Как повлияет на топливный рынок РК дешевый бензин из России

9148

Дешевый бензин из России может привести к остановке работы казахстанских НПЗ, заявил в понедельник, 26 января, министр энергетики РК Владимир Школьник

Фото: bycars.ru

«Мы сталкиваемся с двумя проблемами: если дешевый бензин из России хлынет сюда, в Казахстан, - это хорошо. Но тогда этот (дешевый бензин из РФ) вызовет остановку наших заводов, потерю рабочих мест» - сказал министр энергетики РК Владимир Школьник в ходе правительственного часа в мажилисе.

Сегодня в Казахстан из РФ поступает около 30% бензина марки АИ-92. Предельная розничная цена на ходовой бензин составляет 109 тенге за литр. При этом на некоторых заправках его продают дешевле.

Сейчас, по информации министра, полностью заполнены все хранилища в стране (почти 350 тыс. тонн дизельного топлива и 250 тыс. тонн бензин АИ-92).

«Какой-либо механизм, формулу, на которой можно остановиться и «автоматом» регулировку вести, пока вывести трудно, в связи с тем, что наш главный сосед - Российская Федерация, из которой мы потребляем и привозим 30% бензина АИ-92, пока на наших заводах не закончится модернизация в 2016, перешел на ручное управление. Налоговый маневр, который уже одобрен Госдумой РФ, обсужден, утвержден, но в силу не вступил, так как есть там некоторые моменты», - пояснил глава Минэнерго.

Министр добавил, что в ведомстве ищут «золотую середину» в вопросе выхода из ситуации, когда дешевый российский бензин ставит в неравные условия казахстанские НПЗ.

«Урегулировать эти отношения, держать их в разумном коридоре - над этим мы сейчас работаем. Сегодня прибывает делегация Министерства энергетики РФ. Каким образом урегулировать эту ситуацию, чтобы с одной стороны не остановить наши заводы, с другой стороны обеспечить достаточное количество дешевого бензина», - подытожил он.

Сергей Смирнов, аналитик портала oilnews.kz, не сомневается в том, что дешевый бензин из России окажет негативное влияние на отечественные НПЗ.

F: Сергей, не преувеличивает ли Владимир Школьник, говоря об опасности для казахстанских НПЗ?

Сергей Смирнов.

- Остановка отечественных НПЗ действительно может произойти из-за ввоза на территорию республики подешевевшего вследствие обесценения рубля российского бензина. Сегодня на границе с Россией оптовая цена литра АИ-92 составляет 75-80 тенге.

Кстати, подобная ситуация на нашем рынке уже случалась. В 2013 в России запретили продажу бензина стандарта Евро-2, и весь этот невостребованный на российском рынке, закупленный трейдерами по демпинговым ценам бензин хлынул на наш рынок. В тот период была частично приостановлена работа казахстанских НПЗ: все хранилища были заполнены российским топливом. Из-за затоваривания собственной продукцией в объеме 110 тыс. тонн в связи с наплывом в Казахстан российских недорогих нефтепродуктов Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) вынужден был остановить в апреле до августа одну из установок - установку каталитического крекинга. По это причине ПНХЗ снизил план по объему переработки нефти с 5,2 до 4,8 млн тонн. Аналогичная ситуация, похоже, складывается и сегодня.

F: Что можно сделать для предотвращения подобного сценария?

- Для урегулирования сложившейся ситуации необходимо, по крайней мере, насытить внутренний рынок собственным качественным топливом (для чего следует ускорить модернизацию отечественных НПЗ) и перейти на одинаковую структуру ценообразования с Россией. Тем более, что мы находимся в едином экономическом пространстве. Сохранение существующей ситуации «заморозит» и существующие проблемы. В частности, при низкой стоимости российского бензина будет возникать угроза остановки казахстанских НПЗ, а при высокой – власти вновь будут «жаловаться» на вывоз бензина из республики в Россию.

F: Литр бензина марки АИ-92 в России без всяких предельно установленных цен стоит около 33 рублей (это примерно 99 тенге) По каким причинам казахстанский рынок нефтепродуктов не реагирует на изменение мировых цен на нефть, как российский?

- Несмотря на то, что в Казахстане до 60% в стоимости бензина приходится на нефть, мировые котировки сырья, как показывает практика, слабо влияют на его стоимость. Во-первых, структура ценообразования на нефтепродукты у нас совершенно непрозрачна. В РК регулируют розничные цены на АИ-80, АИ-92, дизельное топливо и стоимость процессинга (переработки сырья на НПЗ), но цены на поставляемое на заводы сырье и оптовые цены на произведенные на них нефтепродукты никак не контролируются.

Во-вторых, наш рынок нефтепродуктов на 40% зависит от поставок из России (имеющей другую структуру цен) и потому чувствителен к ценам российского топлива.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить