Экономисты: Государство хочет кредитовать крупный бизнес за счет МСБ

11446

Совместное заявление по вопросу снижения пороговой ставки НДС сделали в четверг, 27 октября, казахстанские экономисты Толеген Аскаров, Жарас Ахметов, Саян Комбаров, Меруерт Махмутова, Рахим Ошакбаев, Расул Рысмамбетов, Мухтар Тайжан и предприниматель Асет Наурызбаев

Фото: finance.bigmir.net

Экономисты выразили свое несогласие с предложением Министерства национальной экономики снизить пороговую ставку НДС, назвав ее дополнительным налогообложением малого бизнеса, и выступили против повышения налоговой нагрузки на МСБ. Об этом говорится в документе, опубликованном на странице Рахима Ошакбаева в Facebook.

В качестве обоснования экономисты приводят следующие аргументы.

1. Дополнительный доход по НДС не обеспечит бюджетную устойчивость и не решит вопрос эффективности расходов бюджета.

«В целом, по оценкам Министерства национальной экономики РК, ожидается, что плательщиками НДС в 2018 году станут 8 510 субъектов, в 2019 - 6 006 субъектов, в 2020 - 19 154 субъектов бизнеса. Таким образом, более 33 тыс. субъектов МСБ получат дополнительный налоговый пресс и станут плательщиками НДС», - делают вывод они.

По их подсчетам, дополнительные налоговые платежи по НДС в 2018-2020 составят 167 млрд тенге.

Для сравнения, в рамках республиканского бюджета на 2017-2019 Банк развития Казахстана получит кредиты на аналогичную сумму 80 млрд тенге в 2017 и 87 млрд тенге в 2018.

Таким образом, по сути, 33 тыс. субъектов МСБ профинансируют БРК, который кредитует исключительно крупные проекты.

«Следует, что доходы от МСБ будут перераспределены в пользу «высокоэффективных» крупных компаний, - утверждают экономисты. – Парадоксально, что в прошлом году при снижении порога по НДС до 3 234 МРП увеличение доходов бюджета оценивалось всего в 47 млрд тенге ежегодно».

Помимо уплаты НДС, отмечается в заявлении, субъекты МСБ должны будут вести как налоговый, так и бухгалтерский учет, составлять и сдавать сложную налоговую отчетность по НДС, а также в ряде случаев уплачивать коррупционную ренту.

2 Повышение порога по НДС не выведет бизнес из тени.

Депутаты мажилиса парламента справедливо отметили, что повышение порога не будет стимулировать бизнес, скрывающий сейчас свои доходы выдавать чеки и платить НДС, отмечают эксперты.

Напротив, повышение порога по НДС, как и в целом повышение налоговой нагрузки, концептуально не решает вопрос выхода бизнеса из «тени», а, наоборот, будет стимулировать дробление среднего и крупного бизнеса на малые предприятия.

3. Зачем государству налог, 89% которого не уплачивается в бюджет?

По данным МНЭ, «от всего возможного НДС уплачивается оценочно около 11%, т.е. 89% возможных доходов от НДС не уплачивается». Это является основным аргументом в пользу решения об отмене НДС и переходу к налогу с продаж.

По информации КГД МФ РК, «на сегодняшний день объемы сборов по НДС меньше, чем объемы, возмещаемые из бюджета по экспортерам». По данным МНЭ РК, «сумма различных льгот, предоставленных по НДС в целом по экономике, составляет 1,4 трлн тенге». При этом большая часть требований по возврату НДС приходится на крупных экспортеров. К примеру, 17 октября 2016 АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» подтвердило получение возмещения НДС на сумму 24,5 млрд тенге ($74 млн).

Сегодня НДС выступает инструментом получения выгоды крупными экспортерами за счет уплаты НДС малым и средним бизнесом. Снижение порога по НДС еще более усугубит данную ситуацию.

4. «Самый высокий порог по НДС в мире» в условиях казахстанской реальности должен быть еще выше.

Сравнение порогового значения по НДС с развитыми странами не учитывает страновую специфику Казахстана, связанную со сложностью налогового администрирования, правовыми рисками и уровнем коррупции. В соответствии с последним отчетом о глобальной конкурентоспособности на 2016-2017, опубликованным Всемирным экономическим форумом, в рейтинге наиболее существенных барьеров для ведения бизнеса в Казахстане второе место занимает «уровень налоговой нагрузки (первое место – «инфляция»)», - говорится в документе.

Наиболее адекватное сравнение может быть только со странами ЕАЭС, в частности, с Россией, полагают авторы заявления.

На сегодняшний день предельный доход по упрощенной системе в России в 5 раз выше, чем в Казахстане: 319 млн тенге против 64 млн тенге. В соответствии с поручением президента РФ предельный доход по упрощенной системе планируют повысить до 798 млн тенге (150 млн рублей). При этом ставки устанавливаются субъектами РФ от 1% до 6%. В Казахстане ставки фиксированные – 3%.

Когда МНЭ РК отмечает, что в Казахстане «один из самых высоких в мире регистрационных порогов», не учитывается, что порог по НДС в России рассчитывается на основе 3 месяцев. На самом деле порог по НДС в РФ ниже, чем в РК, всего на 1/3, а не в 6,5 раз, как это преподносит МНЭ.

В случае снижения порога по НДС до 15 тыс. МРП порог по НДС в РК будет в 1,5 раза ниже, чем в РФ.

«Тогда мы окончательно проиграем нашему соседу конкуренцию налоговых юрисдикций в сфере МСБ, - уверены экономисты. - Налоговые инициативы не должны рассматриваться в отрыве от среднесрочной бюджетно-налоговой политики, которые реализует Министерство национальной экономики».

К сожалению, Министерство национальной экономики четко не обозначило среднесрочные приоритеты по бюджетной и налоговой реформам, полагают авторы заявления. «О них мы можем только догадываться, основываясь на отдельных сигналах, таких как снижение порога по НДС, ужесточение налогового администрирования, рост бюджетных расходов», - говорят они.

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях рецессии Министерством проводится противоречивая фискальная политика, которая заключается в повышении налоговой нагрузки и росте бюджетных расходов. Ее нельзя назвать ни контрцикличной, ни процикличной, написано в документе.

«Мы убеждены, что формирование такой политики должно осуществляться с учетом мнения независимого экспертного сообщества и, прежде всего, представителей малого бизнеса, - делают вывод экономисты. – Призываем всех причастных - правительство, депутатов мажилиса, ассоциации малого бизнеса, содействовать приостановке принятия данного необоснованного предложения до полного и всестороннего анализа последствий увеличения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить