Казахстан накопил 120 млн тонн мусора. Что с ним делать?

22208

Проект Экологического кодекса в новой редакции поступил на рассмотрение в мажилис. Министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев в ходе презентации уверял депутатов - с принятием этого документа ситуация с экологией в стране изменится в лучшую сторону, причем весьма быстро

ФОТО: Depositphotos.com/sergioz

- В стране есть две наиболее острые экологические проблемы – это качество окружающей среды (воздух, вода, почва) и твердые бытовые отходы. (...) Наблюдается ежегодный прирост выбросов, и если не принять никаких мер, то, по прогнозу, в 2030 году фактические эмиссии загрязняющих веществ составят 3,6 млн тонн, то есть они могут вырасти в 1,5 раза за 10 лет, - сказал министр, выступая перед депутатами в понедельник, 3 февраля.

Решать проблемы предлагается через новые законодательные механизмы и методы стимулирования внедрения современных технологий. Поэтому для крупных промышленных предприятий предлагается внедрить поэтапный переход на наилучшие доступные технологии (НДТ).

- На первом этапе планируется перевод на НДТ 50 крупнейших предприятий из нефтегазовой, горно-металлургической, химической и электроэнергетической отраслей, на которые приходится 80% выбросов страны. Будут разработаны отраслевые справочники НДТ на основе комплексного технологического аудита в период до конца 2023 года. С 2024 по 2025 годы на основе справочников НДТ планируется выдача комплексных экологических разрешений. Предприятия будут внедрять НДТ в соответствии с программой экологической эффективности в течение 10 лет, - объяснил Мирзагалиев.

Предприятия, внедрившие современные технологии, предлагается освобождать от платы за эмиссии. Если же перехода на НДТ нет - ставки платы за эмиссии будут расти. Соответственно, заметил министр, «это не столько запретительный, сколько мотивационный механизм».

При этом он отметил, что согласно предварительным данным, за 2019 плата за эмиссии предприятиями составила 96 млрд тенге. Кроме того, в 2019 компаниями направлены на природоохранные мероприятия около 145 млрд тенге.  В совокупности это составляет более 240 млрд тенге.

- Учитывая, что период внедрения НДТ составляет до 10 лет, потенциально накопленные предприятиями средства на модернизацию производства для целей внедрения НДТ составят более 2 трлн тенге. Мы считаем, что данных средств будет достаточно для внедрения НДТ, - подчеркнул Мирзагалиев.

Еще одна крупная проблема Казахстана - низкий уровень переработки твёрдых бытовых отходов. Сегодня на 3,5 тыс. полигонов страны уже накоплено более 120 млн тонн ТБО и ежегодно образуется свыше 5 млн тонн ТБО. С 2016 произошел и рост переработки - с 2,6% до 14,9%. Но этого явно недостаточно. Поэтому министерство предлагает законодательно закрепить внедрение механизма Waste to Energy, предусматривающего сжигание отходов с последующим получением электроэнергии и передачей в сеть по аналогии с ВИЭ.

- Данный механизм хорошо зарекомендовал себя в Европе. Благодаря внедрению механизма Waste to Energy будет решена проблема с мусоропереработкой и привлечением средств частных инвесторов. Это позволит сократить объемы отходов до 30% к 2025 году и привлечь инвестиции на сумму более 180 млрд тенге, - считает Мирзагалиев.

При этом, поскольку уже есть опасения с связи с возможным увеличением выбросов от самих перерабатывающих заводов, министр предлагает установить также и жесткие ограничения по соблюдению требований к выбросам, аналогичным европейским директивам.

Кроме того, проектом кодекса предлагается внедрить лицензирование деятельности по опасным отходам и уведомительный порядок – по сбору и перевозке отходов. Такой подход, считают в Минэкологии, позволит вести реестр специализированных предприятий, занимающихся сбором, транспортировкой, переработкой и утилизацией отходов.

В основе кодекса заложен и давно декларируемый принцип «загрязнитель платит, загрязнитель исправляет». Министр признал, что действующий экономический механизм природопользования (система платежей и их планирование) не стимулирует природопользователей на снижение уровня загрязнения окружающей среды. А принцип «загрязнитель платит» подразумевает и меры по предотвращению загрязнения и контролю, и ответственность за восстановление от ущерба окружающей среде.

- Таким образом, будут созданы такие условия, при которых природопользователям выгоднее принять все меры по недопущению негативного воздействия на окружающую среду, чем платить экологические штрафы. В случае возникновения экологического ущерба природопользователь обязан восстановить окружающую среду до первоначального уровня, - объяснил Мирзагалиев.

Сами подходы к оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) также предлагается изменить. Сегодня такую оценку проходят все природопользователи, причем сами процедуры оценки занимают 189 рабочих дней. Однако, по оценке Минэкологии, 80% всех эмиссий в окружающую среду приходится на объекты 1 категории (горнорудной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности). Поэтому предлагается применять оценку только к таким предприятиям. Для других предприятий ОВОС будет применяться только по результатам специального скрининга. Сама процедура оценки будет занимать до 69 дней.

Усилится и ответственность за загрязнения окружающей среды и нарушения экологического законодательства. Сегодня предприятиям намного выгодней просто оплатить штраф, вместо перехода на новые технологии и снижение воздействия на экологию. Поэтому предлагается административный штраф за нарушение нормативов эмиссий в окружающую среду увеличить в 10 раз, а при повторном нарушении – в 20 раз. А срок привлечения к административной ответственности за нарушение в области охраны окружающей среде увеличится с 1 до 3 лет со дня совершения нарушения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить