Зеленые очки

8450

Экологи увели внимание общественности от экономического аспекта курорта Кокжайлау

SHUTTERSTOCK.COM

11 января в Алматы прошли общественные слушания проекта технико-экономического обоснования горнолыжного курорта Кокжайлау. Участие в них приняли заказчик проекта – управление туризма горакимата, представители компании «Горнолыжный курорт «Кокжайлау», разработчики проекта, эксперты, специалисты различных ведомств, общественных, экологических и спортивных организаций.

Напомним: согласно генеральному плану развития курорт Кокжайлау расположится на высоте 1850–3785 метров над уровнем моря и станет одним из самых высокогорных в мире. Площадь и длина горнолыжных трасс составят соответственно 185 га и 63 км. Будет построено 16 канатных дорог протяженностью 22,5 км. Как ожидается, посещать курорт будут более 10 тыс. лыжников в день. Проект осуществляется на основе государственно-частного партнерства. Предполагается, что государство потратит на горнолыжную инфраструктуру (подъемники, профилирование склонов, лавинно-защитные мероприятия) $450 млн. В свою очередь частные инвесторы вложат в строительство отелей, ресторанов, спортивных и развлекательных центров $900 млн. Такие данные приводятся в документе «Резюме технико-экономического обоснования «Местного бюджетного инвестиционного проекта «Горнолыжный курорт «Кокжайлау» (ТЭО), который подготовила канадская компания Ecosign, являющаяся проектировщиком горнолыжных курортов.

Зеленый вопрос

В ходе слушаний начальник управления туризма Алматы Бахытжан Жоламанов напомнил, что решение о строительстве горнолыжного курорта принял президент Казахстана и в своем недавнем Послании поставил задачу развивать горнолыжный туризм в стране. В связи с этим был организован тендер на разработку ТЭО проекта горнолыжного курорта, который выиграл консорциум международных компаний.

Консультантом по управлению проектом и финансовым консультантом стала международная аудиторская и консалтинговая компания KPMG, консультантом по маркетингу выступила международная компания Horwath HTL, которая, по словам Жоламанова, зарекомендовала себя как одна из лучших в мире маркетинговых компаний в сфере гостиничных, туристических и развлекательных услуг. Консультантом по экологическим аспектам стала компания CaspiEcology, специализирующаяся в области экологического проектирования и экологической безопасности. Ее услугами пользовались Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Agip Kazakhstan. Консультант по лавинной безопасности – международная компания Engineerisk, по инжинирингу – международная компания по проектированию инженерных сетей ARUP.

Перед консорциумом были поставлены основные вопросы: пригодны ли наши горы для создания горнолыжного курорта и сможет ли он конкурировать на мировом рынке туристических услуг? можно ли его построить и эксплуатировать без ущерба для окружающей среды? «На эти вопросы были даны убедительные ответы: да, пригодны; да, сможем», – сказал Жоламанов.

При этом он признал, что для строительства горнолыжной деревни, в которой расположатся шале-отели, придется вырубить деревья на площади 2,7 га. В общей сложности при строительстве горных трасс и подъемников будет вырублено деревьев на площади, превышающей 27 га. «Но мы обязуемся возместить все в 10-кратном размере и высадить деревьев в 10 раз больше, чем вырубим. Мы не собираемся идти в водоохранные зоны, природоохранные зоны, идти туда, где водятся редкие виды флоры и фауны», – заверил он и пообещал также, что в районе горнолыжного курорта Кокжайлау будет введен запрет на индивидуальное жилищное строительство.

Экологический аспект при строительстве курорта является основным, поэтому на самой начальной стадии к реализации проекта были привлечены экологи. По информации Жоламанова, они создали экологическую карту ограничений, которая включила в себя ограничения по исчезающим видам флоры и фауны, запретные зоны, защитные зоны вдоль водоемов. «Вокруг Алматы специалисты подробно исследовали и отметили несколько горных регионов, где с маркетинговой точки зрения развитие горнолыжного курорта было возможно и эффективно, – рассказал глава управления. – Но в пользу экологических ограничений мы отказались, например, от развития перспективных территорий на юге Большого Алматинского озера и в верховьях долины реки Проходная».

В итоге эксперты предложили для развития первой фазы горнолыжного курорта площадки в районе Большого Алматинского озера, выше Космостанции, район в урочище Кокжайлау и горные территории в районе пика Кумбель общей площадью 42 тыс. гектаров. По мнению экспертов, эти территории не обладают высокой экологической чувствительностью.

Заказчики проекта признают, что именно строительство является слабым звеном в экологическом плане, требует особого контроля и соблюдения всех правил. При строительстве деревни будут использоваться современные энергосберегающие технологии и экологически чистые альтернативные источники энергии. Также будет соблюдаться принцип: все здания деревни не должны превышать высоту самого высокого дерева в данной местности. По оценкам экспертов, водных ресурсов для развития курорта в данной местности достаточно. Предполагается брать воду из местных речек и очищать, используя современные технологии.

Представитель CaspiEcology Мади Киреев подтвердил, что при разработке проекта специалисты компании прежде всего «подходили с точки зрения заповедной зоны и по максимуму разработали эти вопросы». Исследования по изучению экологической чувствительности территории будут продолжены. Во время разработки проекта учитывались меры безопасности как для туристов, так и для окружающей среды. В частности, будет создана современная противопожарная система по недопущению пожаров, подобных произошедшему на горе Мохнатка.

За ходом строительства курорта можно будет наблюдать в онлайн-режиме на сайте проекта, куда также можно будет присылать свои предложения и замечания. Следить за строительством объекта может общественный совет, который предложил создать начальник управления туризма.

«Давайте вести конструктивный диалог, и тогда казахстанцы смогут приучать своих детей к активному, здоровому и цивилизованному отдыху в горах, который не будет ассоциироваться у последующих поколений с кострами и горами мусора. А Казахстан через десяток-другой лет станут называть не нефтяной страной, а страной с развитой туристической отраслью», – призвал Бахытжан Жоламанов.

По его мнению, курорт будет доступным для большинства казахстанцев за счет близкого расположения к городу и участия в проекте государства, которое сможет регулировать цены на услуги. Помимо лыжников отдыхать там смогут и пешие туристы – любители активного отдыха. Предполагается, что основная часть туристов будет добираться в горы на гондольной дороге с основного хаба – Медеу.

Проект ТЭО поддержали руководители практически всех городских управлений, а также экс-министр экологии, депутат мажилиса Айткуль Самакова. Правда, она высказала опасение, не утратит ли место расположения курорта своей первозданной чистоты и красоты и не будет ли причинен ущерб природе. «Очень тщательно нужно рассмотреть все плюсы и минусы проекта», – сказала депутат.

Экологи – против

Против строительства горнолыжного курорта выступило много участников слушаний – в основном представителей общественных экологических организаций. В частности, председатель экологического общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов заявил на общественных слушаниях, что ТЭО строительства горнолыжного курорта Кокжайлау нарушает ратифицированную Казахстаном Орхусскую конвенцию.

«Разработка проекта ведется с грубыми нарушениями главных принципов Орхусской конвенции о своевременном и эффективном информировании общественности на самом начальном этапе процедуры принятия решений, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов», – отметил Куратов.

Он, как и другие представители общественности, пожаловался, что не смог заранее подробно ознакомиться с оценкой воздействия проекта на окружающую среду и подготовить свои замечания, так как «доступ общественности к ПредОВОС (предварительная оценка воздействия на окружающую среду) был открыт лишь за несколько дней до общественных слушаний».

Руководитель архитектурного бюро Андрей Старков считает, что площадка Кокжайлау никакими преимуществами для строительства курорта не обладает и в рейтинге горных территорий по качеству снежных трасс и снежному покрову «стоит в самом низу». Это утверждение опроверг специалист по горнолыжным трассам, сказав, что «Кокжайлау требованиям к горнолыжным трассам и фристайлу полностью соответствует и снега там достаточно». Как нам сообщили в Ecosign, уровень снега соответствует необходимым требованиям для строительства горнолыжного курорта, плюс к этому будет создана современная система оснежения, без которой не обходится ни один современный горнолыжный курорт.

Заявленные расходы по проекту составят более $1,3 млрд: 30% – государственные деньги, 70% – частные инвестиции  

Эколог Игорь Мануянко отметил, что в проекте не предусмотрена сейсмическая безопасность и, соответственно, нет оценки рисков при сильном землетрясении, а потому для Алматы существует опасность прорыва водных резервуаров. Следует отметить, что в рамках проекта планируется строительство трех искусственных водных резервуаров.

К единому мнению участники общественных слушаний так и не пришли. Было решено приобщить к протоколу все замечания и предложения для дальнейшего рассмотрения заказчиком проекта – управлением туризма. Когда ТЭО пройдет все стадии одобрения, будет вновь проведен тендер, на котором определят компанию или компании, которые в 2013 году займутся подготовкой проектно-сметной документации. И если она будет одобрена, с 2014 года начнется непосредственное строительство международного горнолыжного курорта.

Цена вопроса

Интересно, что экологические споры оставляют обсуждение экономической составляющей в стороне. Заявленные расходы по проекту составят более $1,3 млрд: 30% – государственные деньги, 70% – частные инвестиции. Как говорится в ТЭО, «бюджет не включает расходы по обеспечению (подводу) инженерной (городской) инфраструктуры: электроэнергия, вода, канализация и автодороги». Бахытжан Жоламанов пояснил на слушаниях, что подведением коммуникаций частные инвесторы заниматься не будут. Можно предположить, что эти расходы будут финансироваться из бюджета и, может быть, вне рамок проекта. А затраты эти между тем весьма серьезные. Например, потребность курорта в электроэнергии составит 32 мВт, в воде – 1100 куб. м/сутки, в рамках развития курорта предполагается общественная парковка на Медеу на 2,8 тыс. мест. Кроме того, для увеличения пропускной способности подъездной дороги с запада (ул. Дулати) на курорт была предложена ее частичная реконструкция на участке протяженностью 4,7 км. Также была предложена прокладка новой дороги протяженностью 7 км – от отеля «Кумбель» до курорта.

В ТЭО представлена примерная калькуляция, которая может дать приблизительный расклад по возврату денег не в «экономику», а чисто по проекту курорта. Авторы ТЭО прикинули, что за 20 лет доход от деятельности курорта составит $285 млн до уплаты налогов, общих налоговых поступлений за этот же период предполагается около $600 млн. С точки зрения возврата на вложенные средства финансовые планы не слишком амбициозны. Видимо, все надежды связаны с мультипликативным эффектом от проекта. В этой части, по мнению разработчиков ТЭО, ожидается, что «за 20 лет экономика Алматы получит более $5,4 млрд, а начальные инвестиции государства будут возвращены в 12-кратном размере». При этом формула, по которой рассчитывался мультипликативный эффект, не озвучена.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить