Казахстан будет выпускать вертолеты МИ-8/17

8723

Об этом сообщил министр оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Бейбут Атамкулов, выступая в понедельник, 14 мая, на правительственном часе в парламенте

Фото: «Вертолеты России»

Сегодня в оборонно-промышленном комплексе Казахстана – 40 предприятий, более 9 тыс. рабочих мест. В целом отрасль работает весьма успешно: по итогам 2017 объём производства оборонной промышленности вырос на 14% - до 80 млрд тенге к уровню 2016 года. Экспорт увеличился в 2 раза - до 16 млрд тенге.

Министр отметил, что развитие предприятий продолжается. Так, на базе Алматинского авиаремонтного завода (завод №405) планируется начать организацию крупноузловой сборки вертолётов МИ-8/17.

- В этом году мы должны приступить к первому этапу сборки этих вертолётов. Необходимо отметить, очень надёжный хороший вертолет, он показал себя практически и в народном хозяйстве, и в вооруженных силах многих стран, имеет очень большую потребность, - объяснил он.

Кроме того, на базе запущенного в декабре 2016 авиационно-технического центра (ТОО «Казахстанская авиационная индустрия») по сборке, ремонту и техническому обслуживанию авиационной техники в этом году запланировано проведение капитального ремонта 10 самолетов фронтовой и 4 самолетов военно-транспортной авиации.

- 30% объемов работ будут непосредственно выполняться центром. Данные меры позволяют в дальнейшем увеличить наше казахстанское содержание за счёт локализации процессов ремонта, технического обслуживания авиационной техники и оставить значительную часть средств, направляемых ежегодно за рубеж, в Казахстане, создать рабочие места, развивать отечественную авиационную промышленность, создать компетенцию специалистов, которые могут ремонтировать и обслуживать эту высококлассную технику, - объяснил Бейбут Атамкулов.

Созданный в 2011 «Еврокоптер Казахстан инжиниринг» уже вышел на экспорт услуг. Министр рассказал, что в этом году предприятие получило право технического обслуживания всех вертолетов класса «Еврокоптер».

- Мы стали единственным сертифицированным центром на всём постсоветском пространстве. Сегодня в нашем центре в Астане ремонтируются вертолёты Российской Федерации, Украины, Закавказья, Центральной Азии, Монголии. Сегодня около 50% дохода у нас как раз составляет экспорт услуг. Компания выходит на высокий уровень и как центр подготовки пилотов. К этому году мы уже подготовили 60 пилотов для наших сопредельных государств в нашем авиационном центре, - отметил он.

Закрывает собственным производством Казахстан и свои потребности в области военного судостроения. На этот сегмент работают два предприятия - АО «Уральский завод «Зенит» и АО «НИИ «Гидроприбор».

Так, за последние 20 лет Военно-морские силы Вооруженных сил и Береговая охрана Пограничной службы получили в свой боевой состав 47 различных судов (из них: 9 кораблей 2 ранга, 8 кораблей 3 ранга и 9 морских и 18 речных катеров, 3 единицы военно-вспомогательных судов и 2 плавучих пункта базирования).

- В результате была сформирована и продолжает совершенствоваться структура обеспечения обороны и безопасности на Каспийском море, включая задачи противодействия терроризму. На стадии разработки находятся 2 проекта по совместному строительству судостроительной верфи непосредственно на Каспийском море с участием иностранных компаний, - подчеркнул Атамкулов.

Впрочем, на достигнутом министерство останавливаться не планирует. Определено восемь приоритетных направлений производства. Это средства радиотехнических войск противовоздушной обороны, высокоточное оружие, автомобильная и бронетехника, средства связи и автоматизированные системы управления, аппаратно-программные средства кибербезопасности, индивидуальные средства защиты военнослужащих, беспилотные летательные аппараты, отдельные виды боеприпасов.

- Видится целесообразным внедрение в отечественное производство таких технологий, как 3D-принтинг, композитные материалы, информационные технологии. Именно через производство и внедрение в Вооружённых силах высокотехнологичных видов вооружения и военной техники будет осуществлена информатизация, роботизация и профессионализация Вооружённых сил, - подчеркнул глава ведомства.

- Политика стимулирования отечественной промышленности для нас является приоритетном. Мы сегодня должны уходить от прямой нагрузки на бюджет. Выходить на максимальный уровень рентабельности, диверсифицировать свой пакет активов, развивать отношения с гражданским сектором. Более агрессивно конкурировать на внешних рынках, освоить полный спектр сервисных услуг. Важно произвести что-то современное, но не менее важно оказывать весь спектр послепродажных услуг, - убежден министр.

Согласно проведённому в министерстве анализу оборонно-промышленных комплексов передовых стран мира, в ближайшие годы мировая военная индустрия и смежные с ней технологические отрасли будут развиваться в русле создания комбинированных продуктов и услуг; на базе военных, электронных, информационных, космических технологий появляются первые прорывные разработки.

- Например, это военные роботизированные беспилотные системы с применением кибер- и космических технологий – так называемые беспилотники и смарт-дроны. Сегодня отечественный ОПК концентрирует в себе военно-электронные информационно-технические технологии. В ближайшей перспективе мы сможем стать частью наукоёмких промышленных секторов экономики, где будут апробироваться новые технологические решения, по которым мы работаем сейчас и предоставляем площадки для многих конструкторов-изобретателей, - объяснил Атамкулов.

Здесь на первое место выходит кадровый вопрос. Министр констатировал, что «в тяжелейшие годы мы очень многоумных голов потеряли – эмигрировали, ушли на пенсию, не успели передать свои знания».

- Был такой момент, когда коммерциализованные, нацеленные на быструю выгоду менеджеры приходили. Но, тем не менее, самые лучшие старые кадры остались, они выдержали, вынесли, и на сегодня наше предприятие работает, и мы сегодня можем сказать, что потенциал в нашей отрасли сохранился, - заверил он.

Однако есть и проблемы, требующие скорейшего решения. В первую очередь, необходима разработка национальных военных стандартов для закупаемого в рамках государственного оборонного заказа оборудования. Министр пояснил: сегодня минимальная потребность отрасли – 1400 стандартов, а общая - 30 тысяч.

- Если в гражданском секторе эта проблема была решена и ежегодно выделяется на 1000 стандартов 1 млрд тенге, то в оборонном секторе за 26 лет независимости Казахстана было разработано всего 56 национальных военных стандарта. Нерешённость проблемы приводит также и к коррупционным рискам со стороны заказчиков и исполнителей, - констатировал он. - Одним из ключевых условий по производству вооружения и военной техники является соблюдение исполнителями гособоронзаказа обязательных требований, предъявляемых к военным стандартам. Решение этой проблемы позволит не только обеспечить единство и целостность всей госсистемы техрегулирования, но и повысит качество выпускаемой продукции и, соответственно, конкурентоспособность для её продвижения на международные рынки.

Министерство сформировало перечень национальных военных стандартов, и в ближайшие пять лет планируется разработать 1115 единиц военных стандартов на сумму 3,5 млрд тенге.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить