Правительство наращивает долги и берет деньги на выплату пенсий в Нацфонде

9628

Мажилис в среду, 21 октября, на пленарном заседании одобрил главные финансовые документы страны - уточнения в республиканский бюджет 2020 года и проект республиканского бюджета на 2021-2023 годы. Ключевая составляющая этих документов - изменившиеся из-за пандемии экономические условия

ФОТО: Baloncici / shutterstock

Так, уточнения в бюджете 2020 года направлены в первую очередь на оказание материальной поддержки медицинским работникам и принятие упреждающих мер по возможной второй волне распространения COVID-19. Как пояснил министр финансов Ерулан Жамаубаев, выступая на заседании, для этого предусмотрены дополнительные расходы в сумме 238,7 млрд тенге.

Они распределены так:

- на выплату доплат медицинским работникам, задействованным в проведении карантинных мероприятий, на общую сумму 143,4 млрд тенге;

- на оплату медицинских услуг в целях недопущения распространения COVID-19 в рамках ГОБМП – 83,2 млрд тенге;

- на выплату премии сотрудникам органов внутренних дел за участие в противоэпидемиологических мероприятиях – 11,7 млрд тенге.

За счет перераспределения средств между администраторами бюджетных программ найдено 261,7 млрд тенге. Их направляют на развитие реального сектора экономики и социальной поддержки силовых структур.

- За счет данных средств планируется реализация ряда мер и проектов, направленных на стимулирование производства, с одновременным улучшением качества жизни и увеличением доходов населения. При этом предусмотрено достаточное финансовое обеспечение мероприятий государственных программ, - подчеркнул министр финансов.

В целом поступления республиканского бюджета увеличены на 185 млрд тенге и составляют 12 трлн тенге (в том числе 4,7 трлн тенге - трансферт из Национального фонда). Дефицит республиканского бюджета сохранен на уровне 3,5% к ВВП. Объем расходов республиканского бюджета увеличен на 205 млрд тенге и составляет 14,5 трлн тенге.

Ситуация в предстоящие три года, судя по бюджетным прогнозам, должна сложиться лучше, чем в 2020-м. Как отметил глава Минфина, поступления республиканского бюджета в 2021 прогнозируются на уровне 11,4 трлн тенге.

Дефицит бюджета планируется с поэтапным снижением с 3,4% к ВВП в 2021 году до 2,1% к ВВП в 2023. Расходы в 2021 году составят 14 трлн тенге.

- Главным принципом при формировании проекта бюджета была последовательная реализация курса и задач, определенных на среднесрочный период, а также всех принятых социальных обязательств, - подчеркнул Жамаубаев. 

Расходы социального блока на три года составят 23,4 трлн тенге, из них на 2021 год – 7,1 трлн тенге с увеличением на 394 млрд тенге к уровню этого года. Доля социальных расходов к общему объему затрат в 2021 составит 50,4%. Расходы на поддержку и развитие реального сектора экономики в среднесрочном периоде составят 3,2 трлн тенге, из них на 2021 год – 1,7 трлн тенге.

Отметим, что размер гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет на следующий год определен в сумме 2,7 трлн тенге, на 2022 год - 2,4 трлн тенге, на 2023 -  2,2 трлн тенге. Эти средства направят на социальные обязательства государства.

- Гарантированный трансферт из Национального фонда предлагается направить на выплату солидарных пенсий, государственные базовые пенсионные выплаты из республиканского бюджета, - сообщил министр национальной экономики Руслан Даленов.

Депутатов же заинтересовали планы правительства по заимствованию. Дания Еспаева обратила внимание, что согласно прогнозу социально-экономического развития рост госдолга прогнозируется к 2021 году до 30,3%, к 2022 году - до 30,5% к ВВП.

- Ожидается, что в 2025 году долг правительства увеличится относительно 2019 года в два раза и составит 25 трлн 692 млрд тенге. По оценке правительства, государственный долг уже в текущем году составит 29,2% к ВВП. (...) Увеличивается сумма госдолга, соответственно, растет нагрузка на республиканский бюджет, так как увеличиваются расходы на обслуживание долга. Расходы на обслуживание долга и погашение правительственного долга возрастут с 12,9% в 2019 году до 23% в 2022-2023 годах, - констатировала депутат.

- Действительно, в 2020 году расходы на обслуживание и погашение долга составят 12%, в 2023 году возрастают до 23%. Работа проводится по трем направлениям для контроля расходов на обслуживание госдолга. Первое, сокращение бюджетного дефицита. С 2021 года планируется сокращение дефицита до 3,4% к ВВП, в 2023 году - уже 2,1% к ВВП. Кроме того, планируется приоритет финансирования дефицита придавать тенговому финансированию, что позволит снизить валютный риск, связанный с ростом обслуживания госдолга, - начал объяснять Руслан Даленов. 

- Хочу заверить, что государственный долг находится на достаточно безопасном уровне. Мы это ежедневно мониторим. Понятно, то сейчас ситуация ухудшилась и дефицит немного увеличился. Далее, в 2022-2023 годах, в проекте республиканского бюджета у нас сокращается до 2,1% в 2023 году. Мы еще сопоставляем наш долг с другими странами, аналогичными по рейтингу. К примеру, в Турции показатель госдолга к ВВП составляет 40%, в Мексике - 55%, Индонезии - 37%, - поддержал его министр финансов.

- Вы африканские страны еще возьмите, - язвительно предложил председатель мажилиса Нурлан Нигматулин. - Вы по сути отвечайте, как будем формировать защиту государственного долга и что с ним будет в соответствии с проектом трехлетнего бюджета.

- Мы прежде всего будем заимствовать в национальной валюте, чтобы валютные риски не выстреливали. Также будем постоянно анализировать структуру долга. По госгарантиям будем тщательно отбирать проекты. Как вы знаете, каждый год лимит гарантированного государственного долга устанавливается в республиканском бюджете, - объяснил глава Минфина.

«В общем у министра финансов нет ответа», - оборвал его Нигматулин и передал слово первому вице-премьеру Алихану Смаилову.

- Государственный долг находится на безопасном уровне. Тот лимит, который установлен - 27%, это наш внутренний лимит, который мы сами для себя в рамках концепции установили. Международные организации устанавливают лимит 50% от ВВП. В настоящее время в связи с кризисными явлениями, которые происходят во многих странах, этот лимит пересматривается в сторону повышения в странах ЕС, - заявил Смаилов.

Особых претензий, депутаты, впрочем, не высказали. Обратив внимание на отдельные недочеты, все фракции поддержали представленный законопроект.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить