Казахстанские органические продукты нарасхват в Европе. На очереди - США

25359

Маркетплейс органических продуктов свяжет казахстанских фермеров и европейских потребителей

ФОТО: © Андрей Лунин

Мода на здоровый образ жизни – одно из тех поветрий, в которых не хочется искать изъяны и пик популярности которых хотелось бы наблюдать как можно дольше. Стремление заботиться о здоровье тела и духа, усиленное пандемией коронавируса, способствовало развитию бизнеса, связанного с продвижением полезных товаров и услуг.

Один из таких проектов, маркетплейс органических продуктов Green Bee (с англ. – «зеленая пчела»), был создан два года назад. Казахстанско-белорусский стартап позиционирует себя как Uber органических и натуральных продуктов, связывающий производителей экологичной продукции с их целевой аудиторией – жителями больших городов. В планах команды выход на рынки стран Европы и США. При этом, считает со­основатель и исполнительный директор проекта Алексей Аншаков, у Казахстана, который сегодня выступает в качестве испытательного полигона для развития Green Bee, есть все, чтобы занять достойное место на мировом рынке органической продукции.

Здоровые тренды

Мысль о создании маркетплейса органических продуктов возникла у идейного вдохновителя проекта, известного предпринимателя Бахта Ниязова в 2019 году, после неоднократных обращений к нему производителей, владельцев малого бизнеса с жалобами на то, как нелегко выйти на потребителя, сделать так, чтобы рынок узнал о твоей продукции. Венчурный инвестор, поддержавший не один стартап, увидел в запросе рынка возможность для создания нового бизнеса. К команде также присоединились финансовый директор Дауд Местоев и директор по маркетингу Асет Мусаев.

«Для меня Green Bee стала первым опытом работы в IT-стартапе, очень помогла учеба в США, где в течение года я изучал вопросы венчурного инвестирования. Идея заключалась в том, чтобы поддержать мелких предпринимателей, фермеров, производителей, у которых есть хороший продукт, но нет бюджета на рекламу и возможности достучаться до своих клиентов», – рассказывает 25-летний Мусаев.

Целью проекта стала разработка платформы для упрощения процесса поиска и продажи натуральных товаров и экологичных услуг. Приложение Green Bee должно было выполнять функцию витрины и решать вопросы с поиском клиентов, доставкой и оплатой товаров. Изначально инициаторы хотели собрать на своей площадке все виды сервисов, но вмешалась пандемия. К тому времени в команду пришел Аншаков, который и предложил радикально поменять концепцию проекта, сфокусировавшись на фермерских продуктах. Идея оправдала себя: во-первых, в период карантина бурно развивались сервисы доставки продуктов, во-вторых, люди стали более внимательно относиться к своему здоровью.

Сам 41-летний минчанин Аншаков, дипломированный эксперт-радиоэколог, выпускник Международного государственного экологического института им. А. Д. Сахарова, примкнув к команде Green Bee, получил возможность вернуться к образовательным истокам и реализовать технические навыки. Программированием он начал заниматься еще в студенчестве, со временем получил знания в области Big Data, IoT, машинного обучения, искусственного интеллекта. В 2010 году по приглашению основателей одного из стартапов уехал в Европу, где не без успеха занимался менторской деятельностью и поддержкой проектов. «Экология мне была интересна всегда, просто не было возможности попробовать свои силы в подобном стартапе. Так что, можно сказать, мне повезло», – говорит Аншаков.

Спрос на экотовары растет во всем мире. Глобальный рынок органической продукции за последние 20 лет вырос в 6 раз и превысил $106 млрд. В странах ЕС работают свыше 420 тыс. производителей органической продукции, 40% из которых – представители МСБ. В Великобритании за последние три года число вегетарианцев выросло на 52%, веганов – на 104%. 62% британских потребителей предпочитают натуральные продукты, так что маркетплейсы органик-продуктов от частных производителей – один из быстрорастущих бизнесов.

Сооснователи Green Bee вложили в проект $146 тыс. собственных средств. Еще $60 тыс. при оценке в $750 тыс. проект привлек от казахстанской компании – производителя спирулины, эти средства были направлены на то, чтобы ускорить запуск в период карантина. Сейчас команда готовится привлечь еще 250 тыс. евро, а также запустить краудфандинговую кампанию в США. Ведутся переговоры с европейскими акселераторами Horizon 2020 и space3ac о привлечении инвестиций для последующего масштабирования в России и Европе. Штат казахстанского офиса состоит из четырех человек, в команде разработчиков – белорусские IT-специалисты, а сам проект зарегистрирован в Эстонии.

Больше чем витрина

Команда Green Bee разделяет принципы европейской стратегии From Farm to Fork («От фермы к вилке»), которая направлена на создание более здоровой и устойчивой продовольственной системы ЕС. Внедрение стратегии должно обеспечить продовольственную безопасность и доступность экологичной пищи, смягчить последствия изменения климата.

Сооснователи с самого начала ориентировались на рынок Европы и США, где органическая и фермерская продукция выделяется в качестве отдельного сегмента более четко, чем в Казахстане.

Алексей Аншаков и Асет Мусаев
ФОТО: © Андрей Лунин
Алексей Аншаков и Асет Мусаев

Но тестирование платформы на целевых рынках обходилось слишком дорого, поэтому начать испытания проекта было решено здесь. Впрочем, говорит Аншаков, Green Bee и не собирается уходить с местного рынка, но работа в Казахстане будет в большей мере сосредоточена на сегменте B2B и связана с поиском поставщиков для экспорта продукции в Европу и США.

«На сегодняшний день Казахстан входит в десятку поставщиков органической продукции в Европу, спрос на эти товары будет расти, и мы хотим быть в числе первых, кто свяжет европейского потребителя с местными производителями. Но создание витрины для фермерской органической продукции – это первый шаг. Наша основная цель заключается в том, чтобы стать платформой, которая свяжет поставщиков на протяжении всей цепочки, от поля до полки. Одна из самых больших проблем местных фермеров заключается в том, что они производят товар, но не знают, смогут ли продать его. Благодаря Green Bee рынок сбыта будет обеспечен заранее», – поясняет Аншаков.

Сервис получает 10% с каждой сделки; предприниматели могут подключиться к платформе бесплатно, так что интерес к проекту велик, но технические возможности пока не позволяют присоединить всех желающих. На сегодняшний день на Green Bee представлено полтора десятка небольших бизнесов преимущественно из Алматинской области: производители молочной продукции, сыра, птицы, халяльных мясопродуктов, фитнес-продукции. По словам Мусаева, некоторые компании, не имевшие возможности для самостоятельной доставки, приходилось временно отключать от проекта, но благодаря партнерству с «Яндекс.Такси» их подключение вскоре будет восстановлено.

«Технически мы видим свою задачу не в том, чтобы привлечь как можно больше пользователей, а в том, чтобы собрать разных людей для получения отзывов о работе приложения. Это поможет нам лучше выстроить бизнес-процессы, обкатать оплату и доставку. Когда поймем, что все работает как надо, займемся привлечением основных пользователей», – рассказывает сооснователь Аншаков. Кроме того, уверен он, компания сможет эффективно представлять на своей витрине фермерские товары, произведенные в разных странах, в том числе продукцию совсем небольших производителей, семейных ферм, о существовании которых практически ничего не известно за пределами страны их происхождения.

Скоринг для «органики»

Green Bee работает главным образом с маленькими компаниями, специализирующимися на производстве. Как правило, такие производители не очень хорошо представляют, как вести бизнес, как продвигать бренд. Для них путь к потребителю в основном лежит через рынки, ярмарки выходного дня, участие в которых требует затрат времени и денег, а результат торговли сильно зависит от погоды, или в лучшем случае через Instagram. Green Bee берет на себя все вопросы, связанные с платежами и бухгалтерией, расфасовкой и упаковкой, доставкой. Решить эти вопросы предприниматели могут, связавшись с партнерами Green Bee, или контракторами. Сегодня в числе партнеров – Paybox, Smart Satu, «Яндекс», ведутся переговоры с другими, которые смогут закрыть проблемы с упаковкой, сортировкой и хранением товара.

«У нас будет действовать система green scoring, посредством которой можно будет оценить, насколько тот или иной бизнес экологичен с точки зрения производства продукции и ведения дел. Green scoring позволит оценить технологию производства товара, из какого сырья он произведен, используется ли в процессе электроэнергия, полученная от альтернативных источников. Таким образом мы хотим стимулировать бизнес к переходу на экологичное производство. Предприниматели с высоким рейтингом будут иметь больше клиентов на нашей платформе», – комментирует Мусаев.

В планы Green Bee входит также сотрудничество с сертификационными органами, работающими на рынках Европы и США. В этом случае сама платформа выступит в роли контрактора, связывающего производителя со специалистами в вопросах сертификации. «Мы хотим создать систему, которая позволит клиенту понять, почему одна продукция является органической, а другая, хоть на ней и написано что-то вроде «100% organic», – нет, создать доверие к маленьким производителям, обеспечить преимущество перед транснациональными корпорациями, которые намеренно вводят в заблуждение и клеят лейблы «100% натуральное», не соответствующие действительности», – говорит Аншаков.

Для того чтобы выставить продукцию на платформе, наличие сертификата не обязательно, но сооснователи проекта хотят донести до фермеров, что это может быть конкурентным преимуществом. К тому же некоторым предпринимателям достаточно сделать совсем небольшой шаг, чтобы получить европейский сертификат, просто они даже не задумываются об этом.

Поэтому одну из задач проекта Аншаков видит в том, чтобы обучать малый бизнес, проводить образовательную работу. Это направление должно заинтересовать представителей сельского хозяйства, большинство которых не подозревают о существовании обучающих программ, предлагаемых международными фондами.

Целевая аудитория проекта в рознице – семьи с доходами выше среднего. Но, отмечает Аншаков, одну из своих задач Green Bee видит в том, чтобы за счет больших объемов продаж подобные товары стали более доступны. «В Казахстане органическая продукция не считается элитным товаром, хотя в той же Европе покупателям она обходится намного дороже обычной. Мы стремимся, чтобы разница в цене исчислялась лишь десятками процентов и не была такой большой, как сегодня», – говорит собеседник.

Прошлогодний карантин сослужил хорошую службу сервисам доставки, повысив уровень доверия к ним со стороны потребителей. Одним из следующих этапов развития проекта станет развитие доставки по подписке.

На рынок США Green Bee планирует выйти уже этим летом. В этом году должен состояться и выход на рынок Европы. Освоение Старого Света казахстанско-белорусский стартап планирует начать с Великобритании, уже достигнута договоренность о сотрудничестве с одной из тамошних компаний, созданной выходцами из Казахстана.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить