годы», утвердив список объектов приватизации квазигосударственного сектора. «Голубые фишки» в нем – это, конечно же, национальные компании.

Естественно, сразу же возник вопрос о том, насколько своевременна столь масштабная приватизация в условиях низких цен на нефть и другие сырьевые товары, экспортируемые из Казахстана, снижения суверенных и корпоративных рейтингов, известных проблем банковского сектора страны и других негативных факторов. Мнения экспертов здесь разделились.

Так, экономист Саян Комбаров, финансовый директор ТОО «Эковатт», кандидат «АССА», в эксклюзивном интервью «365info.kz» вполне справедливо заметил, что «возможно, Казахстан опоздал с приватизацией государственных компаний, которую надо было проводить при более выгодной рыночной конъюнктуре. Однако лучше поздно, чем никогда».

По его мнению, такая приватизация «жизненно необходима для долгосрочной выживаемости и успеха экономики Казахстана», ибо «этот процесс очень сильно запоздал, что привело к увеличению участия государства в экономике, а значит потере ее эффективности, свободы и конкурентоспособности». В конечном итоге, полагает эксперт, «налогоплательщики не должны нести груз предприятий, которые не создают никакой стоимости, а только потребляют ее. Все жизнеспособные предприятия должны быть приватизированы на рыночной и транспарентной основе. Бюджет должен снять с себя излишнюю не свойственную задачам государства нагрузку, а непродуктивные компании должны ликвидироваться, с тем, чтобы передать свои производительные активы более эффективному частному сектору, который должен найти им более эффективное применение». Кроме того, нужно понимать, что приватизация основных активов состоится не сейчас, а в последующие годы, когда ожидается улучшение макроэкономической обстановки и повышение цен на энергоносители.

Положительным считает сам факт приватизации и известный финансист Айдан Карибжанов, глава инвестиционной группы Visor, подчеркивая важность этого шага «после десятилетий «огосударствления», увеличения роли квазигосударственного сектора в экономике». По его мнению, «даже если эта приватизация выйдет кособокой, все равно это хоть какое-то движение в правильном направлении».

Положительным явлением он считает и то, что сейчас в периметр приватизации попадают компании, непосредственно участвующие в непосредственном производственном процессе, тогда как раньше звучала «старая песня» о реализации непрофильных активов госкомпаний – санаториев, гольф-клубов и других. 

Азамат Нурсеитов, исполнительный директор по науке АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», кандидат экономических наук, полагает, что момент для приватизации компаний выбран неудачный.

Он подчеркивает, что «под влиянием неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на мировых рынках, снижения мирового спроса на сырьевые товары и усиления геополитических рисков, начиная с июня 2014 года, наблюдается сужение возможностей устойчивого развития национальной экономики, сокращение доходов и внутреннего спроса. Прогнозы роста мировой экономики систематически пересматриваются в сторону понижения». Главная же внутренняя проблема заключается в том, считает эксперт, что «прежняя модель развития экономики с опорой на нефтегазодобывающую промышленность в новых условиях практически перестает работать, поскольку развитые страны взяли твердый курс на декарбонизацию своей экономики и переход на альтернативную энергетику».

Эта модель, хоть и может еще в течение десятилетия поддерживать социально-экономическое развитие страны, нуждается в замене уже сегодня. Г-н Нурсеитов считает, что «приватизация не решает в корне эту проблему, поскольку она связана лишь со сменой формы собственности и ожиданием повышения эффективности работы компаний под управлением новых хозяев». Поэтому есть риск, что «в итоге можно получить противоположные результаты в связи с ухудшением экономической ситуации, прежде всего, на рынках, которые сегодня подвержены высокой волатильности, отсутствия возможности активного участия в приватизации отечественного бизнеса вследствие сужения их финансовых возможностей, за исключением узкой прослойки супербогатых людей».

Прозрачность как ключевое условие программы

Хотя и внешние, и внутренние условия для столь масштабной приватизации и в самом деле непростые, нужно учесть большой исторический опыт в этой сфере, накопленный в Казахстане. Ведь первая приватизационная волна прошла в нашей стране еще в 90-х годах прошлого столетия, когда были созданы основы нынешней рыночной экономики. Как считает экономист, директор компании «Almagest» Айдархан Кусаинов, уроки той поры были учтены весьма поверхностно: «Из 90-х вынесли, что приватизация - это стимул к развитию, но не поняли, что успех был не в приватизации как таковой, а в экономической ситуации, на фоне которой она происходила».

К тому же стратегические отрасли экономики оставались под контролем государства, а в текущем столетии еще и были созданы новые госкомпании и холдинги наряду с институтами развития. С одной стороны, это было вызвано желанием повысить эффективность управления государственной собственностью, а с другой – ответом на кризисные испытания 2008-2009. Но в итоге роль государства в экономике значительно возросла. Однако затем выяснилось, что одновременно начала снижаться и ее эффективность, поскольку нынешнее замедление экономического роста началось при высоких ценах на нефть и другие сырьевые ресурсы, экспортируемые из Казахстана.

В этих условиях проведение очередной волны приватизации становилось неизбежным, как и усиление роли частного бизнеса в экономике страны. Но если ранее из государственного сектора продавались в частный сектор непрофильные активы и объекты, то сейчас наступил черед основных «жемчужин» государства. При этом первый «разминочный» этап был определен на 2014-2016 годы согласно Комплексному плану приватизации, утвержденному правительством весной 2014. В рамках этого этапа ФНБ «Самрук-Казына» продал 38 объектов на сумму почти 50 млрд тенге, к которой нужно добавить еще 13,1 млрд тенге, полученные в результате «народного IPO» национальной компании KEGOC.

Как сообщил в СМИ председатель Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Эдуард Утепов, в рамках второй волны приватизации уже продано 272 объекта на общую сумму 82,3 млрд тенге, в том числе по республиканской собственности – 19 объектов на 7 млрд тенге, коммунальной собственности – 131 объект на 4,6 млрд тенге, а по национальным холдингам и социально-предпринимательским корпорациям – 122 объекта на 70,7 млрд тенге.

В новом Комплексном плане приватизации на 2016-2020 ключевая роль также отводится продаже компаний и активов ФНБ «Самрук-Казына», охватывающей 216 объектов. С учетом накопленного ранее опыта они разделены на два перечня. В первый вошли 44 крупных актива, которые будут продаваться с привлечением независимых консультантов с последующими переговорами с потенциальными покупателями. Большая же часть активов средних и небольших компаний (всего таковых 172) будет реализовываться в упрощенном порядке через электронные аукционы.

Конечно, приватизационная программа такого масштаба выглядит впечатляющей и по мировым меркам. Поэтому вполне естественно, что при ее разработке принимался во внимание опыт других стран, включая Германию, Испанию, Италию, Чили, Малайзию, Турцию и другие. Хотя речь не идет о слепом копировании этого опыта, поскольку за 25 лет независимого существования Казахстана в нашей стране была создана собственная модель рыночной экономики, базовые принципы нынешней волны отечественной приватизации, безусловно, вполне соответствуют идеологии прозрачности и законности. Как заявил по этому поводу глава государства, «приватизация должна осуществляться по справедливой рыночной стоимости: открыто и конкурентно. Ключевыми механизмами должны стать размещение акций на фондовом рынке и открытые аукционы. Надо создать условия для максимального участия в ней казахстанских и иностранных инвесторов».

При этом одновременно президент Казахстана поручил правительству создать  условия для свободной и здоровой конкуренции, включая отмену преимущественных прав всех акционеров на приобретение отчуждаемых акций в ходе приватизации и устранение сохраняющегося ныне искажения рыночных стимулов в виде искусственного регулирования цен.

Такой подход в принципе разделяется и экспертами. Так, Айдархан Кусаинов полагает, что смысл заключается в «нормальных экономических условиях, а не в том какие активы приватизируются». Саян Комбаров считает, что для получения государством наибольшей пользы от приватизации «компании должны продаваться на рыночных условиях, транспарентно и с участием наибольшего числа претендентов. Государство не должно накладывать на участников приватизации излишние и обременительные требования, создавать барьеры для одних, а другим благоприятствовать».

По его мнению, ясными и понятными должны быть и требования к новым собственникам проданных объектов: «Государство должно стремиться к тому, чтобы эти предприятия смогли бы стать самостоятельными, прибыльными, платить налоги, уважать законы, соблюдать экологические требования и поддерживать рабочие места».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить