Чиновники разработали план по спасению себя от кризиса

8043

Экономист Тимур Исаев: Правительство РК вновь сообщило о наличии у него антикризисного плана. Кабмин готов ко всем ситуациям, включая осложнение ситуации в России и на Украине. Хотя план не оглашается, он строится на очередном увеличении госрасходов

Фото: primeminister.kz

Думаем только о плохом

После того, как в 2008 Казахстан оказался под ударом глобального финансового кризиса, который разбил в пух и прах все внешнее великолепие, сложившееся за «тучные годы» и вымыл из казны государства десятки миллиардов долларов, новую волну кризиса мы ждем ежегодно. Регулярно власть оповещает нас о том, что эта волна вот-вот придет, но всякий раз твердо заверяет, что есть некий антикризисный план, который поможет справиться со всеми невзгодами. Правда, почему-то еще ни разу этот план не обнародовался. Видимо, антикризисные меры держатся в секрете, чтобы кризис о них не узнал.

Три года назад, осенью 2011, премьер-министр Карим Масимов, выступая в парламенте, сообщил, что вторая стадия рецессии мировой экономики неизбежна, но у нашего правительства есть «план Б» на случай ее прихода. Он отметил, что как только пробьет трудный час, правительство придет в парламент за одобрением этого плана. Рецессия не пришла, и, соответственно, кабмин не пришел в парламент. А план так и остался лежать в сейфе.

В начале 2012 вице-премьер Кайрат Келимбетов поручил министерству экономики подготовить пошаговый антикризисный план, ввиду вероятного ухудшения ситуации на мировых рынках. О наличии этого плана спустя полгода говорил глава экономического ведомства Бакытжан Сагинтаев. Но это творение не было пущено в ход и так и осталось неизвестным широкой публике.

В начале 2013 о мерах антикризисного реагирования докладывал уже новый министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев. На этот раз антикризисный план для обеспечения стабильных макроэкономических условий и сохранения роста экономики на 2013-2015 даже представлялся в парламенте.

И вот теперь вновь заявлено о новом антикризисном плане, который уже готов и лежит в загашнике у правительства, готовый к применению, как пакетик быстрорастворимого кофе.

Фактически все последние годы экономика живет в режиме ожидания кризиса и перманентной подготовки к пессимистическому сценарию.

Фактор страха

Все модификации антикризисных приготовлений отличаются в зависимости от того, какие фобии преобладали в то или иное время. На первоначальном этапе доминировало реальное опасение, что приближается вторая волна глобального финансового кризиса, который считался незавершенным. Но затем прошло уже достаточно времени, чтобы понять, что тот кризис окончательно ушел в историю, и если произойдет новая экономическая катастрофа, то это будет совершенно новое явление. Не вторая и не третья волна, а просто новый кризис. Говорить о волнах вообще достаточно нелепо, поскольку рыночная экономика в любом случае развивается циклически, и периоды роста всегда сменяются этапами спада.

Затем угроза кризиса виделась со стороны возможного распада еврозоны. В последнее время появился новый «фактор страха» - конфликт на Украине и санкции против России. Хотя здесь ситуация вообще странная. Да, проблемы в российской экономике – и в небольшой степени в украинской – отразятся на многих казахстанских отраслях. Но говорить о том, что они могут стать проблемой системного кризиса – извините. Не такие уж у нас всепоглощающие экономические связи с Россией.

Например, товарооборот в 3,5 раза меньше, чем с Европой и в 1,5 раза меньше, чем с Азией. На Россию приходится всего 6% казахстанского экспорта. Поэтому говорить о том, что снижение спроса на российском рынке способно вызвать крах нашей экономики, было бы преувеличением. Это является серьезной проблемой, но не причиной для кризиса.

На самом деле, каким бы не был меняющийся внешний окрас кризисных ожиданий последних лет, их суть одна и та же. Власть опасается, что обвалятся мировые цены на нашу экспортную продукцию, после чего придется сокращать доходы и расходы госбюджета. Зависимость здесь, увы, прямая и непреклонная.

Тратить, тратить и тратить

А раз принципиальное видение кризиса все эти годы не менялось, то и содержание антикризисных мер в различных планах в целом оставалось похожим. Поэтому чтобы понять, какие шаги сейчас имеет правительство на случай ухудшения ситуации, достаточно вспомнить последний антикризисный план, который презентовался парламенту в прошлом году.

Он включает два кризисных сценария - плохой и очень плохой. Первый предусматривает ситуацию, когда в развитых странах ослабляется спрос на наше сырье. В этом случае Казахстан должен усилить работу по диверсификации экспорта и источников экономического роста. Это означает увеличение инвестиций в строительство, развитие инфраструктуры, сельское хозяйство, ЖКХ. При этом госпрограммы и крупнейшие индустриальные и транспортные проекты не будут сворачиваться. Напротив, они считаются ключевым стимулом поддержания деловой активности и создания рабочих мест.

Кроме того, будут усиленно финансироваться проекты по ремонту социальной инфраструктуры, чтобы обеспечить занятость населения и объемы работ для бизнеса на местах.

Во втором случае, если дела пойдут совсем плохо, предполагается применить контрциклические меры, предусматривающие рост государственных расходов для компенсации падения спроса со стороны домохозяйств и бизнеса.

Как видим, концепция антикризисного плана очень простая: на падение доходов ответить ростом расходов. Сырьевые отрасли, которые являются традиционными драйверами роста, будут заменены в этой ипостаси капиталоемкими несырьевыми отраслями.

Вряд ли стоит сомневаться, что на этой идее базируется и нынешний антикризисный план правительства. С очень высокой долей вероятности можно утверждать, что он предусматривает новые транши из Национального фонда для строительства транспортных объектов и поддержки бизнеса, а также финансирование проектов на местном уровне для обеспечения занятости. Содержание проектов может быть разным, но суть одна – наращивать госрасходы как источник внутреннего спроса.

Сработают ли такие меры?

Кризиса нет, но борьба с ним идет

Теоретически идея жизнеспособная. Что-то похожее предложил еще Теодор Рузвельт в своем «Новом курсе», когда резко увеличил госрасходы для борьбы с Великой депрессией. Беспрецедентное по масштабам строительство дорог и других инфраструктурных объектов, как считается, позволило вытащить экономику из ямы и справиться с повальной безработицей.

Правда, представление о том, что Америка вышла из депрессии за счет строительства хайвеев, является чрезвычайно упрощенным и спорным. Промышленное производство в стране восстановилось не из-за «Нового курса», а благодаря военным заказам с началом Второй мировой. В целом эффективность роста госрасходов в борьбе с депрессией так и не была достоверно доказана.

Впрочем, для анализа практики не обязательно возвращаться в 30-е годы прошлого столетия. Можно посмотреть и на нашу новейшую историю. Ведь указанный выше антикризисный план, фактически, в последние годы исправно реализуется, хотя никакого кризиса нет.

Во-первых, воплощаются в жизнь крупные инфраструктурные проекты, резко выросли инвестиции в строительство, ведется подготовка к ЭКСПО-2017, выделены внушительные суммы на программу по развитию агропромышленного комплекса и ЖКХ.

Во-вторых, государство тратит солидные средства на программы поддержки занятости и бизнеса. В этом году дополнительно выделены средства из Нацфонда на кредитование бизнес-проектов.

По сути, исполняются все ключевые пункты антикризисного плана. Но помогло ли это экономике? Замедление общих темпов роста, падение темпов роста промышленного производства, вынужденное обесценивание тенге - даже в условиях великолепных цен на нефть - показывают, что увеличение государственных расходов не является панацеей.

Рост оправдывает средства

Неверным является исходный посыл государственной антикризисной политики - любой ценой удержать экономику в плюсе. Неслучайно главным достижением правительство постоянно называет то, что в период глобального финансового кризиса экономика Казахстана сохранила пусть совсем небольшой, но рост. Так называемый «психологический плюс». Но стоил ли один процент роста ВВП таких гигантских затрат из госбюджета и Нацфонда?

Стоило ли обесценивание тенговых вкладов казахстанцев и пенсионных накоплений той пары процентов роста ВВП, которых правительство добилось благодаря шоковой девальвации? Принцип «цель оправдывает средства» к росту экономики неприменим. Но чиновники руководствуются именно им, сделав из роста ВВП культ. Объясняется это очень просто: во что бы то ни стало нужно удерживать высокий уровень госрасходов, которые являются питательной средой для чиновников и связанных с ними бизнес-структур.

В понимании чиновников кризис – это вовсе не рост безработицы и падение доходов населения. Для них кризис – это сокращение госрасходов, что режет по живому их возможность распоряжаться бюджетными средствами. Соответственно, в их понимании антикризисные меры – сохранять любым способом госрасходы и просторы для освоения средств.

И если в других странах кризис – это повод сократить лишние расходы, то у нас, напротив, он используется для того, чтобы их нарастить. Порой складывается ощущение, что чиновники с нетерпением ждут кризиса, как нового повода потратить деньги.

Безусловно, формально предпринимаются и меры по бюджетной экономии. Но недавно проведенная оптимизация правительства, например, это просто капля в море по сравнению с общими госрасходами.

Казахстан успешно преодолел последствия глобального финансового кризиса 2007-2009. Но, как сейчас очевидно, дорогостоящие антикризисные меры были направлены на борьбу со следствиями, а не с причинами. Основные структурные проблемы не были решены. Неудивительно, что экономика сейчас столь же уязвима к внешним потрясениям, и кризиса мы ждем даже и-за ухудшения ситуации в России или Украине. 

Антикризисный план в виде роста государственных расходов, возможно, снимет внешние симптомы. Но для долгосрочных качественных изменений требуется совершенно обратное – снижение госрасходов. Именно очистка государства от пустых расходов, эффект которых моментально заканчивается с прекращением финансирования, должна стать сердцевиной антикризисной политики. «Разумно тратить» вместо «больше тратить». 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить