Как будет жить Казахстан: парламент начал рассмотрение бюджета

8730

В среду, 5 сентября, на первом в новой сессии пленарном заседании депутаты приняли в работу проекты законов «О республиканском бюджете на 2019-2021 годы» и «О гарантированном трансферте из Национального фонда на 2019-2021 годы»

Фото: Серикжан Ковланбаев

Как заявила председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова, подготовить соответствующие заключения по законопроектам депутаты готовы в срок до 28 ноября.

Согласно заложенным в основу проекта бюджета макроэкономическим параметрам (на основе базового сценария), реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 3,9% в 2019 с дальнейшим ростом до 4,6% в 2023. Среднегодовой темп роста ВВП на предстоящий среднесрочный период составит 4,2%. Впрочем, есть и оптимистический сценарий, согласно которому ВВП в следующем году может составить 4,2% с ростом до 5% в 2023. При пессимистическом сценарии в 2019 году ВВП увеличится лишь на 3,6% и до 2023 года дойдёт лишь до 4,3%.

Базовый сценарий, согласно проекту закона о республиканском бюджете, текстом которого располагает Forbes.kz, предусматривает увеличение среднегодовой цены на нефть с $55 в 2018 до $60 за баррель в среднесрочной перспективе. При этом основной движущей силой роста экономической активности в среднесрочной перспективе станут отрасли обработки и АПК, строительная индустрия, транспортно-логистическая сфера и сервисная экономика.

Рост экономики, как ожидается, будет обеспечен за счёт принимаемых мер в перерабатывающих и сервисных отраслях через реализацию проектов ГПИИР, госпрограммы «Нурлы жол», развития перспективных отраслей на базе цифровых технологий в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан».

Прогнозируется, что опережающими темпами будет расти обрабатывающая промышленность - в среднем на 4,4% в год, тогда как рост горнодобывающей промышленности составит порядка 3%. Также должен сохраниться темп роста в сельском хозяйстве - 6,4%, положительных темпов правительство ждёт от строительства (4,2%), торговли (4,6%), сферы информации и связи (3,6%).

Основную сферу экономики - нефтедобычу - также «не списывают со счетов». Ожидается, что объём добычи нефти вырастет с 88 млн тонн в 2019 до 99 млн тонн в 2023 - за счёт увеличения добычи на месторождении Кашаган и проекта будущего расширения ТШО.

Также прогнозируется и рост экспорта - с $56,5 млрд в 2019 до $68,5 млрд в 2023. Импорт вырастет с $34,8 млрд в 2019 до $41,9 млрд в 2023.

Сохраняется и целевой коридор инфляции - в пределах 4-6% в 2019 году с последующим снижением до 3-4% в 2020-2023 годах. Но, напомним, Национальный банк высказывал опасения по сохранности инфляционного коридора в связи с влиянием антироссийских санкций.

Параметры проекта республиканского бюджета на 2019 установлены такие: доходы (без учета трансфертов) составят 6,8 трлн тенге, расходы - 10,6 трлн тенге. Размер гарантированного трансферта из Национального фонда установлен в сумме 2,45 трлн тенге.

Дефицит республиканского бюджета определён на уровне 1,5% к ВВП (945 млрд тенге) в 2019 году с последующим снижением на 0,1% ежегодно - до 1,3% к ВВП в 2021.

Согласно заложенным параметрам, с 1 января следующего года минимальный размер заработной платы составит 29 698 тенге, минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты - 16 037 тенге, минимальный размер пенсии - 36 108 тенге, месячный расчетный показатель для исчисления пособий и социальных выплат, а также штрафных санкций, налогов и других платежей - 2 525 тенге. Величина прожиточного минимума для исчисления размера базовых социальных выплат определена на уровне 29 698 тенге.

Также запланирован объём поступлений в Национальный фонд в 2019 году в сумме 2,4 трлн тенге, что ниже оценки по текущему году на 241 млрд тенге. Снижение поступлений прогнозируется за счет снижения мировой цены на нефть с $65 до $60 за баррель. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить