Очередной этап приватизации де-факто провалился

9721

Почти половина из выставленных на торги объектов не нашла частных хозяев. Несмотря на это, государство намерено увеличить число приватизируемых активов

Фото: finance.bigmir.net

Торги без интереса

Министерство финансов отчиталось о результатах важнейшей кампании уходящего года – второй волны приватизации. По состоянию на 22 декабря было продано 233 объекта, тогда как на продажу был выставлен 421 актив, а всего планировалось приватизировать 429. Таким образом, найти покупателей удалось лишь для 54% объектов. При этом из 27 выставленных на торги объектов республиканской собственности продано 12 (44%). По коммунальной собственности планировалось приватизировать 243 объекта, на торги выставили 216, а продать смогли 110 (45%). Из 111 объектов социально-предпринимательских корпораций, подлежащих приватизации, на торги выставили 85, а покупателей нашли на 61 (55%). Наконец, из 111 объектов нацхолдингов и нацкомпаний, запланированных к передаче в частный сектор, было выставлено на продажу 93, из них продано 50 (45%).

Таким образом, по объектам СПК ситуация оказалась чуть лучше, но в целом результаты не впечатляют. Значительную часть активов вообще не удалось довести до стадии торгов, а из выставленных на продажу лишь половина нашла покупателя, причем во многих случаях это получилось не с первой попытки. При этом в 120 случаях имелся всего 1 участник, то есть 51% активов был приватизирован на бесконкурентной основе. Через преимущественную покупку участником ТОО было проведено 94 сделки по приватизации (79%), по остальным прошли тендеры и аукционы (21%), ставшие формальностью при единственном участнике. 

Игра на понижение

Если говорить о деньгах, то картина выглядит еще менее радужной. Всего от приватизации выручено 78 млрд тенге, из которых в госбюджет поступило лишь 7,9 млрд тенге (что в долларах по нынешнему курсу является вообще смешной суммой $24 млн), а остальное получили нацхолдинги и нацкомпании. Фискальное значение приватизации оказалось почти нулевым, хотя она должна быть важным источником поступления средств в бюджет. 

При вялом интересе к приватизации неудивительно, что многие торги проходили на понижение цены, и размер дисконта в ряде случае поражает воображение. Например, 51% акций Регионального центра государственно-частного партнерства Мангистауской области (пакет был оценен в 227,7 млн тенге), ушли с молотка 15 декабря за 8,2 млн тенге, то есть в 28 раз дешевле. Стопроцентный пакет акций «Казахстан мактасы» в ходе аукциона подешевел с 16,8 млрд тенге до 3,2 млрд тенге, то есть в 5 раз. С 1 млрд 113 млн тенге до 130 млн тенге опустилась стоимость 20% акций Казахской академии спорта и туризма.

Впрочем, были и примеры, когда при помощи английского аукциона удалось добиться роста стоимости активов. Так, 100% акций ТОО «Экибастуз МАК», которое занимается ремонтом и техобслуживанием железнодорожных вагонов, при стартовой цене 282 млн тенге были проданы за 1 млрд 21 млн тенге. Но эта сделка прошла еще в октябре 2014. Более свежих примеров значительного роста стоимости активов не отмечается. В целом во втором полугодии 2015, несмотря на улучшение условий приватизации, она проходила еще более заторможено, чем прежде.

Из относительно крупных сделок можно назвать лишь передачу в доверительное управление с правом последующего выкупа РГП «Жезказганредмет» за 1,3 млрд тенге, продажу 50% акций Жамбылской ГРЭС за 2,5 млрд тенге и продажу 100% акций Казахского института и газа за 7,5 млрд тенге.

Рынок покупателя

Таким образом, вторая волна приватизации оказалась классическим рынком покупателя. На нем не столько частный бизнес хотел приобрести активы, сколько государство хотело от них избавиться и любой ценой выполнить план. При таком раскладе по определению невозможно было решить поставленные задачи пополнения бюджета и оживления частного бизнеса.

В следующем году, как известно, будет реализована новая программа приватизации. Сейчас пока непонятны ее детали, документ еще в стадии подготовки. Но главное, что нет и анализа уже проведенной приватизации. Между тем, без ее оценки и извлечения уроков новый этап не застрахован от повторения неудачи. Судя по всему, власть полагает, что единственной причиной отсутствия интереса бизнеса к приватизации стала недостаточная привлекательность объектов. Стало быть, если расширить список за счет более крупных активов, то интерес сразу же появится и реализуется. Однако это заблуждение.

Во-первых, делать ставку на увеличение количества объектов и их стоимости было бы ошибочным. Ведь в 2014-2015 погоня за количеством ни к чему не привела. Из-за плохо продуманного списка объектов и отсутствия маркетингового анализа почти половина объектов оказались не проданы. С точки зрения экономики это провал.

Во-вторых, частный бизнес сейчас испытывает элементарный дефицит ресурсов, поэтому выставление большого количества объектов столкнется с нехваткой платежеспособного спроса. И тогда придется либо вновь отдавать объекты за бесценок, либо пересматривать план.

В целом гигантомания при проведении нового этапа приватизации будет разрушительной. Она привет к спешке и непрозрачности. Ведь из тех объектов, что уже были предварительно озвучены, каждый нуждается в индивидуальном, а не конвейерном подходе. Как, например, государство представляет себе приватизацию НПЗ? У кого есть средства, чтобы их приобрести и инвестировать в развитие? Как это отразится это на рынке нефтепродуктов? Все это требует глубокого обдумывания. Программа приватизации не должна сводиться к банальному графику продаж, как это было в 2014-2015. Нужно поставить четкие цели, каких результатов мы хотим добиться в каждой отрасли, в которой государство намерено свернуть свое присутствие. А уже потом определять способ приватизации и составлять график. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить