На страну можно смотреть и поверх кружки

Недавно опубликован рейтинг государств по уровню конкурентоспособности сектора путешествий и туризма 2013 года (Travel and Tourism Competitiveness Index 2013), который составляет Всемирный экономический форум (ВЭФ). У Казахстана оказалось не слишком впечатляющее 88 место из 140 государств со значением индекса конкурентоспособности 3,82

Нет худа без добра

Фото: fridge.com.ua

С одной стороны, можно утешиться тем, что соседняя Киргизия с его чудным Иссык-Кулем занял 111 место, а Узбекистан с прекрасными памятниками Самарканда, Бухары и Хивы вообще отсутствует в рейтинге. К тому же и кампания подобралась по рейтингу у нас вполне приличная: перед нами стоят Египет, Доминикана и Кабо-Верде, а позади идут Сербия, Босния и Герцеговина. С другой стороны, Россия оказалась 63-й, Грузия – 66-й, Украина – 76-й, Азербайджан – 78-м, а Армения – 79-й. В общем, есть над чем работать правительству и акимам! Кстати, узнал и о том, что алматинский градоначальник поставил задачу увеличить число туристов, посетивших южную столицу, с прошлогодних 812 тыс. до 1 млн. А президент Казахстана нацелился даже на 5 млн гостей, которых примет Астана во время проведения выставки EXPO-2017. Для этого специально объявят год туризма Китая в нашей стране. 

И пока озадаченные чиновники не слишком успешно (судя по рейтингу ВЭФ!) изобретают новые способы привлечения туристов в Казахстан, хотелось бы обратить их внимание на состав первой десятки лидеров глобальной сферы путешествий и туризма. В нее на этот раз вошли Швейцария со значением индекса конкурентоспособности 5,66, Германия (5,39), Австрия (5,39), Испания (5,38), Великобритания (5,38), США (5,32), Франция (5,31), Канада (5,28), Швеция (5,24) и Сингапур (5,23). Поразмыслив над тем, что делает такими привлекательными для всего мира эти туристические сверхдержавы, помимо истории, архитектуры, природы, комфорта и, естественно, гостеприимства местных жителей, в итоге вдруг вскрикнул «Эврика!». Не ручаюсь за Сингапур, но остальные 9 членов первой десятки представляют собой мощные алкогольные державы со всемирно известными брендами, которые экспортируются по всему миру и помогают заодно повышать привлекательность этих стран для туристов. Кстати, славятся своим алкоголем и обошедшие нас в рейтинге ВЭФ бывшие партнеры по СССР!

Так вот, наше правительство, к которому, кстати, недавно обратилась группа депутатов парламента, обеспокоенная значительным ростом потребления алкоголя в Казахстане, могло бы также сделать ставку на «зеленого змия» для привлечения иностранных туристов. Самим пить уже дальше некуда, поскольку депутаты со ссылкой на данные Всемирной организации здравоохранения даже назвали Казахстан «самой пьющей страной в Центральноазиатском регионе»! По итогам 2011 года, как отмечается в их обращении к премьер-министру, среднестатистическим казахстанцем было потреблено почти 11 литров чистого этилового спирта, или примерно 50 «поллитровок» водки. Кстати, это позволило Казахстану занять 34 место в статистике ВОЗ, опередив из упомянутой десятки Швецию (41), Канаду (48) и Сингапур (154).

Конечно, пить надо меньше, причем на этот счет есть соответствующие положения в госпрограмме развития здравоохранения на 2011-2015 годы, да и правительство наверняка в ответ на обращение депутатов примет, как они того требуют, «адекватные меры по обузданию алкогольной проблемы в нашей стране». Другое дело, что нужно при этом не резать курицу, несущую золотые яйца: ведь алкоголь приносит бюджету солидные доходы в любом государстве. А ситуация в этой отрасли и так аховая! Как отмечал Forbes Kazakhstan осенью прошлого года в материале «Слабый градус», нарастить быстро свой экспорт казахстанским производителям алкоголя не под силу сейчас даже в рамках Таможенного союза! Говорить о глобальной раскрутке местных брендов также не приходится – для этого просто нет средств, так как выпуск этой продукции в последние годы сокращается, причем наряду с количеством самих производителей при низком уровне загрузки их мощностей. 

И если казахстанцы будут меньше употреблять алкоголь, то хотя бы для сохранения нынешних объемов его производства и бюджетных поступлений кто-то должен помочь нам. Вот тут-то и могут пригодиться иностранные туристы вместе с нашей версией о роли алкоголя в повышении привлекательности страны!

И людям показаться, и денег заработать

Фото: Тулеген Аскаров.
Здание пивоварни.

Для начала, чтобы не изобретать велосипед, на всякий случай заглянул на сайты некоторых ведущих производителей пива в Казахстане в надежде, что они уже предлагают туры для любителей янтарного напитка. У Carlsberg Kazakhstan можно совершить не только виртуальную экскурсию на пивоварню в Алматы, но и побывать на этом предприятии, записавшись предварительно по телефону. Правда, программа тура, его стоимость и продолжительность не сообщаются. Кроме того, такая информация приводится только на русском языке, тогда как на английской части сайта предлагается лишь виртуальный тур (кстати, и на казахской тоже). У «Efes Казахстан» на сайте экскурсионных опций не нашлось. Зашел также и на сайт знаменитого «Бахуса», предлагающего рынку алкогольные напитки другой палитры - вина, водку и коньяки, но и у этой компании не обнаружилось какой-либо информации о турах для ценителей. Дальше продолжать поиски смысла не было, поэтому лучше поделюсь личным опытом о том, как можно организовать коммерчески выгодный прием туристов даже не на самом большом по оборотам предприятии.

Фото: Тулеген Аскаров.
В этом здании находятся маленький пивной музей и библиотека.

На Наурыз в этом году оказался я в небольшом восточно-английском городке Саутволд, расположенном в графстве Саффолк. Сказать, что городок этот Богом забытый, конечно, нельзя, но я о нем узнал лишь тогда, когда приехал для посещения пивоварни «Adnams». Про последнюю, правда, слышал и раньше, поскольку, находясь в Саффолке, миновать ее продукцию просто невозможно. А в Саутволде «Adnams» вообще является единственным крупным работодателем! И пивоварня, и городок, в котором живет около 4 тысяч жителей, находятся на берегу Северного моря, что в промозглый мартовский день при начавшемся с утра снегопаде и пронизывающих порывах ледяного ветра, конечно же,  не было аргументом в пользу экскурсии, да еще и с дегустацией пива. К тому же и стоимость тура, записаться на который можно по Интернету и оплатить карточкой, сущая мелочь не только по британским, но и по алматинским меркам – 12 фунтов стерлингов (примерно 2800 тенге), включая дегустацию продукции и одну бесплатную бутылку пива на память.

Тем не менее, решив доказать англичанам, что в суровых условиях Казахстана живут истинные ценители янтарного напитка, не стал отказываться от тура и прибыл в Саутволд к назначенному времени, полагая, что буду единственным участником. Каково же было мое удивление, когда собрались все члены нашей группы в составе 12 человек из самых разных стран, и ни у одного из этой дюжины не было так называемого «пивного» живота! Между тем, во время короткого общения выяснилось, что большинство экскурсантов имеют опыт посещения не одного десятка пивоварен по всему миру и разбираются в тонкостях вкуса этого напитка на вполне профессиональном уровне. Вполне стройной выглядела и Люси, наша экскурсовод от «Adnams», в пулеметном темпе пояснившая сначала, что за реликвии представлены на стендах музея, а затем давшая передышку нам от ее саффолкского акцента за просмотром видеофильма об истории и деятельности компании.

Почему Люси выглядит так хорошо, выяснилось после фильма, когда группа помчалась за ней в производственные цеха, где нужно было активно подниматься и спускаться по лестницам. Для начала мы побывали в солодовне, где под ее бдительным оком попробовали на вкус разные виды пивоваренного солода и обнюхали образцы хмеля, используемого в производстве. Вкус обжаренных солодовых зерен так приятно напомнил о детских годах, когда днями грыз пшеницу, что я насыпал их себе в карман и пожевывал до конца тура. А вот от большинства сортов хмеля теперь стараюсь держаться подальше из-за их запаха. Потом маршрут тура лежал через лабораторию, варочный, дрожжевой, ферментационный и фильтрационный цеха, линию розлива и склад готовой продукции, которые, по всей видимости, везде одинаковые.

Фото: Тулеген Аскаров
В одном из цехов пивоварни.

На этот забег по пивоварне ушел примерно час, после чего экскурсантов ждала заслуженная 30-минутная дегустация различных сортов пива под руководством экскурсовода, легко принявшей «на грудь» вместе со всеми свою пинту. Заодно выяснилось, что один из участников тура впервые попробовал настоящий английский эль (это пиво так называемого верхового брожения). Он честно выкрикнул: «Это невозможно пить!» и оставался в арьергарде, пока на дегустацию не принесли напиток посветлее в стиле «лагера». Зато это вынужденное воздержание помогло ему передвинуться в авангард группы в заключительной части тура – посещении фирменного магазина «Adnams», где прошла еще одна дегустационная сессия с участием водки, джина и ликеров, выпускаемых этой же компанией. Там же каждому участнику была вручена обещанная бесплатная бутылка пива, в дополнение к которой разогретые экскурсанты с удовольствием оставили в магазине не один десяток фунтов – ведь там можно было приобрести напитки не только местного производства, но и со всего мира.

Как видно, схема получения этого дополнительного дохода компанией довольно проста. 12 участников тура за полтора часа приносят ей 144 фунта стерлингов (около $220), плюс тратятся на покупки в фирменном магазине. После тура часть экскурсантов наверняка пойдет перекусить в паб, а таковых у «Adnams» примерно 70 по всей Восточной Англии, включая, естественно, и Саутволд. Если после такой нагрузки захочется прилечь и отдохнуть, то прямо у пивоварни находится отель, принадлежащий этой же компании! При таком подходе к делу не удивительно, что прошлый год «Adnams» завершила с операционной прибылью в 3,4 млн. фунтов стерлингов при продажах в 56,9 млн. фунтов, увеличив их, соответственно, на 3,5% и 4,3%. Физический объем выпуска пива вырос на 3,8%, при этом с учетом экономических трудностей в Британии уже пятый год подряд компания удерживает цены на свою продукцию на одном уровне!

Обо всем этом я узнал уже не от Люси, а из официального пресс-релиза «Adnams», опубликованного на ее сайте. Там же выяснилось, что «Adnams» - это фамилия главы компании Джонатана Аднамса. Его предки – Джордж и Эрнест – купили уже действовавшую в Саутволде пивоварню в далеком 1872 году, так что этому семейному бизнесу уже более 140 лет. 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
8051 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить