20 лет Каспийскому трубопроводному консорциуму

20 лет назад, 6 декабря 1996 года, в Москве, в отеле «Метрополь» был подписан договор акционеров Каспийского трубопроводного консорциума (КТК)

КТК — это крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием Казахстана, России, а также ведущих мировых добывающих компаний. Консорциум построил и эксплуатирует магистральный трубопровод протяженностью более 1,5 тыс. км.

В систему КТК поступает нефть в основном с обширных месторождений Западного Казахстана, а также сырье от российских производителей. КТК – это самый большой в мире «мост» экономического сотрудничества. Этот маршрут по праву считается одним из самых надежных путей транспортировки нефти из Каспийского региона на мировые рынки. В международный консорциум входят 11 акционеров, и среди них – крупнейшие нефтегазовые компании мира.

В настоящее время акционерами проекта в являются Российская Федерация с 24%, АО «Национальная компания «КазМунайГаз» - 19%, «Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани» – 15%, «ЛУКАРКО Б.В.» – 12,5%, «Мобил Каспийская трубопроводная компания» – 7,5%, «Роснефть-Шелл Каспиэн Венчурс Лимитед» – 7,5%, «ТК Компани» – 7%, «БГ Оверсиз Холдингс Лтд» – 2%, «Эни Интернэшнл Н.А Н.В. С.ар.л». – 2%, «КОО Казахстан Пайплайн Венчурс» – 1,75%, «Орикс Каспиан Пайплайн Лтд» – 1,75%.

К 2010 объемы транспортировки консорциума достигли 35 млн тонн в год. Но в целом система КТК еще не достигла предела своих возможностей. С самого начала проект КТК разрабатывался с расчетом увеличения первоначальной пропускной способности почти в 2,5 раза. В настоящее время Каспийский Трубопроводный Консорциум приступил к расширению мощности своей нефтепроводной системы до 67 млн тонн нефти в год. После расширения КТК планировалось, что выручка системы составит около $2,3 млрд.

Сегодня КТК является успешным проектом, правда, чтобы стать таковым пришлось много поработать. В апреле 1996 года в Алма-Ате был подписан протокол о реорганизации проекта КТК. В то время министром нефти и газа РК был Нурлан Балгимбаев, который лучше всех понимал психологию иностранцев, а также цели западных и восточных нефтяных компаний, и сумел консолидировать интересы сторон для достижения договоренностей. Документ предусматривал вхождение в проект нефтедобывающих компаний и приобретение соответствующих долей девятью иностранными компаниями. В этот список вошли «Шеврон Каспиан Пайпалайн Консорциум Компани», «Лукарко Б.В.», «Мобил Каспиан Пайпалайн Компания», «Роснефть-Шелл КаспианВенчурз Лимитед», «Оман «Аджип Интернейшнл Н.В.» «БГ Оверсиз Холдинг Лимитед», «Казахстан Пайпалайн Венчерз ЛЛС», «Орикс Каспиан Пайпалайн ЛЛПС»).

Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил 10 принципов партнерства, которые в дальнейшем заложили основу положений договора акционеров КТК. Основной принцип договора – «Яблоко поделить пополам». Международные нефтяные компании получали 50%-ую долю участия в проекте за гарантии 100%-го финансирования проекта.

Другая доля - 50% принадлежала странам-участникам консорциума – России, Казахстану и Султанату Оман.

К проекту КТК были приписаны два главных месторождения – Тенгиз и Карачаганак. Основной задачей консорциума была и остается транспортировка нефти из этих месторождений на экспорт. Иностранные компании приняли обязательства профинансировать проект первоначального строительства нефтепровода из Казахстана на Черное море мощностью до 28 млн тонн нефти в год, в том числе 22 млн тонн из Казахстана.

Заместитель генерального директора АО « Каспийский трубопроводный консорциум-К", Бывший президент АО «КазМунайГаз», бывший генеральный директор АО «КазТрансОйл» Каиргельды Кабылдин вспоминает:

- Условия привлечения финансирования, условия гарантий со стороны правительства, условия валютного регулирования для этого проекта - все эти вопросы были на тот момент новыми и для казахстанского законодательства, и для российского. Одним из таких примеров является специальный указ валютного регулирования для проекта КТК, который после подписания договора акционеров, после утверждения всех технико-экономических показателей проекта подписал Нурсултан Назарбаев, а после этого Борис Ельцин. И только после этого было открыто финансирование для этого проекта, который на тот момент оценивался в $2,2 млрд. Это были огромные деньги для 96-го года. Переговоры по проекту были долгими. Но всем акционерам удалось прийти к общему консенсу. Ведь достичь взаимоприемлемой договоренности сторон возможно только в случае консолидации  взаимных уступок и компромиссов сторон.

Казахстан и Россия в качестве вклада в проект передавали соответствующие активы нефтепровода Тенгиз-Грозный. Оценщиками активов трубопровода Тенгиз-Грозный выступила компания EY. Ее сотрудники, как специалисты-трубопроводчики, провели огромную работу по согласованию методики, и определению стоимости казахстанских активов. Предполагалось, что нужно было снизить стоимость активов из-за несоответствия международным стандартам на сумму расходов, требуемую для их восстановления и модернизации.

Первоначальная стоимость активов, которые передавал Казахстан в качестве вклада в проект, оценивалась в более чем $232 млн. На сегодняшний день эта сумма составляет около $515 млн. Начиная с 2015 года АО НК «КазМунайГаз» получает дивиденды с этого проекта.

Участники тех событий вспоминают, что строительство инфраструктуры магистрального нефтепровода началось в 1999 году. 13 октября 2001 КТК осуществил загрузку первого танкера на своем Морском терминале. В 2004 консорциум вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития – 28,2 млн тонн.

С 2011 года, продолжая безостановочную перекачку нефти, КТК реализует проект расширения. В его рамках модернизировано 5 существующих нефтеперекачивающих станций, Морской терминал КТК оснащен третьим выносным причальным устройством, завершается строительство дополнительных 6 резервуаров для хранения нефти объемом 100 тыс. м³ каждый и 10 новых нефтеперекачивающих станций на территории России и Казахстана.

Динамичное наращивание возможностей трубопроводной системы по транспортировке сырья позволяет доставлять на Морской терминал под Новороссийском все новые и новые объемы «черного золота». В 2015 году на танкера было перегружено 42,8 млн тонн, в 2016 ожидается, что этот показатель увеличится до 45,8 млн тонн. В середине 2017, после завершения всех работ, пропускная способность магистрали достигнет 67 млн тонн нефти в год, а с применением антифрикционных присадок – до 76 млн тонн.

Заметны успехи консорциума и в области повышения экологической безопасности. Достаточно сказать, что, несмотря на значительный рост объемов перекачки нефти по трубопроводу, удельные экологические платежи все время снижаются. Также в 2015 году КТК успешно прошел ресертификацию системы экологического менеджмента предприятия на соответствие требованиям стандарта ISO 14001:2004.

С первого дня существования консорциум КТК и в России, и в Казахстане последовательно реализует крупные социальные программы, направленные на развитие здравоохранения, образования, культуры, спорта и других сфер. Так, общая сумма средств, выделяемых в рамках Проекта расширения на территории России – свыше 1,5 млрд руб, на территории Казахстана – свыше 3,7 млрд тенге. Всего же за годы своей благотворительной деятельности консорциум вложил в развитие российских регионов более 2,5 млрд руб, казахстанских – около 3,4 млрд тенге.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


заместитель главного редактора Forbes Kazakhstan

 

Статистика

6659
просмотров
 
 
Загрузка...