Из чего, кроме нефти, можно производить бензин в Казахстане

21170

Плюсы и минусы производства метанола в Казахстане анализировал для Forbes.kz директор департамента экологического проектирования и исследований Казахского института нефти и газа Эрнар Макишев

Фото: km77.com

Разумеется, нефтепереработка является одной из ключевых, науко- и капиталоёмких сфер экономики, и ее мультипликативный эффект трудно переоценить, однако импортозависимость казахстанского рынка нефтепродуктов наталкивает на мысль о необходимости поиска альтернативных и экономичных путей обеспечения страны топливом. Одним из таких решений может стать внедрение технологии MTG (Methanol-to-Gasoline), то есть производство топлива из метанола. ExxonMobil производил бензины из метанола по этой технологии еще в 80-е годы в Новой Зеландии.

По данным компании IHS Chemical, с 2010 по 2012 мировой уровень потребления метанола в мире увеличился на 23% - с 47 млн тонн в год до 61 млн тонн в год. Более того, прогнозируется увеличение мирового спроса на метанол ежегодно на 8% до 137 млн тонн. Связано это, в первую очередь, с Китаем, где потребление метанола, по прогнозам IHS Chemical, растет на 12% в год и к 2022 достигнет 97 млн тонн с нынешних 31 млн тонн в год.

Эту тенденцию нобелевский лауреат Джордж Ола предсказал еще в 1990: он разработал концепцию «метаноловой экономики» и описал сценарий развития топливно-энергетических систем, в котором предусмотрел увеличение использования метанола.

Метанол в химии обычно является промежуточным соединением, которое следует подвергнуть дальнейшей переработке, прежде чем отправлять конечному потребителю. Конечными продуктами из метанола являются формальдегид, уксусная кислота, метиламин, метилметакрилат, винилацетат, МТБЭ, ТАМЭ и другие продукты. Сейчас метанол используется в качестве моторного топлива, а также для производства олефинов.

Метанол в бензобаках

В Китае уже сейчас используют смесь бензина с метанолом М15 и М85 с содержанием метанола на уровне 15% и 85%, соответственно. Техрегламенты, разрешающие применение метанола в качестве топлива, введены в действие в КНР еще в 2009.

Узбекистан, испытывающий нехватку топлива, начал эксперимент по добавлению метанола в топливо в 2013. В Казахстане содержание метанола в бензинах законодательно ограничено 1% (стандарт Евро 3).

Использование метанола в качестве топлива имеет свои плюсы и минусы.

Преимущества:

  • Снижение внутреннего потребления нефтепродуктов позволит увеличить экспортный потенциал Казахстана и снизит нагрузку на нефтеперерабатывающие заводы.
  • Метанол более экологичен по сравнению с традиционным топливом.
  • Возможность производства метанола из низкосортного углеводородного сырья (уголь, горючие сланцы, биомасса и т.д.), а также природного и нефтяного/попутного газа.

Недостатки:

  • Коррозионная активность метанола по отношению к некоторым металлам и сплавам, применяемым в топливных системах автомобилей, при высоких концентрациях требует адаптации двигателя и топливной системы автомобиля. Однако при соответствующей подготовке авто (замена патрубков, перенастройка параметров двигателя и т.д.) может полностью или частично заменить бензин.
  • Низкое давление насыщенных паров метанола ведет к ухудшению запуска двигателя в зимнее время, в связи с чем использование марки М85 не рекомендуется в районах с холодным климатом.
  • Перевод обычных двигателей внутреннего сгорания на метанол влечет за собой потерю мощности из-за недостаточной компрессии двигателя.

Отмечу, кроме прямого использования метанола в качестве топлива возможно традиционное использование его в качестве сырья для присадок к топливу – МТБЭ, ТАМЭ и т. д. Небольшие объемы МТБЭ, кстати, давно и успешно производятся на сырье ПНХЗ и импортном метаноле.

Почему в Казахстане нет метанола

В Казахстане своего метанола пока нет, но в мае 2014 инвесторы из Малайзии подписали с акиматом Мангистауской области соглашение о строительстве завода по производству метанола в поселке Курык. Проект оценивается в $700 млн.

Однако под вопросом – обеспечение завода сырьем. Как сообщали малазийские СМИ, проектная мощность завода - 1 млн тонн метанола в год. Для этого в Курык надо ежегодно поставлять 1 млрд куб. м природного газа. Для сравнения: годовое потребление газа в Манигстауской области составляет около 1,5 млрд куб. м. Месторождение Ракушечное, на которое рассчитывают авторы проекта, в своем нынешнем состоянии не способно полностью обеспечить метаноловый завод сырьем.

Именно вопрос обеспечения газом – основное препятствие для развития метанолового производства в РК. Ранее метанол собирались производить и в Атырау, но дальше планов дело не пошло.

Кроме того, вызывает сомнение целесообразность производства такого количества метанола в непосредственно близости от азербайжданского AzMeCo, который уже выдает 720 тыс. тонн метанола в год.

Альтернативный метанол

Впрочем, ставить точку на казахстанском метаноле еще рано – сейчас в мире наблюдается тенденция к замещению газа на уголь при производстве метанола. Еще одно направление нефтехимии – производство метанола из угля и природного газа. Но, кстати, в Китае производство газового метанола уже запрещено на законодательном уровне.

Метаноловое производство из угля экономически обосновано при высоких единичных мощностях производства, более 1 млн тонн метанола в год. И именно такое производство обладает большим потенциалом в РК благодаря огромным запасам угля и его относительной дешевизне.

Блок-схема производства метанола из угля

Комплексный подход к производству метанола подразумевает комбинированное использование дешевого угля при высоких капитальных вложениях и дорогого газа при относительно низких капитальных вложениях. Метаноловая экономика позволит увеличить собственное производство топлива и нефтехимической продукции без увеличения нефтедобычи или снижения экспорта нефти.

Производство метанола в центральной или восточной части Казахстана, в местах высокого спроса и доступности угольных ресурсов был бы логичным шагом по диверсификации экономики республики.

Я не агитирую полностью и бесповоротно перейти на метанол, но он является гораздо более перспективным топливом, чем водород. Почему? Это тема для отдельной статьи. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить