На каких колёсах въедем в ВТО?

8476

Обзор авторынка Казахстана в октябре 2013

Фото: wikipedia.org

Сможет ли конкурировать отечественный автопром с импортом?

Фото: Андрей Лунин

Казахстан накануне вступления в ВТО: такие новости объявлены нашей переговорной командой. Если Казахстан вступит в ВТО, автомобильные компании будут иметь возможность пользоваться трехлетним переходным периодом.

Снижение таможенных пошлин и открытие границ приведет к резкому увеличению импортных товаров, логистических услуг и к снижению цен на импортируемые автомобили, что повысит их конкурентоспособность по сравнению с автомобилями, производимыми у нас.

Сможет ли конкурировать отечественная индустрия с импортом? Этот вопрос беспокоит наших производственников сегодня. Тем не менее, все будет зависеть от условий вступления в ВТО. Ну, а хорошие новости таковы: рынок официально проданных новых автомобилей снова вырос и в октябре составил 17 тыс. единиц, а с начала года более 133 тыс.

Андрей Лаврентьев, президент Ассоциации казахстанского автобизнеса

Рынок новых автомобилей Казахстана

ИМПОРТ И ПРОИЗВОДСТВО

Итоги продаж новых автомобилей официальными дилерами Казахстана в октябре этого года составили 17056 единиц (против 9868 единиц в АППГ 2012 г., рост составил 73%), а всего, за период с начала года, было реализовано 133150 единиц (в прошлом году аналогичного периода – 75483 ед., рост 76%).

Доля импорта среди проданных автомобилей от начала года составила 78,8%, доля автомобилей отечественной сборки 21,2% (60601 и 14882 единиц, соответственно).

Среди стран-производителей автомобилей: рост количества продаж происхождением из РФ составил 52% (69158 против 38468 ед.  в АППГ) и доля продаж российских автомобилей в разрезе всех стран поднялась на 0,9%; продажа продукции из Узбекистана выросла в долевом отношении на 0,7%, а количественный рост составил 92,5% (11573 ед. против 6011 в АППГ). На третьем месте японские производители с долей 8,3% и количественным ростом на 9,9% (11089 ед. против 10094 в АППГ). Рост количества проданных автомобилей собранных в Объединенном Королевстве продолжается в высоком темпе: в 8 раз по итогам января-октября 2013 г (4868 ед. против  581 в АППГ). Доля продукции из Южной Кореи на сегодня составила 2,9%, продажи выросли на 54% (3809 ед. против 2473 в АППГ), а произведенные в Германии автомобили показывают падение  количества продаж (-8,3%) уже несколько периодов подряд.

Источники: собственные данные АКАБ, данные автопроизводителей и компаний импортеров, не включены продажи коммерческой техники группы «Камаз-Инжиниринг» и автомобильных брендов Китая.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЯНВАРЯ-ОКТЯБРЯ 2013 ПО ПРИСУТСТВИЮ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ РК

Лидером продаж по итогам января-октября 2013 г остается бренд Lada с долей 34,7%, в натуральном выражении количество продаж составило 46 250 ед. (против 26 841 ед. против АППГ, доля – 35,6%). Темпы прироста продаж по сравнение с АППГ составили 72,3%. 

На втором месте по результатам 10 месяцев занимает, как и по итогам предыдущего периода, бренд Daewoo (11271 ед. против 6011 ед. в АППГ, рост доли рынка на 0,5%, а количественно продажи выросли на 87,5%).  На третьем месте расположился бренд  Hyundai  с объемом продаж 9996 ед., опередив бренд KIA на одну позицию, если сравнивать продажи 9-ти месяцев 2013 г. В количественном выражении рост продаж составил 68,9%, однако доля по сравнению с АППГ понизилась на -0,33%. Четвертое место занял  бренда KIA: 9827 единиц против 4340 в АППГ (доля – 7,4%, рост доли рынка 1,6%, количественный рост 126,4%). Toyota по итогам 10 месяцев 2013 г потеряла  -1,7% доли рынка, в количественном выражении продажи составили 9489 ед., тем не менее, объем продаж по сравнению с АППГ вырос на 43,0% (6635 ед. в январе-октябре 2012 г). На 6-м месте находится бренд Chevrolet, с продажами в 8268 единиц (против 6635 ед. в АППГ, рост составил 106,9%).

Бренд GAZ прочно занял 7 место в общей таблице брендов и лидирует в сегменте коммерческой техники (5572 ед. против 4325 в АППГ), рост 28,3%, а доля присутствия упала на 1,55%.

Рост количества продаж бренда Nissan с января по октябрь составил 76,5% (5101 ед. против 2890 в АППГ), а доля продаж осталась на том же уровне, что и в АППГ 3,8%. Бренд Renault разместился на 9-ом месте с объемом продаж 3684 ед. в натуральном выражении, рост в процентном соотношении к АППГ составил 301,74%, доля выросла на 1,6% и составила 2,8% против 1,2% в январе-октябре 2012 г.  Марка UAZ по итогам 10 месяцев 2013 г, увеличила количество продаж на 32,7% к АППГ, составив 3682 ед., однако, доля рынка немного понизилась (2,8%  против 3,7% в АППГ).

Ниже идут бренды Skoda  и SsangYong (3323 и 3069 ед., соответственно), ZAZ - 2751 ед. , Mitsubishi – 2706 ед. Из тех, что в общей таблице брендов ниже, отметим быстрорастущие продажи автомобилей Honda (452 ед. против 87 в АППГ, рост в 5 раз) и взрывной рост (в 28 раз) продаж коммерческой техники марки IVECO (415 ед. против 15 в АППГ).

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЯНВАРЯ-ОКТЯБРЯ 2013 ПО ПРОДАЖАМ АВТОМОБИЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СБОРКИ

Итоги продаж автомобилей отечественной сборки за январь-октябрь показали рост на 89,4% по отношению к АППГ (28188 ед. против 14882 в 2012 г.), доля продаж среди стран производителей на внутреннем рынке 21,2%. Основным растущим сегментом остается сегмент легковых автомобилей (седанов) (14168 ед. против 7324 в АППГ, рост составил 93,5%.

В бюджетном диапазоне цен среди легковых автомобилей отечественной сборки (10-15 тыс. USD) модель ZAZ Chance удерживает верхнюю строку (2224 против 1238 ед. в АППГ, 15,7% рынка отечественных легковых, рост количества продаж составил 79,6%). В следующем ценовом диапазоне от 15 до 20 тыс. USD на первой позиции осталась модель Chevrolet Aveo New (1038 ед., 7,3% доли). Также в этот ценовой диапазон вошла модель Peugeot 301, объем продаж составил 58 ед., напомним, что продажи бренда стартовали в конце сентября текущего года.

В диапазоне 20-25 тыс. USD больше всего продаж модели Chevrolet Cruze (доля среди отечественных легковых – 20,5%, количественный рост продаж составил 104,4%, 2902 ед. против 1420 в АППГ). Этот диапазон цен характеризуется самой высокой долей продаж на внутреннем рынке среди легковых автомобилей отечественной сборки (около 45% по итогам 10 месяцев этого года).

В диапазоне от 25 до 40 тыс. USD среди отечественных пассажирских автомобилей на первой строке Skoda Octavia (990 ед. против 715 в АППГ), доля продаж составила 7,0% (против 9,8% в АППГ).

Диапазон от 40 до 80 тыс. USD представляет единственная модель – это  KIA Cadenza (63 единиц с начала года против 109 в АППГ). Продажи упали на 42,2% по сравнению с АППГ.

В премиум классе отечественного производства всего 2 модели: на первой строке SsangYong Chairman – 30 единиц было продано с начала года. В этом же классе на втором месте – KIA Quoris (15 единиц с начала года).

Доля внедорожников казахстанской сборки среди всех продаж новых автомобилей в январе-октябре 2013 года составила 9,1% и 42,8% от всех автомобилей отечественного производства. Всего за этот период было реализовано 12067 единиц этой категории автомобилей (против 7158 в АППГ, рост составил 68,6%).

Бюджетный внедорожник Lada 4x4 обеспечил продажи 44,4% (54,9% в АППГ) рынка отечественных внедорожников, падение доли присутствия бренда продолжается, -10,5% с начала года.

В самом популярном диапазоне цен, от 25 до 40 тыс. USD, лидирующее положение занял SsangYong Kyron 1519 ед. (против 940 ед. в АППГ) проданных автомобилей с января по октябрь 2013 г, однако доля понизилась на -0,5% против АППГ. На втором месте – KIA Sportage (1247 ед. против 505 в АППГ, доля 10,3%). Больше всех в этой ценовой категории  прибавил к своей доле на рынке отечественный внедорожник SsangYong New Actyon +5,7% в январе-октябре 2013 г, количество продаж по сравнению с прошлым годом увеличилось в 5 раз (963 ед. против 190 в АППГ).

Продажи коммерческой техники казахстанского производства составили 1155 ед., продажи выросли в  7 раз по сравнению с АППГ (173 ед. в январе-октябре 2012 г). Лидер по количественному росту – бренд  Iveco 376 единиц этой марки (против 8 в АППГ), рекордом стали сентябрьские продажи (150 единиц). Наибольшая же доля продаж (2 трети) в этой категории остается за Hyundai, включая Hyundai Truck & Bus (777 ед. против 165 в АППГ).

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПО СЕГМЕНТАМ РЫНКА

Доля продаж всех легковых пассажирских автомобилей (PC) за период с начала года составила 64,3%  от продаж всех новых автомобилей (85590 ед. против 47998 ед. в АППГ, рост на 78,3%).

Лидером сегмента остается по-прежнему класс В (54155 ед. январе-октябре 2013 г), рост продаж против АППГ составляет 87,9%. Основной объем продаж этого класса составляют российские модели Lada Priora, а также  Lada Samara 16414 ед. и 11330 ед. соответственно. На втором месте таблицы классов – класс C (23069 ед. против 13748 в АППГ). Здесь большая часть продаж представлена продажами модели Daewoo  Nexia (8960 ед. против 4690 в АППГ). В классе E (3655 ед. против 2706 в АППГ) продажи Toyota Camry (2527 ед. против 1644 в АППГ, рост на 53,7%) составляют 69%. 

В классе А, также без изменений: здесь драйвером роста выступает Daewoo Matiz  и  с начала года продано на 74,9%  больше автомобилей, чем за тот же период прошлого года (2311 ед. против 1321 в АППГ). Рост продаж в классе D составил 22,6%. В данном классе рост продаж показали Toyota Avensis (+9,0%), а также Chevrolet Malibu 153 ед.  В классе F итоги продаж с начала года – 153 единицы, рост составил чуть более 15% и произошел в основном за счет отечественного SsangYong Chairman (30 ед. против 14 в АППГ). Это наиболее удачный пример премиального автомобиля, собранного в РК.

В сегменте внедорожников (35497 единиц против 18867 в АППГ, рост 88,1%) по итогам 10 месяцев наибольшая доля принадлежит  компактным SUV 29,2%, здесь драйвером роста остается Renault Duster (всего 1951 ед. против 230 в АППГ, рост более чем в 8 раз).

Продажи коммерческой техники, не включая продажи группы КамАЗ и китайских брендов, ниже рыночной динамики легких автомобилей (9586 ед. против 6985 в АППГ, рост 37,2%  по сравнению с АППГ), а по результатам с начала 2013 года существенный рост продаж происходил только среди грузовой техники казахстанского производства и в классе средних автобусов (Isuzu, Iveco, Hyundai), в этих категориях рост продаж продолжается высокими темпами.

ИТОГИ ПРОДАЖ АВТОРЫНКА В ЦЕНОВЫХ СЕГМЕНТАХ

В денежном эквиваленте, за период с января по октябрь, рынок продаж новых автомобилей вырос по сравнению с АППГ на 65,7% и составил сумму 2,9 млрд. USD (по нашим оценкам в базовых ценах), в АППГ эта цифра равнялась 1,8 млрд. USD.

На долю национальных производителей пришлось 628,5 млн. USD, это в 2 раза больше чем в АППГ (в прошлом году в аналогичный период объем продаж в денежном эквиваленте составил 302,8 млн. USD).

На долю импортеров пришлось в денежном выражении порядка 1,1  млрд. USD (против 1,5 млрд. в АППГ, падение составило 26,7%).

Средняя цена предложения по итогам октября 2013 г составила 22 057 долларов США, год назад эта цифра была на уровне 23 384 USD, падение цены предложения на 5,7%.

Наибольшее количество автомобилей за период с начала года продавалось по цене от 10 до 15 тыс. USD (31%   против 27% в АППГ). По цене менее 10 тыс. USD было продано 17% автомобилей (против 21% в АППГ). По 15-20 тыс. USD было продано 16%  автомобилей (15% годом ранее).

Доля   автомобилей по 20-25 тыс. USD – 10% , чуть более чем в  прошлом году (9% в АППГ). Выросли продажи в ценовом сегменте от 25-40 тыс. USD (16% против 15% в АППГ) и упала доля продаж в  диапазоне от 40-80 тыс. USD (6% против 9% в АППГ). 

Рынок легковых автомобилей

ИТОГИ ПРОДАЖ ЛЕГКИХ АВТОМОБИЛЕЙ (PC, SUV, MPV, PU) В РК, ОКТЯБРЬ 2013

В категории легких автомобилей (мы традиционно включили в эту таблицу PC, SUV, MPV, PU массой до 3,5 тонн) рост продаж с начала года составил 81,2%  (123421 ед. против 68127 ед. в АППГ).

Наиболее интересные, с нашей точки зрения, изменения в таблице за октябрь: на первой строке таблицы бренд Lada с продажами 5806 ед. против 3800 в АППГ, доля рынка по отношению к АППГ  упала на 5,27%.

На 2 месте таблицы бренд Hyundai, объем продаж, которого составил 1382 ед. в октябре 2013 г, доля бренда также выросла, составив 3,74%, поднявшись на четыре  позиции по сравнению с АППГ.

Бренд Daewoo опустился на одну строчку ниже, и оказался на третьем месте по сравнению с АППГ (1349 ед. в октябре против 885 в АППГ 2012), падение доли рынка на -1,3%  по сравнению с АППГ.

На 4 месте бренд Toyota (1280 ед. в октябре против 899 в АППГ), прирост продаж к АППГ составил 42,4%, доля рынка по результатам месяца по сравнению с предыдущим годом этого же месяца упала на 2,3%.

На 5 месте таблицы бренд KIA с объемом продаж 1090 по итогам октября 2013 г (рост в 2,5 раза по отношению к октябрю 2012 г), доля присутствия на рынке составила 1,9%.

На 6 место опустился Chevrolet  (860 ед. в октябре против 612 в АППГ). Падение доли рынка по сравнению с АППГ составило 1,6%.

На 7 месте по итогам октября расположился бренд Skoda (608 ед. против 243 в АППГ) доля бренда в октябре составила 1,2%.

8-ое место по итогам октября у Renault (601 ед. против 137 в АППГ)  с долей 2,3%, с неизменным ростом, превышающим рыночную динамику в несколько раз.

На 9-ом месте марка Nissan с объемом продаж 594 ед. (против 464 ед. в АППГ), бренд прибавил 4 позиции по сравнению с АППГ, однако доля в октябре понизилась и составила 1,3%.

10 место в октябре занял бренд SsangYong, продажи которого составили 451 ед. с ростом 147,8% против  АППГ,  доля бренда составила 1,1%.

Из тех, что ниже, нужно отметить появление и мгновенный успех бренда Peugeot – сразу 65 единиц легких автомобилей и несколько автомобилей коммерческого назначения было продано чуть более чем 30 дней с момента презентации салона в Алматы. Пожелаем успеха еще одному бренду казахстанской сборки.

Рынок коммерческой техники

ИТОГИ ПРОДАЖ КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В РК, ОКТЯБРЬ 2013

По итогам с начала года на рынке официально представленной коммерческой техники РК (не включены техника КамАЗ и китайские автомобили коммерческого назначения) было реализовано 9586 единицы новых автомобилей, включая 5122 единицы малотоннажных грузовиков, 2739 развозных автомобиля, 1234 микроавтобусов, 221 среднетоннажных грузовиков, 187 средних автобусов, 62 крупнотоннажных грузовика, 13 больших автобусов, и 8 автобусов.

Общий рост продаж по итогам 10-ти месяцев в этом сегменте рынка по отношению к АППГ составил 32,3%.

Результаты за октябрь: 1165 единиц (против 786 в АППГ). Тройка лидеров сентября: GAZ (656 ед. против 470 в АППГ), бренд UAZ (257 ед. против 171 в АППГ),  Hyundai Truck & Bus 162 ед., против 38 ед. в АППГ. Вместе эти марки захватили более 92%  этого сегмента в октябре.

ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ РЫНКА: ГРУППЫ КОМПАНИЙ В ОКТЯБРЕ 2013 г.

На автомобильном рынке Казахстана на сегодняшний день сформированы 5 основных групп компаний, итоги продаж которых представляют порядка 86% долей рынка.

Группа компаний «БИПЭК АВТО», по итогам октября имеет 50,9% автомобильного рынка РК. В состав ГК «БИПЭК АВТО» входят автосборочный завод АО «АЗИЯ АВТО», дистрибьюторские и дилерские компании, осуществляющие эксклюзивную поставку, продажу и обслуживание автомобилей марок KIA, Skoda, Chevrolet, LADA, UAZ, RENAULT. Автомобильный холдинг располагает региональной сетью, насчитывающей 25 филиалов в крупнейших городах республики. Год образования компании – 1992 г.

Казахская Моторная Компания «АСТАНА МОТОРС» по итогам октября занимает второе место и имеет 13,8% доли автомобильного рынка РК. КМК «Астана Моторс» – компания, работающая в сфере продаж и сервисного обслуживания автомобилей c 1992 года и представляет на рынке Казахстана 7 автомобильных брендов: официальный дистрибьютор легковой и коммерческой техники Hyundai в Казахстане, официальный дистрибьютор Subaru в Казахстане, эксклюзивный импортер BMW и MINI в Казахстане, официальный дилер «Тойота» в г. Алматы и Астана, официальный дилер Lexus в г. Астана, официальный дилер Nissan в г. Алматы, и автосборочное предприятие Hyundai Auto Trans по сборке грузовых автомобилей и автобусов Hyundai.

Компания Mercur Auto по итогам октября 2013 года имеет 10,3% всего автомобильного рынка РК и находится на третьем месте. ТОО «Mercur Auto LTD» и концерн Volkswagen AG подписали дилерское соглашение в 1996г. С этого момента компания Mercur Auto получила статус официального импортера Volkswagen AG в Казахстане. Сегодня Mercur Auto это разветвленная структура из дилерских центров марок: Daewoo, Audi, Porsche, Volkswagen, Suzuki, Mitsubishi.

Группа Компаний AllurGroup по итогам октября имеет 6,4% доли рынка и сегодня на 4 месте. Allur Auto - группа автомобильных компаний, образованная в 2003 году, производитель и официальный дистрибутор SsangYong Motor, производитель и официальный дистрибутор ZAZ, производитель и официальный дистрибутор Iveco, производитель и официальный дистрибутор PSA Peugeot Citroën,  официальный дилер Suzuki Motor Corporation, официальный дилер Mitsubishi Motor Corporation. Филиалы AllurAuto  расположены в городах  Алматы, Астане, Кызылорде. 

Компания «Вираж» по итогам октября 2013 года имеет 5,0% доли рынка. Автосалоны «Вираж» являются самым крупным предприятием казахстанского авторынка по продаже коммерческого автотранспорта и спецтехники, располагает региональной сетью филиалов по всему Казахстану. В состав автохолдинга входят: автосборочный завод  «Автофургон KZ», специализирующийся на разработке, производстве и ремонте автофургонов, специализированных мастерских, автомобилях для силовых структур и МЧС, бронированных автомобилях, автомобилях медицинского назначения и ряд компаний, являющихся эксклюзивными дистрибьюторами автомобильных марок коммерческого назначения (GAZ, Daewoo Bus Kazakhstan, УРАЛ, ПАЗ, ГолАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ, МТЗ, UAZ, МАЗ, FAW (China), XCMG (China),  SHANTUI (China), SHACMAN).

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ОКТЯБРЯ 2013 ПО ПОПУЛЯРНОСТИ МОДЕЛЕЙ НОВЫХ ЛЕГКИХ АВТОМОБИЛЕЙ (PC, SUV, PU, MPV до 3,5 тонн) В РК И В АЛМАТЫ

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить