«Коррупция, суды и госаппарат». Что мешает эффективной реализации экономических реформ в Казахстане

Для успешного развития экономики страны необходимо в первую очередь решить проблему качественной работы государственного аппарата

ФОТО: pixabay.com

Во вторник, 7 июля, состоялась онлайн-дискуссия с участием известных экономистов и финансистов на тему «Радикальная реформа экономики». Рахим Ошакбаев, Мурат Темирханов, Олжас Худайбергенов, Агрис Прейманис и Ораз Жандосов рассказали о своем видении развития экономики Казахстана. Модератором онлайн-встречи стал бизнесмен Ельдар Абдразаков.

«Экономика хромает на обе ноги».

Советник президента Казахстана по экономическим вопросам Олжас Худайбергенов в начале своего выступления отметил, что экономика страны действительно нуждается в полномасштабном реформировании, поскольку нет ни одной отрасли, где бы не было проблем. По его словам, «вся экономика хромает на обе ноги». И какие бы реформы ни предлагались, сперва нужно найти наиболее важные предпосылки для их успешной реализации. По мнению экономиста, таких первоочередных проблем на данный момент три.

Олжас Худайбергенов
ФОТО: из личного архива
Олжас Худайбергенов

- Во-первых, это коррупция. С этой проблемой бороться нужно не на словах, для галочки, а реально. Те, кто отмечен в коррупционных делах, обязательно должны быть наказаны, и в дальнейшем они не должны находиться на госслужбе. Совместно с коррупцией нужно бороться и с клановостью, которая у нас также масштабно присутствует.

Во-вторых, судебная система, которая давно нуждается в реформировании. Без честных судов мы не сможем выстроить качественную экономику. Какие бы реформы не предлагались, без отлаженной судебной системы они не будут работать.

В-третьих, невероятная бюрократия, которая сегодня присутствует в госсекторе. Даже в текущих условиях, в период пандемии коронавируса, госсектор демонстрирует склонность к бюрократии, что отрицательно сказывается на итогах работы даже в тех случаях, когда приняты правильные меры, решения, - объяснил Олжас Худайбергенов.

Только после или хотя бы в ходе решения этих проблем можно начинать проводить масштабные реформы. Без искоренения указанных первопричин проведение каких-либо реформ будет если не бессмысленным, то как минимум малодейственным.

Говоря непосредственно об экономических реформах, экономист также выделил три приоритетных направления.

- Первое – налоговая система. Несмотря на кажущуюся низкую налоговую нагрузку, у нас она фактически достаточно серьезная. Второе направление – это сфера Национального банка, в особенности его денежно-кредитная политика. Третий сектор – жилищная реформа. Большинство протестных настроений, которые у нас в стране происходят в последние два-три года, связаны в первую очередь с отсутствием жилья и работы. Чем дальше будет откладываться этот вопрос, тем будет хуже. Жилищная реформа способна решить не только собственно жилищную проблему, но и вопрос занятости, а также развития собственного производства. Это три первоочередных сектора, которые нуждаются в реформах, - подчеркнул советник президента.

Коррупция – основная причина неэффективности реформ

Рахим Ошакбаев отметил, что у населения в определенной мере присутствует скепсис, когда начинают вводиться те или иные реформы. В качестве примера он назвал реформирование системы образования и медицины. В особенности введение ОСМС в 2017 году под руководством Елжана Биртанова, которая привела только к ухудшению ситуации в системе здравоохранения, так заметной на фоне пандемии Covid-19.

Рахим Ошакбаев
ФОТО: Андрей Лунин
Рахим Ошакбаев

- В отношении реформ в Казахстане также следует упомянуть пять институциональных реформ, которые были инициированы первым президентом Нурсултаном Назарбаевым и одобрены указом в мае 2015 года: 1. Транспарентное подотчетное государство; 2. Формирование современного госаппарата; 3. Обеспечение верховенства закона; 4. Индустриализация и экономический рост; 5. Нация единого будущего. Все эти пять реформ сформулированы блестяще, и они были одобрены большинством как международных, так и внутренних экспертов. Для их реализации было предусмотрено 100 конкретных шагов. По истечении более чем пятилетнего срока можно дипломатично сказать, что ни одна их этих пяти реформ так и не была до конца реализована, - напомнил эксперт.

По его мнению, стоит задаться вопросом, почему же у нас не могут претвориться в жизнь прогрессивные радикальные реформы. В первую очередь, это связано с низким качеством госуправления, что тождественно отсутствию подотчетности. И понятие «подотчетность» - это ключевой аспект в эффективности работы госаппарата. Как отметил Рахим Ошакбаев, на протяжении долгих лет руководители регионов, госслужб и органов могут проводить в жизнь те или иные программы, создавать новые кодексы и законы и не нести за это никакой личной ответственности. У нас отсутствует как оценка личной эффективности, так и оценка той или иной программы или реформы.

- Нам как экономистам, конечно же, было бы комфортнее рассуждать на тему реформ в тональности сугубо экономических вопросов, не уходя в темные дебри. Но мы понимаем, что даже если мы выработаем те или иные рецепты, найдем правильный путь и придем к консенсусу, то в итоге увидим, что это не работает, потому что здесь мы натыкаемся на контур политической системы. Без модернизации системы госуправления мы не сможем добиться реализации прогрессивных реформ. А система госуправления в первую очередь зависит от политической составляющей. Нужно разрабатывать систему подотчетности, систему личной ответственности и оценок, - заявил Рахим Ошакбаев.

Он также отметил, что даже желание первых лиц страны – Нурсултана Назарбаева или Касым-Жомарта Токаева - натыкается едва ли не на бездействие. В качестве примера экономист назвал предложение Елбасы о законе по банкротству физических лиц, о котором упоминалось в двух посланиях президента, или инициативу Токаева в сентябре 2019 о реформировании пенсионной системы для того, чтобы казахстанцы могли пользоваться своими накоплениями.

- Для успешного развития экономики (и не только) страны, возможно, следует воспользоваться уже имеющимся опытом. В 90-е годы Елбасы привлекал в качестве руководителей молодое поколение бизнесменов. Ими была реализована масса новых программ. Я думаю, что сейчас настало время для введения в госаппарат представителей новой волны грамотных управленцев, которые бы работали в условиях подотчетности, - сказал Рахим Ошакбаев.

Модератор дискуссии Ельдар Абдразаков согласился с тем, что проведение экономических реформ сталкивается в первую очередь с реализацией тех или иных программ с исполнителями и их руководителями на местах. И уточнил у Рахима Ошакбаева: «Должна ли борьба с коррупцией стать основополагающим элементом для модернизации экономики Казахстана?».

Ельдар Абдразаков
ФОТО: Андрей Лунин
Ельдар Абдразаков

- Для этого нужно бороться в первую очередь с коррупцией на политическом уровне. И успешно это можно сделать только одним, но не окончательным способом – введение уголовной ответственности за незаконное обогащение в совокупности с публичностью деклараций госслужащих и аффилированных лиц. Практика публичной декларации есть даже в России, а у нас она принципиально не вводится. Хотя мы и ратифицировали 20 статью Конвенции ООН «О незаконном обогащении», но так ее и не реализовали. У нас есть большая прослойка чиновников в госуправлении, которые категорически против введения этого закона. Только такой радикальный контур транспарентности и подотчетности меня лично убедит, что борьба с коррупцией идет на серьезном уровне, - объяснил Ошакбаев.

Необходимые меры для успешного реформирования экономики Казахстана

Экономист Мурат Темирханов также оказался солидарен с Рахимом Ошакбаевым в том, что для успешного проведения реформ необходимо сперва решить проблему систему госуправления путем принятия ряда политических мер. Но все же он решил остановиться на конкретных экономических вопросах.

По мнению эксперта, радикальная реформа экономики Казахстана необходима по нескольким причинам.

Первое. Отсутствие прогресса в диверсификации экономики. Несмотря на сравнительно неплохой рост ВВП в Казахстане за последние 10 лет, больше половины прироста прямо или косвенно приходится на сырьевой сектор экономики.

Второе. Экспорт страны почти на 90% состоит из сырьевых продуктов и продуктов низкого передела. Экономическая сложность экспорта ухудшается с 2000 года.

Третье. Десятилетняя стагнация производительности экономики.

Четвертое. Финансовая системы страны (банки, фондовый рынок, страховые компании) играет все меньшую роль в развитии экономики.

Пятое. Частный бизнес вне сферы услуг и торговли развивается крайне медленно. МСБ занимает очень небольшую долю в экономике.

Шестое. В Казахстане не работает процесс, когда с рынка оперативно уходят неэффективные компании, а вместо них приходят много новых и эффективных.

Седьмое. Частные инвестиции в несырьевой сектор экономики остаются на очень низком уровне.

Восьмое. Затратные госпрограммы по индустриализации и развитию сельского хозяйства не дали ощутимых результатов.

Девятое. Вместо контрциклической проводится проциклическая экономическая политика, что делает страну неприспособленной к внешним шокам, прежде всего к падению цен на нефть.

Десятое. Монетарная и курсовая политика Нацбанка не вызывает доверия у населения и у профессиональных участников финансового рынка.  

Мурат Темирханов
ФОТО: Андрей Лунин
Мурат Темирханов

Причинами такого положения вещей в экономике стали две вещи. Во-первых, из-за того что после кризиса 2008 года в Казахстане была создана экономическая система - государственный капитализм. Именно эта система создает фундаментальные проблемы по развитию рыночных отношений, конкуренции и частного предпринимательства в Казахстане. Во-вторых, сам государственный капитализм основан на распределении нефтяной ренты, а система государственного капитализма основана на неэффективном управлении государственными компаниями, сосредоточившими в своих руках крупнейшие и ключевые отрасли страны, раздутом госаппарате, ручном управлении экономикой, бюрократии, коррупции и низком уровне верховенства закона.

Чтобы успешно реализовать радикальную реформу экономики Казахстана, необходимо также принять следующие меры:

- сломать текущую экономическую систему – государственный капитализм – и вернуться в рыночный капитализм так, как это работает в развитых странах;

- чтобы государство смогли перейти на рыночные подходы по развитию экономики, для правительства должные быть установлены четкие количественные плановые показатели;

- Для таких плановых показателей идеально подходят индикаторы регулирования товарных рынков стран ОЭСР (PMR Indicators).

- Индикаторы PMR, подготовленные ОЭСР, измеряют барьеры для появления новых компаний на рынке и для развития конкуренции в широком диапазоне ключевых областей государственной политики, включая проблемы лицензирования и госзакупок, доли госкомпаний на рынке, корпоративного управления госкомпаниями, контроля цен, оценки новых и существующих нормативных актов, внешней торговли и так далее.

- ОЭСР анализирует 18 PMR-индикаторов, и практически по всем показателям Казахстан отстает от средних значений в странах ОЭСР.

- По каждому из 18 показателей PMR-индикаторов у правительства страны должен быть четкий план по годам так, чтобы снизить их до уровня ниже средних значений по ОЭСР.

Также, по мнению Мурата Темирханова, Казахстану необходимо провести серьезные реформы в бюджетной сфере.

- Потому что невозможно провести нормальную экономическую реформу, если нет прозрачности, подотчетности, полноценности и эффективности фискальной политики. Республиканский бюджет, по моим данным, покрывает 70% от расходов, которые контролирует парламент. Например, для борьбы с кризисом, вызванным в том числе из-за коронавируса, будет потрачено 5,9 трлн тенге. Из которых 2,5 трлн тенге выделены из внебюджетных средств. Кто принимает решения по этим внебюджетным расходам, как принимает, кто и кому будет отчитываться – не понятно, - подчеркнул экономист.

В своем докладе эксперт отметил, что существуют проблемы по денежно-кредитной и курсовой политике Нацбанка. И для успешного проведения монетарной и курсовой политики необходимо, чтобы НБ РК обладал независимостью и был подотчетен парламенту. Также должна быть согласованность в проведении фискальной и монетарной политики. Регулятор должен проводить новую монетарную политику, успешных примеров которых сегодня существует несколько, например, «таргетирование роста номинального ВВП». Плавающий валютный курс должен быть сохранен, но он должен быть привязан к индексу по нефти, а также к корзине ключевых иностранных валют.

В ходе реформирования экономики необходимо уделить большое внимание и развитию финансовой системы страны, которая сегодня также не может похвастать большими успехами.

«У нас было два пути...»

Ельдар Абдразаков ввел в дискуссию еще одного экономиста – Ораза Жандосова, предложив ему вспомнить 90-е годы, когда приходилось действительно радикально реформировать экономику Казахстана.

- В то время у нас было два пути – проводить реформы радикально, возможно, болезненно, но уйти от старой системы экономики. Либо отходить от прежней системы так, как это сделали некоторые наши соседи. Мы проводили наши реформы более интенсивно, потому что ситуация была предельно плохой. В команду реформаторов действительно пришло много молодых людей со свежими идеями, в большей степени технократов. Кстати, призыв бизнеса в управление имел свои проблемы. Оценивая с позиции нынешнего времени, если брать 10 ведущих отраслей страны, то в 3-4 отраслях реформы были в целом проведены нормально, а в остальных 6-7, к сожалению, не все получилось: либо фокус был устремлен не на них, либо людей квалифицированных не хватило, - отметил Ораз Жандосов.

Ораз Жандосов
ФОТО: Андрей Лунин
Ораз Жандосов

Отвечая на вопрос о том, что бы он предложил президенту в качестве трех основных мер по успешной реализации экономических реформ, эксперт ответил, что все три предыдущих спикера начинали свое выступление с политэкономии, обозначая именно этот вопрос как один из самых приоритетных.

- Лично у меня удивление вызывает то, что у нас, в особенности в последние 15 лет, никто ни за что не несет ответственности. Даже если последствия были самые печальные. Возьмем ситуацию с «ТуранАлем». Был выбран самый плохой сценарий из существующих, зарыта куча госденег. Все, кто в этом принимал участие, спокойно ходят... Выступая на НСОД, я неоднократно выступал за транспарентность. Это ключевой момент. Если бы транспарентность, особенно с учетом нынешних технических средств, была бы повышена, то это бы дало существенный толчок экономике. К транспарентности добавляется вопрос оценки эффективности деятельности и анализа результатов, то есть некая улучшенная версия Счетного комитета. И вопрос налогообложения остается третьей проблемой, которая также нуждается в реформах, - ответил Ораз Жандосов.

Кого спасать в частном секторе?

Глава казахстанского офиса Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Агрис Прейманис поделился своим взглядом «со стороны» на происходящую ситуацию в Казахстане и не только. По его словам, рассматривая положение дел в экономике республики, стоит оглянуться и по сторонам, поскольку сегодня весь мир переживает глобальный кризис такого масштаба, которого нынешнее поколение еще не видело. И даже сейчас, спустя несколько месяцев после его начала, можно только предугадывать те последствия, к которым он приведет. Сейчас меняется структура взаимоотношений не только на геополитическом пространстве, но и в сфере личных связей. Многие компании из частного сектора по всему миру находятся на грани банкротства, и во многих странах задаются одним и тем же вопросом: «Что с этим делать?»

Агрис Прейманис
ФОТО: из личного архива
Агрис Прейманис

- Если говорить в контексте Казахстана, то диагностика проблем в целом ясна. Предыдущие спикеры уже их озвучили. Со стороны частного сектора могу отметить проблемы диверсификации экономики. Мы все знаем, что должна меняться роль госсектора. Должна создаваться улучшенная инфраструктуры для частного сектора, зеленая экономика должна развиваться. При этом я бы хотел сделать акцент на нескольких пунктах. Как и во многих других странах, текущий кризис создает массу неприятностей частному бизнесу, особенно сектору услуг. Когда вы на протяжении нескольких месяцев находитесь на карантине, это сильно снижает ваши возможности и приводит к банкротству. Часть компаний уже имела различные проблемы, находясь в полуживом состоянии, в силу разных причин, еще и до коронакризиса, но теперь это все усугубляется. Многие страны сейчас задаются вопросом «Кого спасать и как спасать?». И пока политика у всех одна – спасать всех. Но в текущем моменте именно этот вопрос – «Кого спасать?» является одним из самых главных. Нужно определить те индустрии, которые имеют наибольшую возможность для дальнейшего роста и оказать им поддержку, - отметил Агрис Прейманис.

Также, по его словам, для экономики очень важны те социальные меры поддержки, которые правительства оказывают населению, в том числе в Казахстане. По мнению эксперта, «вертолетные деньги» необязательно являются нерациональным использованием госденег. Но качество их использования можно на порядок улучшить, в особенности с развитием цифровизации.

Также следуют обратить внимание на государственные инструменты поддержки определенных отраслей, индустрий. Например, пересмотреть некоторые из уже имеющихся программ, выделив из них наиболее эффективные. Возможно, например, вместо того, чтобы давать дешевые ресурсы банкам, есть смысл субсидировать ставки в конкретных секторах, тем самым меньше искажая ту работу в финансовом секторе.

Оказывать поддержку в текущей ситуации можно не только передовым отраслям экономики, но и некоторым нишевым индустриям. Например, креативному сектору, который в контексте развития урбанизации развивается сам и, более того, способствует успешной реализации программ по развитию городов.

- В заключение я бы хотел сказать пару слов о развитии экспорта, о том, как надо развивать конкурентоспособность. На мой взгляд, в текущей ситуации хотелось бы видеть больший упор на развитие спроса местного рынка. И здесь идет речь не только о об уровне спроса, но и качестве спроса. Это позволить более эффективно развивать конкуренцию, что позволит создавать конкурентоспособную продукцию, технологии, - добавил Агрис Прейманис.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
9095 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
29 октября родились
Владимир Ким
крупный акционер и член совета директоров KAZ Minerals PLC, президент ТОО «Kazakhmys Holding»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить