Решит ли перевод авто на газ проблему дефицита бензина в РК

15148

В среду, 18 февраля, мажилис одобрил ратификацию поправки о продлении срока действия соглашения с РФ о поставках нефти в Казахстан

Фото: ribalych.ru

Продление этого соглашения очень важно для Казахстана, так как объем производимого на нефтеперерабатывающих заводах страны топлива недостаточен для удовлетворения внутреннего спроса. Внутренний рынок республики часто испытывает дефицит ГСМ. Так, в 2014 нехватка бензина на внутреннем рынке ощущалась особенно остро и не закончилась с окончанием посевной, как это бывало в предыдущие годы.

В октябре 2014 министр энергетики Владимир Школьник предложил переводить автомобили на газ, подчеркнув, что Казахстан производит 2,5 млн тонн сжиженного газа в год, используя из них всего 600 тыс. тонн. 5 декабря 2014 была утверждена Концепции развития газового сектора Республики Казахстан до 2030. В рамках этой концепции было предусмотрено развитие газотранспортной инфраструктуры и рынка газомоторного топлива, которое позволит снизить зависимость рынка ГСМ от поставок из России и стабилизировать его. Forbes.kz побеседовал с экспертами и узнал, способен ли газ заменить бензин.

О газе вспоминают, когда нет бензина

Инициатива властей перевести автотранспорт на газ, по мнению аналитика портала oilnews.kz Сергея Смирнова, вполне логична. Однако чиновники вспоминают о газе исключительно в периоды топливного кризиса и не учитывают отдельные факторы.

F: Сергей, когда в Казахстане впервые предложили переводить транспорт на газ?

Сергей Смирнов.

- Автотранспорт Алматы начинали переводить на газ еще в 90-е годы прошлого века, но проект довольно быстро свернули. Вспомнить о нем заставили участившиеся в стране топливные кризисы. В 2008 по просьбе властей британская BG Group совместно с «КазМунайГазом» изучила эти возможности. Затем была утверждена Комплексная программа по снижению загрязнения окружающей среды на 2009–2018, целью которой был ускоренный переход автотранспорта на использование газа. Планы создателей госпрограммы оказались весьма амбициозными. Так, к 2018 число автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ), должно составить 54 тыс. единиц, а к 2027 достигнуть 100 тыс.

F: Чего удалось добиться?

- Минула уже половина срока, а чиновники так и не смогли массово перевести на газ ни общественный, ни даже служебный транспорт. По официальным данным, из имеющихся на сегодняшний день в Казахстане более 4 млн машин газ используют только около 15 тыс. автомобилей. За все эти годы так и не была создана ни развитая инфраструктура газовых заправок (сегодня таких АЗС всего 508, в том числе в Мангистауской области 122, в Северо-Казахстанской - 70, в Алматинской - 28, в Западно-Казахстанской - 22, в Восточно-Казахстанской - 7), ни станций обслуживания машин с газобаллонным оборудованием (ГБО).

F: Какие факторы, по вашему мнению, не учитывают адепты этой идеи?

- В первую очередь встает вопрос, хватит ли нам газа для реализации этой программы.

F: Государственной комиссией РК по запасам утверждены извлекаемые запасы газа на уровне 3,9 трлн куб. м.

- Главная проблема здесь в том, что в Казахстане добывается в основном попутный газ (2,6 трлн куб. м.F), который практически не перерабатывается, и его утилизация, как правило, осуществляется обратной закачкой в пласты. Узакбай Карабалин, будучи министром нефти и газа, даже заявил, что рост объемов обратной закачки к 2024 может привести к дефициту газа в Казахстане. К тому же, для получения газа для автомобилей необходимы газоперерабатывающие заводы (ГПЗ).

F: А с заводами у нас что не так?

- С ними ситуация примерно такая же, как и с НПЗ. А потому, если перевести все автомобили на газ, и его не будет хватать. К примеру, в 2013 в Казахстане на переработку на ГПЗ было поставлено всего около 11 млрд куб. м газа. Данных объемов явно недостаточно для обеспечения газомоторным топливом автотранспортного парка страны. Тем более что никто не отменял и такое требующее значительных объемов газа задание президента, как развитие нефтехимии.

F: Но в республике намерены расширять сети автомобильных газозаправочных станций (АГЗС).

- Следует отметить, что строительство сети газовых заправок возможно только в газифицированных районах. В 2014, правда, был подписан меморандум с крупными сетями автозаправок, с тем чтобы расширить в стране число АГЗС. В частности, в рамках его исполнения ТОО «КазМунайГаз Онимдери» запланировало переоборудование 21 АЗС в 6 областях страны в газозаправочные станции. Но это проблемы не решает. В настоящее время в стране газифицировано всего 9 областей из 14, причем уровень региональной газификации составляет от 6% в Алматинской области до 98% в Мангистауской. Практически газифицирована вся Костанайская область, но газ туда поступает российский. К 2030, согласно Генсхеме газификации РК, производство товарного газа составит 21 млрд куб. м в год. При этом показатель охвата населения газификацией планируется довести с существующих 32% до 56%, а количество газифицированных населенных пунктов – с 988 до 1621. Развитие газовой отрасли предполагает и создание в стране нескольких крупных химических комплексов в Западном Казахстане, и строительство газотурбинных станций для выработки электроэнергии для промышленности и населения.

F: Опять мы сталкиваемся с проблемой нехватки газа.

- Помимо этого, в стране отсутствуют как необходимая инфраструктура по заправке автомобилей газом, так и технические возможности по их массовому переводу на газ. Поскольку мировой спрос недостаточен, лидирующие автопроизводители в основном не производят двигатели, предназначенные для работы на газе. Автомобили, использующие газовое топливо, составляют менее 2% мирового автопарка. Поэтому для использования плюсов «голубого топлива» необходимо переоборудовать имеющиеся автомобили.

Но, во-первых, установка ГБО вне завода-изготовителя - это изменение технических параметров автомобиля, которое автоматически лишает владельца гарантийного обслуживания. Во-вторых, ГБО нуждается в квалифицированном обслуживании - нужно следить за правильной установкой оборудования, сливать конденсат, менять прокладки, мембраны, делать опрессовку. Такие операции необходимо производить в спецсервисах, где это стоит недешево. К тому же их практически нет.

F: Что еще может помешать переводу транспорта на газ?

- Анализ ситуации с переводом на газ по регионам выявил любопытную тенденцию. Если на западе республики автотранспорт использует в основном сжиженный газ (пропан-бутановую смесь), то в Алматы, Костанае и Кызылорде власти «приучают» автолюбителей к компримированному газу (метану). Причем, цена пропана на заправках примерно на 20% выше, чем у метана, и один газ на другой заменить невозможно. Таким образом, газовый автомобиль, в отличие от бензинового или дизельного, оказывается привязанным к региону.

F: То есть у этой инициативы нет будущего?

- Пока можно констатировать, что, как только в республике возникает острый дефицит бензина, правительство вспоминает о газовой альтернативе. Но когда острота проблемы с бензином снижается, власти забывают про эту идею до следующего крупного кризиса на рынке ГСМ. Тем не менее, будущее у работающих на газе казахстанских автомобилей есть, но зависит оно исключительно от положительных изменений в инфраструктуре и налоговых льготах.

Газовые заправки есть – машин нет

Сейчас в Казахстане, по данным Министерства энергетики, на компримированном газе работают чуть более 1 тыс. автомобилей: 520 автобусов, 83 единицы грузового автотранспорта, 412 легковых авто. Выручку алматинским АГЗС, по словам заместителя председателя правления ТОО «АвтогазАлматы» Асылбека Батталханова, делают общественный транспорт, транспорт ГКП «Алматы Тазалык», таксопарки «Эко Такси» (250 машин) и «Тулпар Такси» (60 машин), да несколько владельцев частных переоборудованных на газ автомобилей.

- В ведении АО «КaзТрансГаз» - 6 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций по всему Казахстану (такие станции могут самостоятельно перерабатывать газ, всего в республике 11 АГНКСF). В ближайшее время начнется развитие сети в других регионах Казахстана, - рассказал Асылбек Батталханов. – В этом году АО «КазТрансГаз» планирует открытие 3 станций в Кызылорде, Шымкенте и Актюбинске. Это инвестиционный проект КазТрансГаза, на который будут выделены собственные средства компании.

F: Насколько сейчас востребованы эти станции?

- Учитывая экологическую ситуацию и недавнюю напряженность на рынке традиционных видов топлива, данный вид деятельности очень актуален для Казахстана.

F: То есть станции работают на полную мощность?

- Все зависит от производимой мощности. Станции могут вырабатывать от 1 млн кубов до 15 млн кубов газа в год. Но на сегодняшний день загрузка станций Алматы в среднем составляет около 20%.

F: С чем это связано?

- В Казахстане пока невелика доля транспорта, который работает на природном газе. Только в последнее время автотранспортные предприятия и население стали задумываться об экономии на альтернативных видах топлива. КазТрансГаз в ближайшее время планируется перевод на природный газ всего транспорта своей группы компаний. Также в планах акиматов Алматы, Актюбинска и Кызылорды перевести весь общественный транспорт на использование природного газа.

Без субсидий не обойтись

Несмотря на то, что АГЗС не пользуются широким спросом, в сети АЗС Sinooil считают это направление перспективным.

«На сегодняшний день АГС пользуются небольшим спросом у населения. Это связано прежде всего с тем, что автомобильный парк республики не готов и не оснащен соответствующей инфраструктурой, а именно профессиональной доукомплектацией газовым оборудованием стандартного автопарка (моделей автомобилей). Данные мероприятия (строительство газовых АЗС - F) также необходимо субсидировать в виду того, что частный бизнес не имеет достаточно средств для этого», - рассказали в компании.

Отметим, что во многих странах правительство стимулирует развитие газотранспортной инфраструктуры и рынка газомоторного топлива. К примеру, в Евросоюзе налоги на газомоторный транспорт в 1,5-2 раза ниже налогов на традиционные автомобили. Во Франции действует запрет на использование нефтяного топлива на муниципальных автобусах и мусоросборных автомобилях. В Риме транспорт на альтернативном топливе освобождается от уплаты налогов на 3 года, а в целом по Италии запрещено строительство автозаправочных станций без модуля для заправки компримированным газом. В США установлено обязательное приобретение бюджетными организациями газобаллонных автомобилей при обновлении подвижного состава.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить