Как мировые и казахстанские производители снижают вред окружающей среде

7633

Согласно исследованию Earth.org, за последние 50 лет наблюдался взрывной рост потребления, населения, мировой торговли и урбанизации. В результате человечество использовало больше ресурсов Земли, чем могло бы восполнить естественным путем

ФОТО: © shutterstock

Бизнес во всем мире переходит к концепции устойчивого развития, которая стала отдельной и большой главой в ежегодных отчетах практических всех крупных публичных компаний. Они докладывают о том, сколько инвестируют в технологии, позволяющие снижать вред окружающей среде. Этот тренд наблюдается и в Казахстане.

Зеленый поворот

В начале 2021 года один из крупнейших в мире институциональных инвесторов BlackRock анонсировал пакет инициатив, ориентированных на устойчивое развитие. Это повлияет на отношение инвесторов к крупным холдинговым компаниям, которые не раскрывают данные о снижении вреда, наносимого природе. По словам исполнительного директора BlackRock Ларри Финка, к сегодняшнему дню климат стал фундаментальным фактором в определении долгосрочных перспектив компании. Во многом, по его словам, все упирается в то, что сегодня инвесторы все чаще относят климатический риск к инвестиционным видам риска.

Советник комиссии ООН по устойчивому развитию Алан Аткиссон подчеркивал важность поворота в сторону экологии еще в 2012 году, и тогда в своем выступлении он призвал спасать мир. «Под словами «спасти мир» я имею в виду необходимость приложить значительные усилия, чтобы остановить разрушительную антропогенную деятельность до того, как произойдет катастрофа. Пионеры устойчивого развития, включая меня, были вдохновлены всего одной книгой — «Пределы роста» (1972). Ее основная мысль — экспоненциальный рост населения, потребления ресурсов, выбросов и отходов приведет к выходу за планетарные границы и неожиданному коллапсу», - объяснял Аткиссон.

Продуктивный нетворкинг

В Казахстане реализация глобальных целей устойчивого развития и вовлечение бизнес-сообщества в процесс экологизации началась с 2015 года, с момента принятия программы в ООН. Сейчас упор на экологичность делают не только международные организации и государство. Управляющий директор Казахстанской фондовой биржи Евгений Мухамеджанов создал проект ECO Network, цель которого – свести к минимуму отходы от ведения бизнеса.

ECO Network занимается обучением сотрудников, установкой экобоксов, вывозом раздельно собранных отходов. Для каждого клиента проекта доступны сведения о том, сколько макулатуры, пластика и стекла удалось собрать компании, что является стимулом к бережливому использованию и сокращению потребления ресурсов. Работа в сфере экологического пиара формирует позитивный бренд, а пример участников проекта вдохновляет другие компании.

«В нашей системе сейчас чуть больше ста клиентов в 7 городах Казахстана. Проекту всего год, но мы видим, как растет количество участников», - детализирует Евгений. 

Предприниматель убежден, что сегодня каждый по-своему воспринимает «устойчивое развитие» и для кого-то это всего лишь модное течение.

«Для других устойчивое развитие - это только для крупного бизнеса, мол, мы тут причем, мы маленькие, средние. И только для небольшой части устойчивое развитие - это модель, при которой человек и компании живут по принципу достаточности», - резюмирует он.

И местные, и зарубежные

Еще один представитель крупного международного производителя, имеющего инфраструктуру в Казахстане, – «Филипп Моррис Казахстан» (ФМК). По словам Станислава Боровицкого, руководителя отдела по безопасности, охране труда и окружающей среды ФМК, сегодня компания двигается в направлении сокращения выбросов отходов. В 2020 году компания отправила на переработку более 90% отходов, сэкономила более 8 365 гигаджоулей энергии, которых хватило бы на обеспечение электричеством 6 небольших домов в течение 200 лет, а выбросы углекислого газа смогла снизить более чем в два раза, до 7,9 тысячи тонн в год. Сотрудники компании вовлечены в процессы, помогающие снизить негативное влияние на экологию.

В частности, запущена специальная платформа, где каждый сотрудник может оставить свое предложение по улучшению тех или иных процессов.

«Естественно, это нормально, когда крупная компания социально ориентирована, когда она ответственно принимает все возможные меры, направленные на устойчивое развитие без вреда окружающей среде. Глядя на трубу нашей котельной, визуально сложно понять, работает ли фабрика, потому что дыма нет», - рассказывает Станислав Боровицкий.

Казахстанская сеть ресторанов ABR выбрала эконаправление два года назад. Они стали одними из первых представителей ресторанного бизнеса, который начал внедрять внутри компании зеленое поведение. Наталья Тян, пиар-директор сети, отмечает, что в ноябре 2019 года ABR запустила кампанию GoGreen.

«Цель была - внедрить культуру сортировки и переработки сырья на уровне наших ресторанов и наших гостей. Мы поставили везде сортировочные баки, провели во всех ресторанах тренинги совместно с компанией «Тазалык», которая занимается вывозом вторсырья. Обучили сотрудников сортировать сырье, которое появляется в процессе производства», - рассказывает Наталья. Также, по ее словам, в ABR принимают вторсырьё у посетителей ресторанов.  

Для того чтобы кардинально поменять отношение людей к влиянию на окружающую среду, недостаточно только вклада бизнес-сообщества, важна и образовательная работа с населением, считает предправления Ассоциации экологических организаций РК Айгуль Соловьева. Она рассказывает, что недавно завершился проект ассоциации StopMusor, в рамках которого была развернута широкая информационная кампания, охватившая более миллиона человек. Основная цель проекта – научить людей доносить мусор до урн и повысить осведомлённость населения о проблеме замусоривания городов.

Для того чтобы посыл проекта охватил как можно больше людей, за 9 месяцев проекта было проведено более 25 мероприятий, которые включали в себя арт-выставки, конкурс на лучшие инновационные идеи для снижения замусоривания, субботники с раздельным сбором отходов, дискуссии с экологами и общественными активистами для повышения осведомленности о проблеме, спектакли и многое другое. 

«Мы провели два социологических исследования в начале проекта и в конце среди 400 жителей Алматы и Нур-Султана, и результаты показывают, что проблема замусоривания стала более заметной благодаря проекту. На 10% увеличилось количество людей, отрицательно относящихся к мусору в общественных местах, на 15% больше опрошенных считают, что безразличие людей к чистоте городов является главной причиной замусоривания, на 9% увеличилось количество людей, не выбрасывающих мелкий мусор на улице», - детализирует она.

Согласно прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), большое число известных на сегодня видов животных и растений наверняка вымрут, во многом в связи с расширением инфраструктуры и сельского хозяйства, а также под действием изменения климата.

«Для производства продуктов питания и биотоплива потребуется 10%-ное увеличение сельхозплощадей в мире, что еще больше сократит среду обитания дикой природы. Продолжающееся сокращение биоразнообразия наверняка ограничит возможности планеты по предоставлению ценных экосистемных услуг, поддерживающих экономический рост и благополучие человека», - отмечают эксперты ОЭСР. 

Материал подготовлен при поддержке ТОО «Филип Моррис Казахстан»

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить