Президент Air Astana Питер Фостер: Полёт нормальный

В понедельник, 26 октября, Forbes.kz сообщил о том, что в 2016, возможно, будет предложена к продаже госдоля (или её часть) в Air Astana. 10 лет авиакомпанию возглавляет Питер Фостер. В интервью нашему изданию он рассказывает о секретах лидерства, состоянии аэропортов, открытии рейса в Нью-Йорк и будущем IPO

Фото: Андрей Лунин
Питер Фостер.

Редкая крупная компания Казахстана, особенно с государственным участием, может похвастать многолетним отсутствием вакансии на кресло главного руководителя. За 10 лет Питер Фостер вместе с авиакомпанией пережил не одну экономическую турбулентность и смог сделать из Air Astana стабильно развивающегося перевозчика, признанного в мире. Впрочем, сам он скромно разделяет свои заслуги с коллективом. Однако именно его отметила орденом Британской империи королева Елизавета II. Президент Air Astana был удостоен высокой награды «за заслуги перед британской авиацией в Республике Казахстан». Орден ему вручал принц Чарльз.

Для записи интервью Фостер пригласил обозревателя Forbes.kz к себе домой, практически в личное пространство. Тоже, можно сказать, нерядовой случай. На подобный жест доверия отважится не каждый наш большой руководитель.

F: Мистер Фостер, насколько комфортно вы все это время чувствуете себя здесь?

– Я приехал в Казахстан в октябре 2005, и мой первоначальный срок работы должен был составлять полгода. Тот факт, что я всё ещё здесь, наверное, является доказательством, что мне у вас хорошо жить и работать. Казахстан стал для меня вторым домом.

За эти годы он сильно изменился. Страна стала более открытой миру. Это, на мой взгляд, связано не только с проводимой властями политикой, но и с изменениями в сознании казахстанцев. Они стали путешествовать, контактировать с жителями других стран, больше узнавать о своем потенциале и возможностях.

F: А как, на ваш взгляд, развивается рынок гражданской авиации Казахстана?

– Если начать с положительных моментов, то на внутреннем рынке создана конкурентная среда. Например, на маршруте Астана – Алматы работают четыре авиакомпании, как в развитых странах вроде Франции или Германии.

Вместе с тем есть и негативные моменты. 10 лет назад, когда я только приехал, надзор в сфере обеспечения безопасности в авиации соответствовал стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Сейчас же, к сожалению, мы не можем этого констатировать. На протяжении шести лет Казахстан находится в чёрном списке Евросоюза, который запрещает полёты большинства местных авиакомпаний в страны ЕС (Air Astana не входит в этот список. – F). Это очень серьёзный недостаток, и надо предпринимать все усилия, чтобы его устранить.

А возьмём аэропорты. К примеру, в воздушной гавани Астаны сейчас ведётся расширение, в результате чего пропускная способность увеличится в 2 раза. Это будет иметь положительный эффект для развития города, авиакомпаний, рынка в целом. С другой стороны, аэропорт Алматы, у которого до сих пор нет чётких планов расширения. Очевидно, что, если не будет предпринято никаких мер, это негативно скажется на развитии южной столицы.

F: Довольны ли вы развитием Air Astana?

– Мы достигли большого прогресса. Но это не значит, что не должны стремиться к большему. В авиации, как в любом бизнесе, есть только два направления движения – вперёд и назад. Мы намерены двигаться только вперед. Поэтому недавно объявили о размещении заказа на приобретение 11 новых самолётов семейства Airbus A320 neo вдобавок к ранее заказанным Boeing-787. Намерены расширять флот, увеличивать список наших продуктов и открывать новые маршруты.

Авиакомпания – это не только самолёты. Главное – сотрудники и их высокая мотивация. Считаю, у нас сложилась хорошая корпоративная культура, хотя мы продолжаем работать и над ней. Когда компания перейдет на новый уровень своего развития, сотрудники должны быть готовы к этому.

F: В последние годы Air Astana открывает из Астаны рейсы в те города, в которые уже летает из Алматы. Это Баку, Ташкент, Бишкек, Пекин и т. д. Значит ли это, что Алматы в меньшей степени интересует авиакомпанию как хаб?

– Из Алматы мы тоже открываем новые направления. Например, в следующем году планируем запустить рейс в Тегеран. Но, конечно, в вопросе расширения маршрутной сети планируем опираться на Астану. В этом году из столицы были открыты рейсы в Париж, Тбилиси, Сеул, Бангкок, в следующем запустим рейс в Улан-Батор.

F: Вы удовлетворены пассажиропотоком из Астаны?

– Честно говоря, в этом году из-за экономических вызовов он достаточно низкий. Но каждый раз, открывая новый маршрут, мы предоставляем новые возможности для стыковки тех или иных рейсов. Например, в 2015 обнаружили, что перевозим большое количество пассажиров между западнокитайским Урумчи и европейскими Франкфуртом и Парижем. Пассажиропоток на этих маршрутах зависит не от экономической ситуации в Казахстане, а скорее от возможности авиакомпании предоставлять высокий сервис и операционную надежность.

Еще один интересный момент: у нас сложился очень низкий уровень удельных затрат. Этот показатель у Air Astana чуть ли не самый маленький среди авиакомпаний мира, которые предоставляют полный спектр услуг. А если сравнивать с лоукост-перевозчиками, то удельные затраты у нас ниже, чем, например, у EasyJet. Это позволяет нам оставаться конкурентоспособными.

Фото: Андрей Лунин
Питер Фостер.

F: Уже не первый год Air Astana становится лучшей авиакомпанией в регионе Центральной Азии и Индии по версии Skytrax. В чем заключается секрет вашего успеха на международной арене?

– Как гласит английская поговорка, дьявол кроется в деталях. В авиакомпании уделяют большое внимание микроменеджменту. Для нас нет второстепенных вопросов, будь то состояние салона самолёта, еда и напитки на борту, внешний вид бортпроводников, взаимодействие с пассажирами и т. д. Мы считаем, это единственный способ добиться сохранения высокого уровня сервиса. Моя философия менеджмента: руководитель должен уделять достаточно внимания деталям, из которых сама сложится большая картина.

F: В улучшении каких деталей вы лично принимали участие?

– Я персонально, как и все другие руководящие члены команды, задействован во многих процессах микроменеджмента. Например, принимал участие в подборе оптимальной подсветки салона самолёта, которая помогла бы снизить негативное воздействие на пассажиров, уменьшить их утомляемость, создать максимально комфортную обстановку. Эту подсветку мы недавно внедрили на лайнерах Boeing-757/767.

F: Недавно в меню авиакомпании появились манты. Это тоже ваша идея?

– Нет, это заслуга сотрудника, занятого в сфере бортового питания. Многие идеи исходят от разных членов команды. Менеджмент в Air Astana очень активный, все могут свободно предлагать свои идеи.

F: Как вы считаете, смогла бы Air Astana стать ведущей авиакомпанией в регионе, не имея иностранного топ-менеджмента?

– Управленческая команда – жизненно важный компонент для достижения успеха в любой компании. Но я не считаю, что нужно сравнивать местных и иностранных сотрудников. Важно, не откуда эти люди родом, а как они функционируют вместе.

В Air Astana большинство менеджеров работают в авиации много лет, у них большой опыт и квалификация. Каждый четверг проходят встречи менеджеров. И когда я смотрю на этих людей из разных стран, то горжусь тем, что все они сфокусированы на развитии Air Astana.

F: В авиакомпании уже несколько лет работает программа «импортозамещения» – ab inito, по которой вы обучаете молодых казахстанских пилотов. Довольны ли ее результатами?

Ожидаем, что правильное время наступит, когда начнется восстановление экономик и рынка. Предположительно - в 2018-2020

– Мы не считаем, что ab initio – это программа импортозамещения. Она запущена для привлечения молодых казахстанцев, которые проходят обучение на летчиков в лучших европейских центрах подготовки. Дело в том, что многие прекрасные пилоты, которые работают у нас со дня открытия авиакомпании, рано или поздно уйдут на заслуженный отдых и их надо будет заменять. Да, у нас сокращается доля иностранных пилотов. Но определённое их количество будет всегда, потому что они привносят новый опыт и лучшие мировые практики.
Кстати, по ab initio уже обучились либо находятся в стадии обучения около 200 человек.

Фото: HM The Queen and British Ceremonial Arts Limited

F: В президентской программе «100 конкретных шагов» перед Air Astana поставлена задача открыть рейсы в Нью-Йорк, Токио и Сингапур. Реально ли выполнить это поручение?

– Эти города являются мировыми финансовыми центрами, и открытие с ними прямых рейсов будет иметь большое значение для развития Астаны. Запуск рейсов в Токио и Нью-Йорк требует подписания межправительственных соглашений. Этот процесс достаточно сложный, но он уже запущен. Думаю, рейсы по этим направлениям мы откроем в течение ближайших двух-четырёх лет.

F: В условиях обесценивания валют в числе первых страдают авиакомпании, поскольку цена билета привязана к доллару. Как и стоимость авиационного топлива, которое занимает львиную долю в тарифообразовании. В таких условиях ожидаете ли вы закончить с плюсом этот год?

– В прошлом году Air Astana перевезла 3,8 млн пассажиров. В 2015 мы планировали обслужить 4,2 млн, однако из-за девальвации тенге ожидаем сокращения спроса на рынке. Думаем, что перевезем около 4 млн. Что касается финансов, то авиакомпания большую часть доходов получает в тенге, а все значительные расходы действительно в долларах. Но всё же ожидаем, что и этот, 13-й год подряд Air Astana завершит с прибылью.

F: Сегодня 49% акций Air Astana принадлежит британской BAE Systems, 51% – ФНБ «Самрук-Казына». В правительстве не раз говорили, что компания должна выйти на IPO. Как вы считаете, это будет правильный шаг?

– В нужный момент – да. У нас хороший бизнес, и акции Air Astana станут хорошим вложением. Но нужно учитывать текущие мировые валютные и рыночные вызовы – не только в Казахстане, но и во всём мире.
Инвестиционный климат в такой волатильной среде, как авиация, сейчас неблагоприятный, и выход на IPO был бы преждевременным.

F: Какой вы видите авиакомпанию ещё через 10 лет?

– Принцип, которого мы придерживаемся, – закрепление позиции авиакомпании как лидера не только в Казахстане, но и в регионе Центральной Азии и Кавказа. Именно это и имеем в виду, когда говорим о «расширенном внутреннем рынке». На западе Китая, юго-востоке России, в странах к югу и к западу от Казахстана, в сторону Кавказа многие пассажиры уже отдают предпочтение Air Astana.

Через 10 лет мы ожидаем видеть авиакомпанию абсолютным лидером в этом регионе, с хорошей частотой полетов, операционной надежностью и высокими стандартами предоставляемых услуг.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
17342 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
20 января родились
Именинников сегодня нет
10 богатейших людей мира

10 участников рейтинга Forbes 400 за 2018 год.

Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить