Рейтинг Казахстана может снизиться в ближайшие 2 года

7401

Ухудшение прогноза S&P по суверенному рейтингу Казахстана открыло вопрос о возможном снижении самого рейтинга страны в течение ближайших двух лет. Подобная вероятность оценивается как 1 к 3

Фото: aksam.com

Не секрет, что февральское неожиданное решение о девальвации национальной валюты вызвало негативную реакцию в обществе. Ведь покупательская способность каждого казахстанца стала меньше. И нужно было идти к начальству – «бить челом» о повышении зарплаты, хотя бы для частичного восстановления статус-кво. Поскольку никто не сомневался: вслед за девальвацией поднимутся цены на все товары и услуги. Ситуация уже знакомая.

Изменения произошли и на макроуровне, оказав влияние на международную оценку экономики Казахстана, доказательством чему служит снижение в начале лета агентством Standard & Poor’s (S&P) прогноза по суверенному рейтингу Казахстана со «Стабильного» на «Негативный».

«Снижение прогноза по рейтингу еще не снижение самого рейтинга, но звоночек», – считает Максим Кабанов, топ-менеджер российской инвестиционной группы «АТОН».

Справедливости ради стоит отметить, что на данный момент другие агентства «большой тройки» никак не отреагировали на события в казахстанской экономике. Впрочем, Moody’s вообще не меняло рейтинг Казахстана с 2006, то есть уже восемь лет. Это объяснимо: текущий рейтинг Moodys’s «Ваа2» ниже на одну ступень, чем «ВВВ+» от S&P, если сравнивать их шкалу буквенных обозначений. Аналитики из Fitch Ratings проявляли большую активность – так, в 2008 они снизили оценку до «ВВВ-», а затем дважды последовательно повышали – до «ВВВ» и нынешнего «ВВВ+» в 2011 и 2012 соответственно.

Ухудшение предсказуемости монетарной политики и эффективности механизма денежной трансмиссии, а также риски, негативно влияющие на прогноз агентства по росту ВВП на душу населения, были названы основными причинами изменения прогноза S&P. Цитируем: «Неожиданная девальвация и последовавший за ней рост долларизации (депозитов – с 37 до 46% и кредитов – с 30 до 35%) и временный отток депозитов из трех банков негативно повлияли на доверие к проводимой монетарной политике».

«Именно подрыв доверия к предсказуемости монетарной политики государства сыграл здесь ключевую роль, а доверие восстанавливается намного сложнее, чем теряется», – делится с Forbes Kazakhstan своим экспертным мнением Екатерина Трофимова, бывший директор группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса S&P, а ныне возглавляющая в рамках своей работы в Газпромбанке крупнейшего рейтингового консультанта в СНГ.

Процесс национализации 11 крупнейших частных пенсионных фондов вынудил около года практически бездействовать одну из наиболее активных ранее групп инвесторов с совокупным размером активов в более чем $20 млрд. Создание ЕНПФ завершилось, но его инвестиционная стратегия до сих пор нуждается в доработке. И это, несомненно, окажет негативное влияние в первую очередь на конкуренцию на рынке, учитывая внушительный размер активов, что уже послужило причиной уменьшения объема торгов на внутреннем рынке ценных бумаг. Так, в 2013 объем торгов только на рынках ГЦБ и акций сократился на 11,5 и 44% соответственно в долларовом выражении в сравнении с 2012. А за первое полугодие 2014 в сравнении с аналогичным периодом 2013 объем торгов упал на рынках ГЦБ, акций, корпоративных долговых ЦБ, ЦБ инвестиционных фондов, облигаций МФО (международных финансовых организаций) и фьючерсов в долларовом выражении от 13,4 до 99,4%. Между тем S&P рассматривает улучшение функционирования рынка капитала как одно из оснований для пересмотра прогноза на «Стабильный».

Дальше – меньше?

Теперь не исключается и возможность снижения рейтинга страны в течение ближайших двух лет. Подобная вероятность оценивается как 1 к 3.

В качестве одного из возможных факторов для пересмотра рейтинга в сторону понижения называется ограничение эффективности монетарной политики. Правда, аналитики уточняют, что это произойдет в случае, если наступит необходимость значительных интервенций НБ РК на валютном рынке. Последнее, по мнению S&P, может случиться отчасти из-за влияния национализации пенсионных фондов на рынок капитала, отчасти из-за жесткой политики обменного курса.

Аналитики агентства полагают, что жесткое управление обменным курсом, подразумевающее узкий коридор колебаний к доллару США, без четкой коммуникации о принимаемых решениях с инвесторами, игроками на рынке и простыми гражданами в отношении курса и процентных ставок ослабляет механизм денежной трансмиссии.

По вопросу политики обменного курса Кабанов заявляет, что Казахстану стоило бы перейти от фиксированного курса нацвалюты к плавающему, как в России. Это позволило бы, считает он, не накапливать «девальвационный эффект» и не осуществлять одномоментные резкие ослабления тенге. Данное мнение не лишено смысла, с учетом уже подписанного договора о Едином экономическом пространстве. Однако, прежде чем перенимать опыт России, необходимо оценить возможные риски и потенциальные возможности от перехода к плавающему курсу. Кроме того, являясь членом МВФ, Казахстан может запросить у этой организации техническую поддержку в данном вопросе.

Вторым фактором для возможного пересмотра рейтинга Казахстана в сторону понижения называют ухудшение перспективы роста уровня ВВП на душу населения, иными словами, и прироста экономики в целом. Причиной тому стала остановка работы на Кашагане, так как агентство прогнозировало экономический рост страны, главным образом опираясь на увеличение нефтедобычи.

С этим согласен Кабанов, называющий снижение прогноза по росту экономики РК до 4,5% в 2014 первопричиной ухудшения и прогноза по рейтингу. Он также добавляет: «Стагнация цен на основной экспорт, отсутствие роста экспорта и, соответственно, увеличения потока валюты в страну, замедление экономик основных соседей, России и Китая, – после таких событий для осторожного S&P тяжело быть оптимистичным».

Никаких других проектов, способных внести столь же ощутимый вклад в рост ВВП, просто нет. Ожидаемый уровень увеличения нефтедобычи на первом этапе эксплуатации месторождения – 20%. А уровень добычи нефти в Казахстане в 2013 составил 1,64 млн баррелей в день, согласно оценке U.S. Energy Information Administration (EIA), являющегося статистическим и аналитическим агентством в составе Министерства энергетики США.

Пока без паники

К вопросу о последствиях пересмотра прогноза по рейтингу эксперты относятся достаточно спокойно. Они считают, что инвестиционная привлекательность Казахстана не пострадает, так как снижение прогноза – это пока не снижение рейтинга. Вместе с тем утверждать что-либо с полной уверенностью нельзя.

Так, инвестиционный управляющий группы «Верный Капитал» Данияр Жусупов отмечает: «Возможно, это отразится на пересмотре лимитов на казахстанские ценные бумаги в инвестиционных портфелях крупных институциональных инвесторов».

Механизм денежной трансмиссии

Трофимова высказывает несколько иную точку зрения: «Мировые инвесторы сегодня в целом смотрят осторожно на развивающиеся рынки. Они используют избирательный подход к вложениям в развивающиеся страны, так называемый cherry picking». Она также заметила, что «для того, чтобы интерес к инвестициям в Казахстан сохранялся не только в фазе активного экономического роста, важно установить эффективную коммуникацию с инвестиционным сообществом, в том числе с рейтинговыми агентствами».

В качестве некоего заключения Forbes Kazakhstan попросил экспертов поделиться своим мнением о том, какие шаги стоит предпринять Казахстану в краткосрочной перспективе для недопущения дальнейшего снижения рейтинга страны.

«Как показывает практика, государственным органам зачастую сложно эффективно взаимодействовать с рейтинговыми агентствами самостоятельно. Поэтому мы нередко видим в качестве ограничивающих факторов развития рейтинга страны факторы управления и прозрачности политики. Проблема институтов финансового регулирования многих государств на постсоветском пространстве заключается не в качестве баланса, а в эффективности выстраивания отношений с инвесторами и рейтинговыми агентствами. И проблема эта становится все более острой по мере роста рейтинга, так как для наиболее высоких рейтинговых категорий («А-» и выше) последовательность, прозрачность и предсказуемость финансовой политики имеют намного больший вес. И если с количественными факторами в рейтинговой оценке в краткосрочной перспективе сделать что-то сложно, то с качественными можно работать намного эффективнее, например, за счет привлечения рейтингового консультанта на государственном уровне», – говорит Трофимова, кстати, единственная отважившаяся высказаться по этому вопросу.

А многие эксперты, работающие в нашей стране, и вовсе отказались что-либо нам комментировать. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить