Что готовит бизнесу МИНТ

6700

Вице-премьер Исекешев вскрыл проблемные вопросы ФИИР-1 и обозначил векторы второй индустриальной пятилетки. Бизнесу стоит уже сейчас понять, какие приоритеты у правительства

Фото: Андрей Лунин

В прошлую пятницу в Астане состоялось селекторное заседание правительства под председательством вице-премьера Асета Исекешева, где были подведены промежуточные итоги первой пятилетки форсированной индустриализации с акцентом на проблемные моменты.

Индустриализация из-за агрессивной пропаганды на официальных телеканалах воспринимается как очередная дутая правительственная программа, каких до этого было уже немало. Из-за этого создается вакуум реальной информации о том, как развиваются те или иные проекты в рамках ФИИР. На фоне информационного голода новость о том, что 15 проектов в рамках программы являются проблемными, становится предметом ажиотажа и спекуляций на тему ФИИР.

По данным заместителя председателя Комитета по инвестициям МИНТ Сергея Карплюка, с 2010 года в эксплуатацию введено 563 проекта, более 90% – за счет частных инвестиций. При этом новые производства произвели продукцию на 2,1 трлн тенге, столько же было потрачено на запуск этих производств. И только 3% от всего объема проектов считаются проблемными. «Большинство неудач связано с ошибками самого бизнеса», – отмечает Карплюк. Между тем сухая статистика показывает, что в отличие от предыдущих программ ФИИР все-таки запустился и начал работать.

Так, впервые показатели обрабатывающего сектора промышленности существенно превышают добывающий сектор. По темпам роста обрабатывающей промышленности Казахстан стоит на втором месте после Турции. Рост обрабатывающей промышленности в 2012 году к 2008 году составил 19,9%, а производительность в реальном выражении выросла в 1,4 раза. Наблюдается значительный рост несырьевого экспорта – в прошлом году он составил $25 млрд. Это в 2 раза больше, чем в 2009 году. Отмечаются позитивные перемены в структуре привлеченных прямых иностранных инвестиций – за последние четыре года в обрабатывающую промышленность вложено столько же, сколько за 16 лет до программы индустриализации. При этом доля бюджетных средств, выделяемых в Казахстане на развитие индустриальной программы, в 3 раза ниже, чем в Корее, и в 2 раза ниже, чем в Китае. 

«Многие не знают, что сейчас мы производим около 50 видов автомобилей, по производству стройматериалов вышли на 65%, выросли на 30% фармацевтические лекарства, даже выходим на экспорт», – отмечает Асет Исекешев.

Кроме того, он обращает внимание на то, что это первая пятилетка, где организационный этап занял два-три года, в рамках которого была пересмотрена вся законодательная база – изменениям подверглись более 50 законов. Если говорить коротко, то проанализировано все, что может быть проанализировано, распланировано все, что может быть распланировано, подготовлены и утверждены многостраничные документы, мастер-планы и так далее.

Между тем в МИНТ признают и наличие определенных проблем. Среди них: стихийный выбор проектов, отсутствие на первых этапах стратегического фокуса, слабая координация между акиматами и отраслевыми ведомствами и другое. Больше всего нареканий в работе на местах, за что отвечают акиматы, – тут и слабое понимание целей индустриализации, и отсутствие правильной работы с бизнес-сообществами, в итоге получается больше работа для галочки, нежели отработка перспективных направлений.

Начавшееся в МИНТ обсуждение проблемных моментов актуально в свете разработки концепции ФИИР-2, которую будут выносить на правительство в октябре этого года. Какой будет эта концепция, бизнесу стоит поинтересоваться уже сейчас.

«Мы наконец хотим отойти от проектноориентированного подхода в пользу кластеров. Необходим рост занятости, рост экспорта и производительности. В каждой стране мира ежедневно банкротятся предприятия, заводы, надо уделять внимание не одному заводу, а в целом кластеру. Просто в СМИ сразу начинают говорить о провале программы, смотря на провал одного завода, которым вообще частные инвесторы владеют», – отметил Асет Исекешев на селекторном совещании.

Он указал на необходимость определиться по специализации каждого региона. «В регионах требуем учесть вопросы с экономической политикой, вопрос занятости. Регион должен видеть, какая у него будет занятость, а не просто выбрать красивые кластеры. Мы видим, что при развитии новых технологий потенциально может быть упадок занятости. Нужно иметь четкую цель, например создать постоянных 100 тысяч мест, желательно качественных, а не бордюры класть», – подчеркнул вице-премьер.

Ключевым элементом станет вовлечение бизнеса и демонстрация четких правил игры. «Мы должны все обсудить и сказать бизнесу четко. Мое мнение: нужно стабильное законодательство, не менять его каждый раз. Сказать четко, какие требования будут в следующие 10 лет. Если каждый год менять программы, то инвесторы просто уйдут в другие страны», – считает Исекешев. По его мнению, если бизнесу показать четкие правила игры, определить четкие сектора, куда государство входить не будет, то тогда и вопрос инвестиционной активности самого бизнеса, возможно, решится без каких-либо искусственно созданных чиновниками программ. 

Даже скептики признают, что перемены видны. Но для рывка в диверсификации экономики необходимо многократно увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП. Для этого, по мнению Исекешева, нужна новая волна предпринимательства или «предпринимательство 2.0». На его взгляд, это тысячи малых инновационных предпринимателей, которые займут свои ниши. Это возможно, если десятки тысяч сегодняшних офисных клерков ушли из своих банков, нацкомпаний и акиматов и двинулись в рискованное предприятие под названием «свой бизнес». По масштабу это должно быть сопоставимо с волной «челноков» в начале 1990-х, когда огромная масса людей осталась без работы и, чтобы выжить, двинулась в челночный бизнес. 

Мы наконец хотим отойти от ориентированного на проекты подхода в пользу кластеров

Вице-премьер говорит о том, что государство для этого создало хорошие условия. По его мнению, все новые инструменты по поддержке бизнеса, запущенные в рамках новой индустриальной политики, дают возможность каждому человеку стать предпринимателем. Только по Дорожной карте бизнеса финансовую поддержку получили более 2500 компаний, более 500 новаторов получили гранты, действуют различные конкурсы, такие как «Инновационный форсаж», есть программы инкубирования в технопарках и многое другое. По сути, как отмечает Исекешев, государство создало социальные лифты для простых казахстанцев, которые могут теперь начать свой бизнес.

Кого будет поддерживать правительство? По словам вице-премьера, в новую Карту индустриализации будут включаться проекты по таким критериям, как технологичность, экспортная ориентированность и инновационность. Таким предприятиям МИНТ будет помогать выходить на рынки макрорегионов – приграничные области России, на Украину и в Беларусь, Западный Китай и Центральную Азию.

Фото: Андрей Лунин
Государство создало социальные лифты для простых казахстанцев, которые могут теперь начать свой бизнес

Упор во второй пятилетке индустриальной программы будет сделан на поддержку узкого набора отраслей и национальных кластеров. Региональные кластеры также пройдут конкурсный отбор. При этом 70% бюджета будет выделяться на финансирование приоритетных отраслей и только 30% на другие сектора. Предполагается, что те сектора, которые имеют коммерческий потенциал и могут быть профинансированы рынком, должны быть поддержаны другим набором инструментов. Интересно, что во второй пятилетке индустриальной программы поддерживать будут не только казахстанские компании. В рамках выбранных приоритетных отраслей всеми инструментами смогут воспользоваться и иностранные компании, локализующие производство в республике.

ФИИР-2 начнется с 2015 года, пока же у бизнеса есть несколько месяцев для внесения своих предложений.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить