Исполнился год правительству Серика Ахметова

6675

Чем же запомнилась деятельность нынешнего кабинета министров Казахстана за этот период?

Фото: rus.azattyq.org
Премьер-министр РК Серик Ахметов.

Первое, что впоминается о деятельности исполнительной власти за прошедший год, – это закон «О пенсионном обеспечении в РК», вызвавший в стране большой общественный резонанс. Также немалый шум произвел пересмотр декретных выплат некоторым категориям казахстанских женщин.

Плохо скоординированные действия Министерства труда и социальной защиты, равно как и невнятные пояснения по сути инициатив, вызвали  вполне оправданную негативную реакцию населения, наградившего правительство такими эпитетами, как  «антисоциальное» и «антинародное».

Итогом этих скандальных событий стала жесткая и обоснованная критика правительства со стороны президента. В результате был принят компромиссный вариант. Решено поэтапно унифицировать время выхода женщин на пенсию, привести в соответствие с пенсионным возрастом мужчин, а явно не готового к решению задач подобной сложности министра Серика Абденова – отправить  в отставку.

По прошествии времени можно констатировать: страсти улеглись, острота вопроса понемногу спала, общественный консенсус достигнут. Было ли это обычным для казахстанской действительности государственным волюнтаризмом, последствия которого никто не просчитывал? Вряд ли. Более глубокий анализ работы правительственной команды говорит о другом: в стране идет последовательный переход к новой бюджетной политике.

Напомним, концепция новой бюджетной политики принята в июне 2013 года указом президента РК и определяет долгосрочные меры правительства при проведении реформ в области государственных финансов. Согласно документу, от правительства требуется обеспечить увязку стратегического и бюджетного планирования, что практически введет применение принципов бюджетирования, ориентированного на конечный результат.

По сути, стержнем заявленного курса всеобъемлющего экономического прагматизма стал внесенный в парламент бюджет на следующую трехлетку. Госбюджет сконцентрирован на продуктивных, с точки зрения правительства, общенациональных проектах, таких, как диверсификация экономики и развитие инфраструктуры.

Фактически кабмин руководствуется новым принципом бюджетной политики – расходовать только в пределах своих возможностей и сократить дефицит до максимально возможного минимума, попутно наращивая резервы, обеспечивая их сохранность в долгосрочной перспективе.

Что касается долгосрочных задач социально-экономического развития страны, то в концепции к основным приоритетам расходов бюджета до 2020 года причислены модернизация и диверсификация экономики, социальная модернизация и повышение качества государственных услуг, а также качественное обновление инфраструктуры жизнеобеспечения.

При оценке экономической политики правительства Ахметова следует прежде всего учитывать внешнеэкономическую конъюнктуру, которая складывалась в течение года. Казахстан находился и находится под воздействием нарастающих кризисных явлений в мировой экономике, обусловленных обострением долговых проблем стран еврозоны, сохраняющимся высоким уровнем безработицы в США и замедлением экономики Китая.

Динамику развития отраслей, ориентированных на экспорт, замедлили неблагоприятные внешнеэкономические условия, обусловленные внутренними дисбалансами развитых стран. Условий, при которых государство может тратить значительные средства, уже нет. По всему, их не будет и в ближайшей перспективе. Видимо, кабмин, озабоченный возникшим фактором, а также необходимостью сохранения макроэкономической и финансовой стабильности в стране, принялся оптимизировать госрасходы….

По всей видимости, логику действий команды Серика Ахметова в отношении бюджетной политики и определяет ориентация на конечный результат. С одной стороны, в экономике идет сокращение неэффективных расходов, снижение сметной стоимости индустриальных проектов. С другой стороны, принимаются непопулярные решения по реформированию социальной сферы, скорому введению так называемого налога на роскошь (транспорт, имущество), призванных, по мысли государственных управленцев, пополнить  сокращающийся казахстанский бюджет.

Тем не менее, очевидно, что в правительстве есть понимание значимости  компенсаторных механизмов, особенно для правильного регулирования социальной сферы. По-видимому, мерой, нацеленной  на снижение градуса социальной напряженности из-за унификации пенсионного возраста, можно считать принятую в июне "Дорожную карту занятости - 2020". Правительство пытается повысить действенность предпринимаемых в этом направлении мер за счет усиления мониторинга и планирования создания рабочих мест.

Если еще раз упоминать социальную сферу, то не совсем замеченными остались и действия правительства по защите прав детей-сирот. Принятый закон с длинным названием - «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения прав на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - закрепил за ними право первоочередного предоставления жилья из госфонда.

Другим примечательным моментом в работе правительства следует считать новые акценты в стратегии развития регионов. Было создано отдельное Министерство регионального развития, призванное обеспечить эффективную реализацию всех программ развития в сфере региональной политики. То есть фактически решено осуществлять «децентрализацию» через «централизацию».

При этом для эффективного использования денег из бюджета вводятся меры, повышающие финансовую самостоятельность и ответственность местных органов в решении вопросов регионального развития. В планах – наращивание бюджета развития регионов, но с разграничением сфер инвестирования между республиканским и местными бюджетами. Это позволит акимам самостоятельно определять приоритеты расходования средств на развитие социальной и инженерной инфраструктуры с учетом специфики развития регионов.

Под прицел внимания кабмина в очередной раз попало бизнес-сообщество. Отечественных предпринимателей обяжут вступать в члены созданной Национальной палаты предпринимателей. Насколько эффективной окажется связка правительства и палаты, нам еще предстоит узнать. Однако тот факт, что последней передают ряд функций госорганов, в том числе по оценке их работы, дает повод для более пристального внимания к дальнейшим шагам нового института.

Этот год был непростым для крупных промышленных компаний. Неблагоприятная ситуация на рынках сбыта серьезно потрепала нервы, как им самим, так и правительству, которое было вынуждено почти весь год вплотную заниматься решением их проблем. Не обошлось и без взаимных упреков. Но предпринимаемые меры, в том числе налоговые и таможенные послабления, пока позволяют им держаться на плаву, не обостряя в очередной раз и без того не совсем стабильную обстановку на рынке труда.

Определенная активность прослеживается и в агропромышленной политике, где, судя по всему, идет расстановка новых акцентов и приоритетов. Как показывает анализ принятой госпрограммы «Агробизнес-2020», правительство намерено сделать сельское хозяйство привлекательным для инвестиций. А это, по логике вещей, должно обеспечить его конкурентоспособность, особенно в рамках Таможенного союза и вступления в ВТО.

В практику вводится механизм инвестиционных субсидий, что компенсирует предпринимателю до 80% собственных инвестиций и тем самым создает своего рода «подушку безопасности» для ведения  сельскохозяйственного бизнеса. Как здесь в действительности пойдут дела, покажет время.

Если агропромышленная тематика является одним из приоритетов работы действующего кабинета, то идея с «зеленой экономикой», выглядит, на первый взгляд, несколько радикальной и, может быть, слегка экзотичной. Тем не менее, правительство, руководствуясь принципом «лиха беда начало», решило-таки освоить новый пока для нас тренд, о чем говорит разработанная министерством охраны окружающей среды и утвержденная президентом концепция перехода к этой самой «зеленой экономике».

По задумке разработчиков, к 2050 году мы все с вами будем жить на принципах «третьей промышленной революции». В ближайшей же перспективе первые плоды работы правительства в этом направлении мы должны увидеть через 4 года, когда в Астане пройдет «EXPO- 2017: Энергия будущего».

Это лето дало также возможность проявить и антикризисные способности нынешнего кабмина во время событий с ликвидацией гептилового заражения от аварии российского ракетоносителя «Протон» и урегулированием водных споров с южными соседями – Киргизии и Узбекистаном. Принципиальность, иногда даже жесткость при отстаивании национальных интересов пошли на пользу имиджу Казахстана.

Хотя по причине большого шума с перекрытием водных каналов информация о скором принятии госпрограммы по управлению водными ресурсами не удостоилась большого внимания. Фактически же проблема водных ресурсов в стране актуализирована, и механизмы ее преодоления разрабатываются. Дело за реализацией.    

В целом, общие контуры работы, в основе которой лежит прагматичный подход правительства к решению вопросов, уже очерчены. А между тем поводов для оптимизма прибавляется. Взять хотя бы вхождение Казахстана в топ-50 рейтинга конкурентоспособности Всемирного экономического форума и недавние сенсационные победы карагандинского «Шахтера» в Лиге чемпионов.

Надеемся, что синергия достижений придаст новый импульс деятельности правительства на благо страны, заключает КазТАГ.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube