Как наладить в Казахстане отверточное производство для нефтянки

14140

Воспользовавшись ситуацией, можно открыть в Казахстане заводы по сборке нефтегазового оборудования, подобные отверточным производствам автомобилей

Фото: sulzer.com

Есть, конечно, одна поправка – автомобили собирают местные компании по лицензиям мировых автобрендов, тогда как франшизу на нефтегазовое оборудование никто не продаст. Заводы должны будут принадлежать самим обладателям брендов.

Вводные условия

  • Россия под санкциями, но ее нефтяная и газовая промышленность никуда не делась. Месторождения работают, трубопроводы доставляют сырье, установки подготовки (заводы) доводят нефть и газ до нужной кондиции и отправляют на экспорт. Все это хозяйство надо ремонтировать, модернизировать и обслуживать.
  • Народ и правительство России обижены на Запад. Страна семимильными шагами движется к изоляционизму. Соответственно, политики скоро начнут «напрягать» нефтянку на локализацию закупок и ориентацию на местного производителя.
  • Мировые производители нефтегазового оборудования не будут открывать заводы в России в ближайшее время даже под дулом пистолета, но желание продавать России товары по-прежнему сильно.
  • У Казахстана с Россией общий рынок с открытыми границами и братскими объятьями.
  • В Казахстане тоже есть нефтяная промышленность. Однако китайцы завозят свое собственное оборудование, а операторы трех крупнейших месторождений не видят местных производств, соответствующих их высоким стандартам.

Предложение

Надо открыть сборочное производство нефтегазового оборудования и установок, ориентированное на рынки России и Казахстана.

Это поможет избежать пошлин при поставках в РФ. Также это повысит процент местного содержания, что в условиях изоляционизма будет большим (а возможно, и главным) конкурентным преимуществом.

Начинать можно, как всегда, с «отвертки».

Как реализовать

У крупных нефтяных операторов, работающих в Казахстане, есть списки рекомендованных производителей оборудования по разным категориям (компрессоры, насосы, генераторы, задвижки, КиП и т.п.). Во время проектирования инженеры обязаны закладывать в проект уже известные модели этих производителей.

Такая система разумна по нескольким причинам:

  • На ранних стадиях проектирования (concept selection, definition, preFEED) уже можно ориентироваться на мощности, цену и размеры оборудования.
  • Мировые бренды известны качеством и безопасностью своей продукции.
  • Так обепечивается стандартизация. Например, на одном заводе одновременно запущено 10 проектов модернизации, над которыми работают 6 проектных институтов. Благодаря такому списку все институты будут закладывать в проекты оборудование одних и тех же производителей. При такой системе службе эксплуатации не надо затоваривать склады запчастями от разных производителей, да и не надо переучивать каждый раз персонал для работы на новом оборудовании.
  • Поставщики этого оборудования одни и те же, что исключает (насколько это возможно) коррупцию.

Для начала нужно организовать конференцию, посвященную кардинальному улучшению инвестиционного климата, и пригласить на нее CEO всех компаний, состоящих в списках рекомендованных производителей. Приглашение должно быть выслано от имени одного из членов правительства. Устроители конференции должны сделать акцент на общий рынок Казахстана и России, а также на величине таможенных пошлин на ввоз оборудования на территорию стран ЕАЭС.

Думаю, многие приедут, а другие пришлют региональных директоров. А на конференции чиновники сделают конкретное предложение: инжиниринг и закупки пусть остаются на Западе, а финишную сборку оборудования можно перенести в Казахстан.

У такой схемы есть несколько преимуществ:

1. Оборудование в разобранном виде завозится на территорию стран ЕАЭС беспошлинно. 

2. Оборудование под лейблом «Made in Kazakhstan» или «Assembled in Kazakhstan» даст возможность получить сертификат СТ РК. Это будет главным преимуществом перед конкурентами на российском и отечественном рынках.

3. Во время кризиса всё дешево. Расходы на открытие цеха будут минимальными.

4. Мораторий на проверки бизнеса будет действовать долго, а разрешения на ведение бизнеса в Казахстане уже упрощены.

5. Штат предприятия можно формировать по принципу «инженеры – иностранцы, рабочие – местные». Разрешения на работу иностранцы должны получать в считаные дни.

6. Для продвижения продукции на местном и российском рынках можно завести местного партнера. Казахстанские бизнесмены ментально намного ближе к российским нефтяным кругам. Стоит лишь напомнить, что наш самый неамбициозный политик состоит в совете директоров Газпрома.

7. Казахстанский налоговый режим по отношению к производителям – самый лояльный в Евразийском экономическом союзе. Впрочем, и индекс свободы бизнеса в РК лучше, чем у стран-партнеров.

Чего делать не надо

  • Не надо софинансирования и доли участия со стороны квазигосударственных компаний. Проекты, в которых они участвуют, обречены на провал. Надо просто не мешать людям работать.
  • Не надо строить инфраструктуру и создавать свободные экономические зоны. Дайте людям поездить по стране и выбрать место производства самостоятельно.

Думаю, такой вариант можно использовать для начала производства и серийного оборудования, и скидов (оборудования в блочно-комплектном исполнении). Даже если проект обратится в примитивную схему обхода таможенных пошлин путем разборки-сборки оборудования, это все равно создаст рабочие места и обеспечит налоговые поступления.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить