Далеко ли уедешь на автомобиле, заправленном водородом на 2000 тенге?

Для Forbes.kz расчеты произвел директор департамента экологического проектирования и исследований Казахского института нефти и газа Эрнар Макишев

Фото: moldova.org

Начало 2015 ознаменовалось знаменательным событием: концерн Toyota открыл доступ к 6 тыс. патентов, связанных с водородными элементами, силовыми установками и заправочными станциями. Таким образом, воспользоваться интеллектуальной собственностью японского автогиганта заинтересованные стороны смогут безвозмездно. В стане автолюбителей это вызвало ажиотаж, хотя мало кто понимает, что такое экономика водорода.

Toyota считает, что следующие 5 лет станут критическими для этой технологии, и предоставляет весь багаж знаний, накопленный за 20 лет работы в этом направлении. Погодите, 20 лет? За этот немалый срок даже Toyota не смогла наладить выпуск водородных автомобилей.

Так что же скрывается за этим аттракционом неслыханной щедрости от компании Toyota? Будем ли мы катить по автострадам, загрязняя атмосферу лишь сигаретным дымом из открытых окон? К сожалению, нет. Ведь водород - это топливо будущего. И останется таковым и завтра, и послезавтра.

Использование водорода в качестве топлива – дорогое и бессмысленное удовольствие. Есть целый ряд нерешенных проблем, которые не позволят использовать водород как топливо в ближайшие десятилетия: производство, транспортировка, хранение, использование. Рассмотрим их подробнее.

Производство

Существует два основных метода производства водорода в промышленных масштабах - это паровая конверсия углеводородов и электролиз.

На НПЗ водород ценится на вес золота, так как вся нефтепереработка построена на гидрогенизации углеводородов, и водород не будут продавать как конечный продукт – самим нужен.

Электролиз? В таком случае, не кажется ли вам, что все аргументы экологичности использования водорода разбиваются об угольную энергетику?

Первая в Корее водородная заправка для автомобилей открылась в 2006 и канула в Лету сразу после открытия. Профессор Корейского института энергетических исследований Мьюнг Вон Со, который специализируется на процессах газификации, всегда грустнел, когда мы шли в университетский кафетерий мимо этого сооружения. По его мнению, деньги на строительство заправки были выброшены зря.

Транспортировка и хранение

Транспортировка водорода, как и природного газа, осуществляется либо по стальным газопроводам, либо в специальных контейнерах. Главное отличие от транспорта природного газа заключается в низкой плотности водорода (0,09 кг/м3 против 0,7 кг/м3 у метана), что делает эффективность транспортировки низкой. Кроме того, водородное охрупчивание (разрушение) стали - плохо изученный процесс, поэтому трубопроводная транспортировка водорода широко применяется в США только в сетях с низким давлением.

Криогенный транспорт и хранение с помощью носителей не апробированы и не могут рассматриваться в качестве альтернативы трубопроводному транспорту.

Использование

Энергетическая плотность водорода составляет около 4,5 Мдж/л (при давлении 690 бар и 15 °С). Для сравнения, энергетическая плотность бензина составляет 32,4 Мдж/л.

Давайте подсчитаем, какое расстояние может проделать автомобиль, заправленный разными видами топлива на 2 тыс. тенге при расходе 12 л/100 км.

Стоимость водорода в этом расчете сложилась из стоимости электроэнергии, затраченной на электролиз водорода из воды. Ни транспорт, ни хранение я в учет не брал. Следовательно, фактическая стоимость этого топлива будет значительно выше.

Далеко на водороде не уедешь. В Астане на 2 тыс. тенге можно проехать, к примеру, от Байтерека до Министерства иностранных дел. Так что вынужден разочаровать автолюбителей: «момент истины» для автомобильной индустрии настанет нескоро.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
14829 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Naimi.kz: Казахстанцы не хотят работать Смотреть на Youtube