Депутаты - правительству: жить нужно по средствам

8990

Почему правительство тратит больше, чем зарабатывает, и когда это закончится

ФОТО: © Depositphotos.com/Syda_Productions

Парламент утвердил корректировки в республиканский бюджет 2021 года. В четверг, 20 мая, на пленарном заседании свое «да» уточнениям сказали депутаты сената.

Напомним: в основу корректировок легли обновленные прогнозы социально-экономического развития, согласно которым темп роста ВВП в 2021 должен увеличиться с 2,8% до 3,1%. Предусмотрено увеличение доходов республиканского бюджета (без учета трансфертов) в 2021 году до 7 трлн 204 млрд тенге, что на 279 млрд тенге выше ранее утвержденного. Гарантированный трансферт из Национального фонда не меняется и сохранен в размере 2 трлн 700 млрд тенге. При этом целевой трансферт из Национального фонда увеличен с 1 трлн тенге до 1 трлн 850 млрд тенге. Расходы республиканского бюджета прогнозируются в объеме 15 тлрн 334 млрд тенге с увеличением на 1 трлн 285 млрд тенге относительно утвержденного показателя. Дефицит бюджета спрогнозирован на уровне 3,5% к ВВП.

Вопросов у сенаторов возникло немало. Один из ключевых - каков будет эффект от уточнений и поможет ли это экономике. Так, Алимжан Куртаев обратил внимание, что на поддержку малого и среднего бизнеса выделяется 132 млрд тенге. Но насколько эти траты будут эффективными?

- Позволят ли эти средства добиться оживления сектора МСБ? Реалии сегодняшнего дня показывают, что требуется решение более долгосрочных проблем, с которыми МСБ сталкивается при адаптации к постпандемическому периоду. Нужен долгосрочный план восстановления малого и среднего бизнеса, - считает депутат.

Министр национальной экономики Асет Иргалиев заверил, что эффект от госпрограмм будет обязательно, тем более что средства выделяются «на финансирование наиболее востребованных среди бизнеса инструментов поддержки» - льготное рефинансирование, субсидирование процентной ставки, гарантирование, подвод необходимой инфраструктуры.

- Кроме того, необходимо отметить, что правительство сегодня планомерно реализует актуализированный по поручению главы государства комплексный план по восстановлению экономического роста на 2021 год, который предусматривает комплекс финансовых и нефинансовых мер поддержки МСБ. Понятно, что помимо данных мер задача стоит более долгосрочного, системного характера. Поэтому Министерством нацэкономики сегодня сформирован законопроект, который предусматривает новеллы, направленные на формирование новой регуляторной среды для бизнеса, на принципах регулирования с чистого листа. Кроме того, ведется системная работа по улучшению позиций Казахстана в рейтинге Doing Business. К 2025 году мы таргетируем вхождение нашей страны в топ-20 в данном рейтинге. Помимо того, в рамках новой системы государственного планирования на сегодня ведется работа по формированию концепции развития предпринимательства. Данный документ будет разработан со сроком до 2025 года, и он будет охватывать основные подходы и принципы развития МСБ в постпандемический период, - заявил он.

Сенатор Сергей Карплюк, изучив вносимые изменения, обратил внимание, что более половины расходов бюджета обеспечивается за счет Национального фонда.

- Это происходит потому, что расходы растут значительно быстрее доходов. Когда мы начнем планировать расходы соразмерно доходам, в том числе за счет увеличения налоговых поступлений, не рассчитывая на средства Нацфонда? И когда поступления от реального сектора экономики, а не нефтяные доходы станут основой госбюджета? - спросил он.

Первый вице-премьер Алихан Смаилов не согласился с такой постановкой вопроса. По его словам, бюджетная картина такова: расходы составляют 15,3 трлн тенге, нефтяные поступления - 5,5 трлн тенге, в том числе это почти 1 трлн за счет поступления ЭТП, 4,5 трлн тенге - за счет трансферта из Нацфонда.

- То есть нефтяные поступления покрывают расходы бюджета порядка одной трети. И эта доля дальше будет снижаться. Соответственно, две трети расходов бюджета покрываются за счет ненефтяного сектора экономики, и эта доля будет увеличиваться, - подчеркнул Смаилов. – Что касается динамики роста расходов и доходов, у нас за последние пять лет, если не брать прошлый кризисный год, экономика выросла на 70%, а расходы республиканского бюджета выросли соразмерно на 68%. А собственные доходы республиканского бюджета без трансфертов увеличились в два раза.

Что же касается средств Нацфонда, Смаилов подтвердил: дополнительно привлекается 850 млрд тенге трансфертов, «плюс осознанно увеличиваем дефицит бюджета до 3,5% к ВВП».

- Это делается для того, чтобы профинансировать дополнительные обязательства, которые мы взяли в рамках предвыборной платформы партии Nur Otan, и поручения главы государства. В среднесрочной перспективе трансферты из Национального фонда будут сокращаться с нынешних 4,5 трлн тенге до 2,4 трлн в 2025 году, то есть более чем в два раза, - заверил он.

- Помимо средств Нацфонда, один из важных в эти годы источников финансирования рсходов бюджета - это дефицит бюджета, который растет. В прошлом году 3,1%, в этом году в рамках уточненного мы его увеличиваем до 3,5%. И понятно, что сейчас борьба с пандемией, есть много расходов, но в то же время мы этот вопрос обсуждали - нам, видимо, нужно в дальнейшем двигаться в сторону стабилизации дефицита бюджета и изменить тренд на его уменьшение. Так как бюджетный дефицит финансируется за счет заимствования - внешнего или внутреннего. Поэтому мы надеемся, что в рамках рассмотрения бюджета на 2022-2024 годы, который мы будем рассматривать осенью этого года, мы увидим уже другой тренд на стабилизацию бюджетного дефицита и его уменьшения, - высказал пожелание председатель сената Маулен Ашимбаев.

- Именно так у нас в планах - поэтапно снижать дефицит бюджета с 3,5 до 3% в среднесрочной перспективе. Мы придем с трехлетним бюджетом и там эти параметры увеличим, - заверил вице-премьер.

Итогом обсуждения стало одобрение сенаторами предложенных корректировок. Впрочем, в своих выводах они вновь обратили внимание на рост не только займов правительства, но и расходов на обслуживание долга - в текущем году они составили 1 трлн тенге, или 6,2% от общего объема расходов.

- Согласно прогнозу, пик погашения правительственного долга приходится на 2023 год, и мы вынуждены будем изыскать уже 1,5 трлн тенге. Поэтому, несмотря на сложившиеся оптимистичные показатели, тема государственного долга вызывает обеспокоенность из-за стремительного темпа роста. Только за год он увеличился на 4,2 трлн тенге, или на 25%, - подчеркнула председатель комитета сената по финансам и бюджету Ольга Перепечина.

Правительство обещало замечания учесть.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить