Помогла ли производителям акция «Сделано в Казахстане»?

9950

На этот вопрос Forbes.kz ответили медиа-директор Общенационального движения «Казахстан 2050» Канат Ауесбай и глава Raimbek Group Раимбек Баталов

Фото: Роман Суханов

Напомним, первым поддержать казахстанских производителей предложил президент РК Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства 11 февраля 2015. За дело взялись активисты Общенационального движения «Казахстан-2050», которые вскоре дали старт республиканской акции «Сделано в Казахстане». Она предполагала выделение отдельных полок с ярлыками «Сделано в Казахстане» для казахстанской продукции, что помогло бы ориентироваться потребителям, которые желают сделать выбор в пользу отечественного производителя.

Акция есть – ответственных нет

Канат Ауесбай.

- Во-первых, мы провели серию акций в магазинах в разных регионах республики в поддержку отечественных товаров. Во-вторых, мы провели мониториг с целью выяснения, какие ретейлеры помогают информировать потребителя о казахстанской продукции. Плюс ко всему провели онлайн-опрос на тему того, насколько казахстанцы готовы эту акцию поддерживать и выяснили отношение к казахстанским товарам вообще и к самой акции, - рассказал Forbes.kz медиа-директор Общенационального движения «Казахстан 2050» Канат Ауесбай.

Активисты общенационального движения провели мониторинг дважды – в марте и апреле. Согласно отчету по итогам мартовского исследования опубликованного на сайте организации, более 90% из 267 опрошенных супермаркетов присоединилась к акции. Однако, как отметили в отчете, большинство из них подошли к участию в акции формально и разместили ярлыки с надписью «Сделано в Казахстане», но не увеличили ассортимент отечественной продукции. Население, согласно результатам онлайн-опроса, поддержало акцию активнее. Из 762 респондентов 71% слышали об акции, и 83,5% из них считали, что необходимо покупать продукцию, произведенную в Казахстане. Аналогичного мнения придерживались 73,1% из тех, кто не слышал об акции.

По итогам мониторинга, проведенного в апреле, выяснилось, что 86% из посещённых супермаркетов продолжают в той или иной степени информировать покупателей о стране производства товаров, но поддерживают казахстанских производителей формально. Примерно в 30% торговых точек активисты общенационального движения обнаружили, что на полках «Сделано в Казахстане» присутствуют зарубежные товары. Беседы с персоналом этих супермаркетов показали, что только 48,6% опрошенных сотрудников супермаркетов знают, для чего нужны эти полки, и владеют информацией об акции «Сделано в Казахстане». 

При этом в обоих случаях не производились замеры эффективности проведения акции, которые могли бы продемонстрировать увеличение продаж казахстанских товаров.

- В рамках мониторинга мы писали письма руководству торговых сетей, просили предоставить информацию о результативности акции «Сделано в Казахстане», чтобы понять стали ли казахстанцы больше покупать товары отечественных производителей. Большинство не откликнулись, другие сослались на то, что запрашиваемая нами информация относится к коммерческой тайне. Одна торговая сеть поделилась запрашиваемой информацией, – сообщил Канат Ауесбай. – Во многом проведение и результаты акции зависели от акиматов. В тех случаях, когда управления предпринимательства проводили активную работу с представителями супермаркетов по акции, мы могли наблюдать большую вовлеченность ретейлеров в акцию.

FРазве не вы должны были проводить всю работу по акции?

- Это не так. И так быть не может, с учётом того, что мы – общественная организация. Мы можем на своем уровне проводить работу в поддержку инициатив, исходящих, например, от руководства страны. После того, как президент озвучил просьбу к ретейлерам помочь отечественному производителю, управления предпринимательства во всех регионах также начали проводить информационную работу. Мы со своей стороны можем отследить, насколько данная работа реально проводится - например, через мониторинг.

FКакую функцию выполняло движение «Казахстан 2050» в этом проекте?

- Нашей задачей было запустить эту акцию. Потом мы провели мониторинги. Поскольку мы понимали, что акция не даст ожидаемых результатов исключительно за счет призывов к потребителю покупать казахстанскую продукцию, мы провели встречу с Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен», АО «Национальное агентство по развитию местного содержания», в ходе которой было принято решение создать рабочую группу «Сделано в Казахстане» для обсуждения вопросов повышения конкурентоспособности казахстанских товаропроизводителей. Правда, по состоянию на сегодняшний день эта рабочая группа не начала свою работу.

FПочему?

- Я думаю, что вопрос в коммуникациях и, конечно же, в ресурсах. Все эти вопросы требуют большой работы: как внутренней – аналитической, так и по организации коммуникации со всеми стейкхолдерами.

F: Почему вы перестали следить за тем, как проходит акция?

- На момент начала акции мы сделали всё необходимое, чтобы ретейлеры и потребители в Астане, Алматы и в регионах обратили на нее внимание. Мы запустили, промониторили, сделали какие-то выводы. Дальше – большая работа, охватывающая уже не вопросы информирования потребителя, а более глубокие, и исключительно наших ресурсов на это не хватает.

FТо есть активисты движения запустили акцию, и на этом ваше участие в ней закончилось?

- С учётом ресурсов, которые у нас есть, - да. Я не знаю, что у нас произойдёт завтра, после того, что сейчас произошло с тенге. Но этот вопрос на повестке дня у нас пока не стоит.

Фермерам нужна логистика

Одной из проблем с которой приходится сталкиваться при реализации этого проекта, по словам главы Raimbek Group Раимбека Баталова, является неготовность самих производителей поставлять продукцию в супермаркеты.

Раимбек Баталов.

- Мы в «Арзане» (сеть супермаркетов, входит в Raimbek Group. - F ) за уши вытаскиваем алматинских фермеров на полки супермаркетов. Это большая проблема. У них не хватает объёмов, чтобы упаковать продукцию, привезти её в магазины, - рассказал Раимбек Баталов на бизнес-завтраке с представителями деловых СМИ.

Между тем, отметил бизнесмен, положительный эффект этой акции был, и потребители, которые имеют возможность покупать продукцию подороже, отдавали предпочтение отечественным производителям. Но сейчас, по его мнению, важно оказать поддержку фермерам в виде развития логистики.

- Сколько средств направлялось в различные отрасли через социально-предпринимательскую корпорацию, только не в ту инфраструктуру, которую нужно было создать, чтобы помочь фермерам с упаковкой, транспортировкой производимой продукции! Ну, не тратьте на всё подряд, не открывайте в конкурентной среде магазины или какое-то производство, которое мы сами должны создавать! Проанализируйте и создайте лучше логистику за государственный счёт, а когда это разовьётся - отдайте в рынок. Сделайте этот толчок, сделайте это локомотив! Фермеры хотят производить, но логистика у них является слабым звеном, - подчеркнул Раимбек Баталов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить