Поиск новых точек роста: почему пищевая отрасль становится более привлекательной для инвесторов?

6401

Пандемия коронавируса ярко высветила важные приоритеты развития. Например, стало понятно, что наиболее активно нужно развивать отрасли, связанные с безопасностью населения. Здесь особое стратегическое значение имеет пищевая промышленность, ведь потребители данной продукции – каждый из 1,9 млн жителей Алматы

ФОТО: архив пресс-службы

Однако Алматы, с учетом развитой инфраструктуры, способен не только закрывать собственные потребности в пищевых продуктах, но и поставлять продукцию на соседние рынки, конкурируя с российскими, китайскими или кыргызскими брендами. Для этого в Алматы есть все: инфраструктура, широкий спектр госинструментов финансирования, а главное – большой и быстрорастущий рынок.

Продовольственный щит

По данным Комитета по статистике РК, за январь-май 2020 года в Казахстане произвели продуктов питания на сумму 743,3 млрд тенге, это больше прошлогодних показателей на 18,8%. Алматы вошел в тройку лидеров, здесь было произведено продукции на 95 млрд тенге. В отрасли производства продуктов питания Алматы функционируют 225 активно действующих предприятий. На долю данного сектора приходится 29% от общегородского объема обрабатывающей промышленности.

Для основной массы производства профилирующей является переработка материалов, небольшая часть занимается добычей природных ресурсов (например съедобных растений). При осуществлении деятельности предприятия обязаны обеспечить оптимизацию производственного цикла, безопасность и высокое качество выпускаемой продукции, конкурентоспособность на международном рынке. Например, высокие стандарты в сфере пищепрома позволили таким игрокам, как АО «Рахат», АО «EFC», ТОО «Масло-Дел» и ТОО «ЭФКО Алматы» экспортировать свою продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Для развития пищепрома в Алматы функционирует индустриальная зона – это готовая площадка, где компании могут размещать свои производства и использовать развитую транспортную и коммунальную инфраструктуру. Например, в индустриальной зоне Алматы на сегодняшний день функционируют два предприятия: тепличный комплекс ТОО «BRBAPK» и мясоперерабатывающий завод «Бижан». Еще четыре компании (производитель мяса птицы «Гауди-08», тепличный комплекс GreenhouseAlmaty, завод по производству сырной продукции ТОО «Green Works», завод по производству молочной продукции ТОО «Корпорация «Astana Invest») планируют приступить к строительству предприятий на территории алматинской индустриальной зоны в 2021 году. Данным предприятиям выделены земельные участки, в настоящее время ведется подготовка проектно-сметной документации. Для того чтобы развернуть на 40,3 га территории индустриальной зоны шесть подобных проектов, потребовались инвестиции в объеме 25,9 млрд тенге.

Эксперты прогнозируют, что в следующие пять лет пищевая отрасль будет одной из самых быстрорастущих отраслей бизнеса. Местное руководство продолжает формировать для этого все возможные условия. И это не просто инфраструктура или готовые земли, но и налоговые преференции, а главное - доступные госинструменты финансирования.

Инструменты для бизнеса

Чтобы ускорить темпы роста пищевой отрасли, государство предлагает бизнесу разные варианты инструментов финансирования. Во-первых, госпрограмма «Экономика простых вещей» подразумевает выделение 100 млрд тенге на производство в сфере АПК, еще столько же предназначено на переработку. Конечная базовая ставка для бизнеса – 6% сроком до 10 лет.

Кроме того, для бизнеса доступна программа «Дорожная карта бизнеса - 2025». Основными формами финансовой поддержки предпринимателей по программе ДКБ-2025 являются инструменты субсидирования ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам (ставка конечная для заемщика 6%, на срок до 5 лет, цель кредита – на инвестиции, пополнение оборотных средств, рефинансирование) и гарантирования кредитов при нехватке залогового обеспечения у предпринимателей.

Также в Алматы активность в пищепроме стимулируется за счет программы поддержки городского предпринимательства Almaty Business 2025. Программа была запущена акиматом Алматы в целях сбалансированного развития районов, придания импульса отдельным секторам экономики южной столицы. По словам заместителя председателя правления Almaty Finance Зангара Салимбаева, из-за пандемии активность организаций снизилась, однако уже сейчас бизнесмены приходят и интересуются, как можно получить финансирование в пищевой отрасли. «Есть проекты, где бизнесмены готовы открывать перепелиную ферму или производить салаты. Есть интересный проект - переработка яблок. Там бизнесмен собирается приобретать яблоки у крестьян, у домохозяйств и перерабатывать их в сухофрукты, компоты», - рассказывает Зангар.

Зангар отмечает, что уже сейчас Almaty Finance профинансировал под 2% годовых проект по обжарке кофейных зерен – «CoffeeExpert». «Бизнесмен имеет около 15 точек по городу и хочет открыть свой цех по обжарке кофе. Раньше они приобретали его у компании, а сейчас они привозят сырой кофе и начинают обжаривать его. Таким образом, они поддерживают правильную эссенцию и делают правильную обжарку», - делится он. По его словам, подобные инструменты финансирования, особенно под 2%, позволяют алматинским пищевикам удешевить производство. Как говорит Зангар, Almaty Finance – более адаптивна: банки второго уровня больше ориентированы на большие суммы финансирования через госпрограммы. А Almaty Finance помогает небольшому бизнесу – займы в основном по 20-50 млн тенге. «Наша задача состоит в том, чтобы профинансировать эти проекты, поддержать их, чтобы предприниматели смогли подняться и взрастить их в устойчивые проекты. Чтобы через 5-6 лет они смогли стать клиентами банков второго уровня», - резюмирует Зангар.

Сытные хлеба

Ёнгун Ким – основатель ТОО «Honmil» – производитель хлеба и хлебобулочных изделий в Алматы. Ёнгун решил пойти в пищепром, не боясь того, что это тот бизнес, который может долго отбиваться. «В текущей ситуации, при пандемии, мы считаем, что хлеб – это всегда первое, что будет на столе. Также видим, что текущие предприятия не максимально используют возможности. Они не используют сейчас инструменты, которые могут содействовать увеличению продаж. Мы видим слабый экспорт хлебобулочных, нескоропортящихся, кондитерских изделий и хотим немного изменить формат в хлебном бизнесе на рынке Казахстана», - объясняет Ёнгун Ким.

По его словам, алматинский рынок – не самый легкий, здесь большая конкуренция. «Текущие сети имеют свои производства внутри своих фирменных магазинов. Но мы видим, что в принципе в массовых и больших объемах они не дают интересный ассортимент», - отметил бизнесмен.

Для того чтобы построить завод мощностью 12 тыс. тонн в сутки, Ёнгун Ким затратил около 1 млрд тенге. «Сейчас поставляем 4 тонны в сутки. Открыли свой первый фирменный магазин. На данный момент мы не в прибыли. Как и прогнозировалось, пока находимся в убытке, естественно, будем догонять продажи, чтобы выйти на прибыль. Прогнозируем выйти на полную мощность производства в 2021 году и модернизируем производство с 12 тонн до 30 тонн в сутки. Однако акцент будет на экспорт», - делится планами бизнесмен.

Он считает, что южная столица сейчас - самый насыщенный регион в плане ассортимента, кроме того, это продвинутый регион с отличной инвестиционной привлекательностью. «У нас много франшиз, местных грамотных производителей. Думаю, что в Алматы можно создавать много перспективных производств, которые можно будет выводить за рубеж», - заключает Ёнгун.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube