Казахстан на пути в ВТО

9385

Современный Казахстан все больше втягивается в орбиту глобализации

Мы строим открытое демократическое общество, формируем либеральную экономическую систему и устанавливаем связь со многими государствами мира. И если глобализация уже обрела свое «экономическое тело», то его жизнеобеспечивающими сосудами стала международная торговля. Именно она является главным двигателем этого процесса. Почему?

Потому, например, что за последние 50 лет, объем мировой торговли промышленной продукцией вырос в 17 раз, в то время как объем мирового производства увеличился всего в 6 раз.

В связи с этим становится ясно, что вступление в ВТО – это объективный, исторически необходимый этап, присущий поре взросления любого государства.

Так чего же нам ожидать от ВТО, и к чему готовиться?

На первый взгляд, и с формальной точки зрения, в Казахстане налажены все необходимые рыночные механизмы и имеется определенный опыт международной торговли. Не хочется здесь брать во внимание всем известные реалии Казахстанской экономики, такие как её сырьевой характер, закрытость ключевых отраслей и немалую теневую составляющую. Хотелось бы сосредоточить внимание на том «Что же делать?» и ответить себе на некоторые вопросы.

Первый вопрос – неясность миссии, предназначения Казахстана как субъекта глобальной экономики. На что мы рассчитываем, делая этот шаг?

Если мы собираемся войти в ВТО как сырьевой придаток или рынок сбыта, то результат может оказаться не самым благоприятным. Ведь главная задача каждой страны, это продвижение по существующей глобальной «пищевой цепочке» в условиях жесточайшей конкуренции рынков, капиталов и ресурсов.

На мой взгляд, в этом случае, «рецепт успешного развития» каждой страны кроется в решении именно навигационных вопросов.

Например, в таком, как создание «мозговых центров», центров управления. И способствовании подготовке полноценных интеллектуальных игроков международного класса. Пока же, вышеупомянутый ресурс нашей страны, развит, мягко говоря, «частично». Показательны итоги последнего мирового рейтинга «think tanks», когда даже в первую тысячу лучших из стран СНГ, вошли только аналитические структуры России, Украины, Узбекистана – и ни одной отечественной.

Дело не в том, что кто-то и где-то умнее, просто до недавнего времени не было потребности именно в такого рода структурах.

И второй вопрос - это недостаточная экономическая свобода и бюджетная самостоятельность регионов как субъектов национальной экономики. Если даже один из считанных доноров – Атырауская область – отдает 75% своих доходов в Центр, то о каких экономических стимулах развития можно будет говорить в перспективе?

Это вопрос, на который нам так или иначе придется ответить, изменив своё стратегическое видение экономического развития, и направить его на развитие и выживание. И этого требуют правила ВТО от каждого региона страны.

Резюмируя все вышесказанное:

- вступление в ВТО кардинально изменит нашу экономику в ту или иную сторону. Это, в свою очередь, зависит не только от состояния экономики государства, но и наличия, эффективности как можно большего числа «мозговых центров», think tanks, и кадров обеспечивающих стратегическое планирование нашей экономики.

И это не абстрактное предположение, а подытоживание начального опыта и перспектив Научно-образовательного фонда «Аспандау», включающего отечественных практиков и экспертов из многих сфер: экономики, корпоративного управления, технических наук, истории, политконсалтинга и социальных технологий.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить