Рыбное место

Как создать крупнейшую компанию – импортера охлажденных морепродуктов

 Руслан Абишев — основатель и совладелец компании Ocean Fresh
Фото: Андрей Лунин
Руслан Абишев — основатель и совладелец компании Ocean Fresh

«В общепит я попал из строительной отрасли – любил поесть. До кризиса мы построили много объектов, среди которых заправочные станции, многофункциональные комплексы и т. д. Потом случились всем известный спад в строительстве и депрессия на рынке. Тогда я решил закончить с этим делом и уйти в продовольственную сферу», – рассказывает основатель и совладелец компании Ocean Fresh Руслан Абишев.

Наша беседа проходит в его новом ресторане & meat в центре Алматы, который расположился по соседству с уже известным на весь Казахстан заведением средиземноморской кухни La Barca Fish & Wine. Руслан рассказывает, как, начав с поставки охлажденных морепродуктов и рыбы, сегодня развивает новые для Казахстана форматы общественного питания, а также планирует построить собственную сеть гастрономов.

Французская мафия

За плечами у Абишева богатый опыт работы – от юридических компаний, правоохранительных органов до службы снабжения и экономической безопасности. Возможно, это помогло ему справиться с проблемами, которые возникли при закупке рыбы и морепродуктов за рубежом.

Казалось бы, какие сложности могут возникнуть в переговорах с французскими фермерами? Оказалось, могут. Существует мафия, без которой невозможно выйти на фермеров, добывающих или выращивающих товар. Она работает на страны бывшего Советского Союза, а это около 250 млн человек. К тому же действуют довольно строгие правила и ветеринарные нормы по ввозу даров моря в страны ЕАЭС. «Например, у вас не получится просто поехать к знакомому поставщику во Франции и закупить морепродукты. Для этого у него сначала должна побывать комиссия от ЕАЭС, чтобы изучить товар и условия производства. После этого поставщик вносится в единый реестр Россельхознадзора. Очередь на поездки чиновников расписана на 15 лет вперед. Есть и другие нюансы», – рассказывает предприниматель.

Сегодня Ocean Fresh возит в Казахстан охлажденные морепродукты со всего мира. А началось все с Дубая, где Абишев познакомился со своим нынешним партнером по бизнесу, директором компании Габи Алладжи. Сириец девять лет прожил в ОАЭ, занимался там ресторанным бизнесом и работал в Fresh express – ведущей фирме, поставляющей рыбу и другие дары моря во множество стран.

«Мы с ним долго обсуждали, как можем посотрудничать. В итоге он начал отправлять в Казахстан небольшие партии морепродуктов – по нескольку коробок, – вспоминает Абишев. – В какой-то момент я понял, что у нас получится совместный бизнес. Габи знал, как работать в Дубае, а я видел, что в Казахстане совершенно не развита культура потребления охлажденной рыбы и морепродуктов. Не было качественного продукта, были невероятно завышенные цены. Когда в курсе реальной стоимости той или иной рыбы, то примерно представляешь, какая должна быть цена в ресторане. Мы увидели, что можно дать рынку хороший продукт по справедливой цене и выиграть».

Не только рыба

Поначалу Руслан и Габи возили в Казахстан тестовые две-три коробки рыбы и продавали их среди родственников и знакомых. Попутно все более убеждались, что к подобным продуктам есть серьезный интерес и люди готовы платить деньги за качественный товар. Очень быстро они достигли объемов, которые позволили продавать морепродукты оптом в магазины и рестораны Алматы. Первыми и самыми крупными покупателями стали и остаются Esentai Gourmet, а также рестораны Parmigiano Group. Как утверждает Абишев, они уделяют большое внимание правильной цене и неизменно высокому качеству предлагаемой продукции.

Ocean Fresh развивалась стремительно еще и потому, что ее представители привозили продукты лично шеф-поварам, минуя менеджмент. Каждому специалисту они доказывали качество своей рыбы, показывали сертификаты, товар, рассказывали, где и как покупали его. Таким образом они завоевали доверие рынка: в настоящее время у Ocean Fresh около 75 основных контрагентов.

Фото: Полина Льдокова

«Причем Ocean Fresh теперь это не только рыба и морепродукты, как многие думают. Мы обслуживаем всю алматинскую HoReCa (Hotels, Restaurants, Cafe/Catering – англ.), поставляя оливковое масло, бальзамик, зелень, сыр и многое другое, – говорит Абишев. – Идет активная работа по рынку B2C – планируем открытие сети розничных магазинов, небольших гастрономов. Тем самым будет достроена логическая цепочка оптовых поставок и розничной реализации».

Изменение концепта

Несколько лет назад в Алматы появился ресторан средиземноморской кухни La Barca Fish & Wine. Он открывался как некий шоу-рум для Ocean Fresh, где можно было бы провести презентацию любого морепродукта, рыбы, продегустировать любой товар. Запуск обошелся примерно в $150 тыс. «Мы его слепили, как говорится, из того, что было. При этом какое-то время почти не работали из-за отсутствия опыта и нехватки денег, – вспоминает собеседник. – В один момент даже едва не закрылись. Пришлось кардинально менять подход к работе: снизили стоимость блюд, одновременно уменьшив объем порций. Попутно доработали меню, ввели такую рыбу, как сибас, дорадо, предложили гостям даже одно мясное блюдо».

Руслан с командой детально анализировали цены, пытались понять, почему у одних продается какое-то блюдо, а у других нет. Они начали формировать свою винную карту, вникать во все тонкости формирования цен.
«В итоге мы реконцептиризировались, создали брендбук ресторана, придумали тот самый логотип с рыбой, известный сегодня всему городу, – в этом нам помогли друзья, – рассказывает Абишев. – Сегодня нас любят как простые посетители, так и VIP. Аналогичного результата, уверен, добьемся в Астане, где открывается второй ресторан La Barca».

Фабрика-кухня

В рамках направления B2B Ocean Fresh приобрела многофункциональную фабрику-кухню, которая будет поставлять готовые блюда как своим ресторанам, так и сторонним заведениям. «Фабрика-кухня – это многофункциональная профессиональная система, которая, например, может в ночное время готовить здоровую еду и развозить ее клиентам по утрам. А к обеду уже обеспечивать всю заготовку, технологическую цепь для La Barca и еще пяти проектов, – объясняет Абишев. – Фабрика располагается на площади 300 кв. м, с отдельными блоками: вакуумные аппараты, камера шоковой заморозки, камера дефростирования и т. д. Теперь мы можем сказать, что готовы к большому и качественному расширению».

О том, будет ли фабрика-кухня загружена на 100 %, предприниматель не беспокоится, ведь сейчас он планирует запустить в Алматы собственные рестораны восточной кухни по принципу фастфуда. В перспективе будет открыто пять таких «восточек». Это, по словам Абишева, будут не обычные заведения с привычными лагманом и цомяном, а новый концепт, который откроет посетителю новые вкусы и знания о кулинарных традициях Казахстана и Узбекистана. По его расчетам, при правильном управлении этими заведениями за год можно достичь «оборотки» до 1 млрд тенге. Причем блюда будут готовиться на фабрике, затем правильно замораживаться, отвозиться в ресторан, бережно размораживаться, разогреваться и подаваться к столу.

Фабрика же при этом остается фабрикой – со своей многоплановостью и возможностью предлагать всевозможные блюда разным заведениям. «Если это кофейня, мы сможем поставлять им три вида круассанов, ресторанам – блюда из рыбы, мяса и многое другое», – делится планами бизнесмен.

Он считает невыгодным иметь свою пекарню или кухню в небольшом кафе в торговом центре. «Например, в бизнес-центре у кого-то есть маленькая кофейня. У нее имеется возможность продавать грибной крем-суп, но нет возможности его готовить. Мы готовы поставлять, допустим, на пять таких точек вакуумированный крем-суп, приготовленный из выбранных заказчиком продуктов, – поясняет Абишев. – Представитель заказчика может прийти к нам на фабрику, и наш шеф-повар приготовит с ним три вида супа. Тот выберет, какой понравился, и этот суп мы будем поставлять в точки. Достаточно будет лишь разморозить его в микроволновке и налить в чашку».

Рассуждения Абишева о кухне разных национальностей выходят далеко за пределы традиционных блюд. По его мнению, у казахстанских рестораторов фантазия заканчивается на планировке помещения, а посетителя нужно удивлять оригинальными продуктами и подачей. «К примеру, – говорит он, – в наших японских ресторанах нет нормального васаби, все делается из порошка. Или взять тот же лист нори (водоросли, в которые заворачивают роллы. – Прим. ред.), который везде, как под копирку, унылого черного цвета. Мы съездили в Корею, привезли разноцветные нори – красные, желтые, зеленые. Об этом я и говорю – плюс 10 % оригинальности дают 90 % продаж».

Руслан уверен, что именно за этой оригинальностью придет посетитель в следующий раз. Успешные примеры Ocean Fresh и La Barca говорят в пользу высокой вероятности того, что все получится и с фабрикой-кухней, развитием сетей магазинов и «восточек». Осталось еще, правда, по признанию Абишева, найти дополнительное (и немалое) финансирование, поэтому он открыт для диалога с потенциальными инвесторами. 

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


заместитель главного редактора Forbes Kazakhstan

 

Статистика

1478
просмотров
 
 
Загрузка...