Париж стоит мессы. Но стоит ли он «Эйр Астаны»?

17769

В воскресенье, 29 марта, в 14.00 начинается выполнение первого рейса авиакомпании «Эйр Астана» из столицы Казахстана в столицу Франции. И это - на фоне сильнейшего конкурентного давления со стороны других авиакомпаний

Фото: jetphotos.net

Серым по белому

Открытие рейсов в Париж, Прагу и ряд других европейских городов в авиакомпании «Эйр Астана» планировали еще 6 лет назад. Однако мечтам этим не суждено было сбыться быстро. А все потому, что в 2009 по имиджу казахстанской авиации на международной арене был нанесен сильнейший удар. В тот год страну инспектировали аудиторы Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которые были шокированы запредельно низким уровнем обеспечения безопасности полетов в Казахстане. На основе негативного отчета ревизоров Еврокомиссия внесла авиационные власти Казахстана вместе со всеми авиакомпаниями страны в «черный список» и запретила им летать в Европу. Комитет гражданской авиации не смог доказать аудиторам ИКАО, что способен на должном уровне осуществлять контроль за субъектами гражданской авиации.

Относительно повезло тогда только «Эйр Астане» - она была единственной авиакомпанией РК, которую внесли в так называемый «серый список». Согласно нему, перевозчик мог осуществлять полеты в Старый Свет, но только по уже открытым маршрутам. «Эйр Астану» лишили права открывать новые направления в ЕС, увеличивать частоту существующих рейсов и даже заменять типы воздушных судов по действующим направлениям в Амстердам, Лондон, Франкфурт и Ганновер. От полного запрета авиакомпанию уберег, с одной стороны, ее совладелец – авторитетный английский аэрокосмический холдинг BAE Systems. С другой стороны, все воздушные суда «Эйр Астаны» были зарегистрированы не в Казахстане, а на Арубе. И Европа авиационному надзору этого островного государственного образования доверилась больше, чем казахстанскому.

Никто тогда и не подозревал, что европейское небо закроется для Казахстана на долгие годы.

Сколько ни бились чиновники Казахстана и руководство «Эйр Астаны», Еврокомиссия была непоколебима и не отменяла запрет. Не помогло даже участие в этом вопросе бывшего посла Франции в Казахстане Жана-Шарля Бертонэ, который в 2012 выступил за исключение «Эйр Астаны» из «серого списка» Евросоюза.

Ставка на столицу

Лишь весной 2014 «Эйр Астана» поспешила поделиться радостной новостью: Старый Свет, наконец, снял с нее ограничения. К слову, остальные авиакомпании Казахстана до сих пор остаются в «черном списке» ЕС.

В авиакомпании тут же начали готовиться к открытию новых рейсов в страны ЕС. Но процесс этот долгий, требует массу разрешительных документов, включая межправительственные соглашения и подтверждение слотов от перегруженных аэропортов европейских стран. Потому в 2014 «Эйр Астана» в спешном порядке объявила об открытии только двух чартерных летних рейсов на популярные европейские курорты – в испанскую Барселону и греческий Ираклион (о. Крит). Однако за несколько дней до первого вылета на Крит чартерная программа на этот остров была отменена из-за низкой загрузки рейсов.

В «Эйр Астане» сфокусировались на открытие регулярных направлений.

Первым новым европейским направлением с регулярными рейсами туда «Эйр Астана» объявила долгожданный и очень популярный у казахстанцев Париж. Во французскую столицу инаугурационный рейс был заявлен на 29 марта 2015. Летать напрямую в Париж в авиакомпании решили из Астаны три раза в неделю. С одной стороны, решение о выборе казахстанской столицы как пункта вылета понять можно, поскольку в аэропорту Алматы по направлениям в Старый Свет господствуют европейские авиакомпании - от низкобюджетной Pegasus Airlines до люксовой KLM. И тягаться с ними очень сложно. С другой стороны, пассажиропоток из южной столицы гораздо внушительнее. Так, если аэропорт Астаны в 2014 обслужил 2,9 млн пассажиров, то воздушная гавань Алматы за тот же период – 4,6 млн. На рейсы в Париж алматинцам «Эйр Астана» смогла предложить лишь стыковочные рейсы с пересадкой в астанинском аэропорту. Таким образом, жители южной столицы по-прежнему остаются без прямого беспосадочного рейса в Париж.

Продажа билетов в город на Сене была открыта еще в январе 2015. Но уже скоро стало ясно, что реализуются они далеко не как горячие пирожки. Об этом хотя бы свидетельствуют несколько распродаж, которые устроила авиакомпания. Крупнейшая из скидочных акций прошла 16-18 февраля, когда билеты на одного пассажира эконом-класса в оба конца стоили: 89 000 тенге для вылета из Астаны и 95 000 тенге – для вылета из Алматы со всеми сборами. И это при том, что в Париж будет летать не самый большой самолет в парке «Эйр Астаны» - Boeing-757 на 166 посадочных мест.

Сейчас в «Эйр Астане» без всяких акций существуют следующие тарифы, действительные при предварительной продаже: на рейс Астана – Париж – Астана – 101 610 тенге, Алматы – Париж – Алматы – 107 731 тенге.

А если нет разницы…

Что же конкуренты? Небольшой анализ предложений на вылет из Алматы в Париж от других перевозчиков показал, что цены их не только сопоставимы с «Эйр Астаной», но в большинстве случаев даже выгоднее.

Например, в авиакомпании Lufthansa билет можно купить от 105 577 тыс. тенге, а это на 2 тыс. тенге дешевле, чем у «Эйр Астаны».

KLM предлагает алматинцам увидеть Париж и вернуться домой за $544, или около 100 500 тыс. тенге.

Более того, во второй половине марта этот перевозчик устраивал распродажу, и в любой город Франции, включая Париж, можно было купить билет за $444, или 82 000 тенге.

На этом фоне дорого выглядят лишь билеты Turkish Airlines - лучшей авиакомпании Европы в 2013, по версии Skytrax. Она предлагает билеты в Париж от 109 488 тенге. А это почти на 2 тыс. тенге дороже, чем у «Эйр Астаны» - лучшей авиакомпании Центральной Азии и Индии в 2013, по версии Skytrax. Правда, в отличие от конкурента «из сердца Евразии», Turkish Airlines предлагает алматинцам ежедневный рейс в Париж, а не трижды в неделю.

Но, конечно, безусловным лидером низких цен на авиабилеты в столицу Франции является авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Там тариф начинается от 71 398 тенге. А на недавних распродажах этого перевозчика цена билета по этому маршруту вообще составляла 59 000 тенге!

А есть еще авиакомпании «Россия», Pegasus Airlines, Etihad, «Трансаэро», которые тоже перевозят алматинцев в Париж. Скоро в этом «французском» клубе появится еще один участник – в апреле в Алматы начинает летать белорусская Belavia, которая тоже с большим удовольствием доставит казахстанских пассажиров в Париж. И цены у этого перевозчика вполне демократичные.

По большому счету пассажиру, отправляющемуся из Алматы в столицу моды, все равно где делать транзитную остановку – в Астане, Минске или Франкфурте – главное, чтобы время стыковки было минимальным. Разве что в Киеве сейчас кто-то будет чувствовать себя не очень уютно (хотя и там время транзита минимальное). А посему при нынешних ценах надо быть либо большим поклонником «Эйр Астаны», либо ярым патриотом, чтобы предпочесть ее сервис мировым лидерам авиаперевозок.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить