Приоритеты диктуют оценки

8815

Пока Астана не делает резких движений, госдепартамент США при оценке любых выборов в Казахстане будет подыскивать политически выдержанные выражения

Andrea Hill/Vetta RF Images/Fotobank.ru

Госдепартамент США признал прошедшие в Казахстане парламентские выборы «далекими от международных стандартов». Это заявление последовало сразу после оценки выборов со стороны главы миссии наблюдателей Парламентской ассамблеи ОБСЕ Жоао Соареша, признавший стремление властей обеспечить представительство в парламенте второй партии (кроме партии «Нур Отан»), но вместе с тем не обеспечившие условий для проведения «плюралистичных» выборов.

Со своей стороны американский госдеп заметил, что «множество проблем заставило эти выборы быть далекими от международных стандартов, с которыми Казахстан согласился».

Правда, не совсем понятная. Что же на самом деле означает формулировка «далекие от международных стандартов»?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к прецедентам. Так, например, госсекретарь США Хиллари Клинтон, выступая на встрече совета министров иностранных дел ОБСЕ в Вильнюсе, назвала выборы в Госдуму РФ, прошедшие в декабре 2011 года, «ни свободными, ни справедливыми». «Мы серьезно озабочены тем, как проходили эти выборы», - сказала она. Оценка, согласитесь, жесткая и довольно внятная.

Правда, по отношению к России формула лояльности США не работает. Это связано с тем, что Москва ведет откровенно антиамериканскую политику.

Во-первых, Россия по принципиальным соображениям не подписывает Европейскую энергетическую хартию, согласно которой европейские нефтегазовые компании получили бы доступ на российский рынок. Российское руководство аргументирует свою позицию тем обстоятельством, что европейцы не хотят видеть на своем энергетическом рынке российские компании.

Во-вторых, изо дня в день растет зависимость европейских потребителей от поставок углеводородов из России. Как следствие - непрекращающиеся конфликты по газу между Россией и Украиной. Чтобы уменьшить зависимость от Украины, Москва ищет альтернативные маршруты транзита. Газопровод «Северный поток», пролегающий по дну Балтийского моря, уже запущен, а «Южный поток», который предполагается пустить по дну Черного моря, активно лоббируется.

В-третьих, российские власти делают все возможное, чтобы получить контроль в нефтегазовых проектах на своей территории. И кое-что у них получается. Именно под давлением Москвы британская компания Shell вынуждена была уступить контрольный пакет акций «Газпрому».

В-четвертых, Москва пытается выдавить США из богатого углеводородами Каспийского региона. В 2007 году в противовес продвигаемому Европой и поддержанному США проекту Транскаспийского трубопровода Москва инициировала Прикаспийский газопровод, уговорив Казахстан и Туркменистан участвовать в его строительстве. То, что проект носил чисто политический характер и был призван заблокировать интерес к западной трубопроводной инициативе, свидетельствует следующее обстоятельство: стороны потеряли интерес к проекту Прикаспийского газопровода буквально сразу после подписания соответствующих договоренностей.

Строительство 1700-километрового газопровода Россия, Казахстан и Туркменистан планировали начать еще в 2009 году, но так и не начали. На самом же деле России Прикаспийский газопровод был вообще не нужен. Москве важнее противостоять Западу и не дать осуществиться их инициативам.

Этим же обстоятельством можно объяснить спокойную реакцию России по отношению к газопроводу Туркменистан-Китай. По сути, он стал своего рода альтернативой Прикаспийскому газопроводу. Именно в Китай пошли объемы газа, которые стороны ранее намеревались пустить в рамках договоренностей по Прикаспийскому газопроводу.

Кроме того, есть еще два ключевых вопроса, по которым США и Россия не могут никак договориться. Это – российско-грузинская война, в результате которой Тбилиси потерял контроль над Южной Осетией и Абхазией и Система противоракетной обороны территории США (НПРО), которую Москва считает неприемлемой и угрозой для собственной безопасности.

Всем вышеперечисленным можно объяснить болезненную реакцию США к политическим процессам, происходящим в России.

По отношению к Азербайджану США более лояльны. Прошедшие в начале ноября 2010 года парламентские выборы в Азербайджане помощник госсекретаря Филип Кроули назвал «не отвечающими международным стандартам». Напомним, парламентские выборы в Казахстане госдеп охарактеризовал как «далекие от международных стандартов». Власти могут радоваться: если выборы в Азербайджане никак не соответствовали ожиданиям Запада, то выборы в Казахстане хотя бы пытались эти ожидания оправдать. Вот и вся разница между формулировками. Но общее все же имеется – это тональность заявлений американского внешнеполитического ведомства. Она, говоря простым языком, весьма щадящая.

И тому есть причины. Например, Баку не предпринимает сколь-нибудь значимых попыток вернуть контроль над нефтегазовыми активами на своей территории. В отличие от Азербайджана Астана такие попытки делает. Начиная с 2009 года, казахстанские власти поставили перед собой цель постепенно нарастить долю участия нацкомпании «КазМунайГаз» в крупных нефтегазовых проектах. До настоящего времени власти поспособствовали тому, что нацкомпания прирастила свою долю в Кашагане с 8 до 16%, а в конце 2011 года приобрела 10% в Карачаганаке.

При этом надо заметить, что выборка стран далеко не случайная: Россия, Казахстан и Азербайджан обладают крупными запасами нефти. А внутри экспертного сообщества сложилось мнение о том, что не только США, но и все западное сообщество весьма лояльно по отношению именно к богатым нефтью странам.

Пока Запад ставил во главу угла права человека, Россия и Китай укрепляли свои позиции, особенно в странах с сомнительной демократией. В то же время усиление российско-китайского влияния было прямо пропорционально ослаблению западного влияния. Дошло до того, что доля России в поставках газа в Европу выросла до трети, усилилась зависимость Старого Света от поставок углеводородов из России, а на фоне резкого ухудшения отношений между США и Пакистаном из-за убийства международного террориста Усамы бин Ладена, завис вопрос обеспечения контингента войск в Афганистане. Все эти тренды побудили США и Европу к большему прагматизму.

Победой прагматизма над романтизмом можно назвать смягчение позиции США по отношению к Узбекистану. После андижанских событий, случившихся в мае 2005 года, Вашингтон применил к этой стране санкции, а спустя 6 лет, в 2011 году, не только отменил их, но по просьбе американского президента Барака Обамы сенат разрешил возобновить военную помощь.

В проекции на Казахстан можно сказать, что пока Астана не делает резких движений, а доля участия в казахстанских нефтегазовых проектах транснациональных компаний типа Total, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, ConocoPhillips, Inpex, British Gas, Eni, ChevronTexaco остается существенной, госдепартамент США при оценке любых выборов в Казахстане будет подыскивать политически выдержанные выражения.

Источник: КазТАГ

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить