Как горожане строят «хипстерский колхоз» близ Алматы

Команда по созданию агропарка Social Farm объявила о начале проекта и представила одну из его площадок

Фото: Павел Михеев

Точкой отсчета проекта можно считать март 2016, когда предприниматель Надир Алдагаров купил 100 га земли в 15 км от Алматы, за горой Кок-Тобе. Виды там сногсшибательные, «соседи» – известные туристические комплексы «Алматау», «Табаган» и «Лесная сказка». Надир хотел свить на этой земле родовое гнездо – построить имение, но передумал и решил открыть землю для публики, чтобы не быть единоличным созерцателем такой красоты. После этого бизнесмен познакомился с будущими парт­нерами Ириной Проференко, Алимом Сайлыбаевым и Ринатом Фазылбековым, которым Надир предоставил землю для реализации проекта агропарка.

Агропарк – это, если выражаться «высоким штилем», производственно-образовательный центр, призванный внедрять новые устойчивые технологии в земледелии.

- Это своего рода технопарк, инкубатор новых продуктов питания, – вносит ясность Алим Сайлыбаев, бизнес-консультант и сооснователь Social Farm. – Например, у нас есть пасека, где мы собираем мед. Из меда можно делать БАДы, кремовать его, смешивать с орехами, добавлять травы, то есть создавать добавленную стоимость и выводить на рынок новые продукты под новыми брендами. Если вывод на рынок окажется удачным, можно привлечь крупных инвесторов, строить серьезное производство и зарабатывать.

Малые наделы – большие доходы

Сейчас к Social Farm, расположенной на вершине горы, ведет дорога, которую на свои деньги построил Надир. До этого там была «ослиная тропа», по которой с трудом поднимались даже внедорожники. На территории работает тяжелая техника – срезает пласты земли, чтобы сформировать шесть площадок.

- Здесь расположатся мини-ферма, лаборатория Research & Development (R&D), мини-перерабатывающий цех, сертификационная лаборатория, комьюнити-центр и рекреационная зона для развития агротуризма, – перечисляют учредители.

Основой проекта является экспериментальная мини-ферма.

- Такой подход отражает ситуацию в фермерском хозяйстве Казахстана, где основная масса земледельцев владеет небольшими участками от 1 до 5 гектаров. Малые наделы несут большие проблемы, потому что при нынешнем способе ведения сельского хозяйства, доставшемся от Советского Союза, экономически малоэффективно обрабатывать небольшие участки, – говорит Ирина Проференко, маркетолог и сооснователь проекта. – Решением проблемы является диверсификация культур, выращивание культур с высокой маржей или большим потенциалом добавленной стоимости. Этим условиям отвечает рынок органической и экологической продукции, спрос на которую устойчиво растет. Производство такой продукции становится для фермера с небольшим участком хорошим источником дохода.

Чтобы маленькие наделы стали приносить большие доходы, основатели агропарка разработали модель мини-фермы с четырьмя зонами.

- Первая зона – это сад, где растут не только обычные фруктовые деревья, но и нетрадиционные для наших широт культуры, плоды которых мы сейчас завозим из Китая, – объясняет Алим. – Сад будет не «монолитом» из деревьев одного вида, а симбиозом культур, которые повышают урожайность друг друга. Между деревьями можно выращивать ягоды.

Бизнесмен Надир Алдагаров (на фото с супругой) купил близ Алматы землю и хотел построить там дом, но передумал. Он решил открыть эту территорию для публики, чтобы не быть единоличным «владельцем» такой красоты. «Редкий поступок в наши времена, что позитивно отличает Надира от основного числа казахстанских предпринимателей», – говорит команда, которая реализует на земле Алдагарова проект по созданию аграрного технопарка Social Farm.
Фото: архив пресс-службы
Бизнесмен Надир Алдагаров (на фото с супругой) купил близ Алматы землю и хотел построить там дом, но передумал. Он решил открыть эту территорию для публики, чтобы не быть единоличным «владельцем» такой красоты. «Редкий поступок в наши времена, что позитивно отличает Надира от основного числа казахстанских предпринимателей», – говорит команда, которая реализует на земле Алдагарова проект по созданию аграрного технопарка Social Farm.

Вторая зона – теплицы под редкие овощи, травы, салатные растения.

- Мы не будем привозить космические технологии для теплиц, где гектар закрытого грунта стоит под миллион евро. У нас есть ребята, которые упростили тепличные технологии в разы без потери качества, – утверждает Ирина.

Для выращивания цветов предназначена третья зона. В Social Farm считают, что надо делать ставку не на традиционные розы и тюльпаны, а на те сорта, что обычно завозят из-за границы. Такой товар будет пользоваться спросом у продавцов цветов и флористов, ведь после девальвации тяжело закупать его в тех же Нидерландах за евро.

- На открытом грунте будут выращиваться пряные и лекарственные травы, которые также имеют высокую маржинальность и потенциал добавленной стоимости. Их можно продавать как в засушенном виде, так и перерабатывать в эфирные масла и эссенции. Можно выращивать стевию – прекрасный заменитель сахара для диабетиков. Если мы будем поставлять стевию в порошке или эссенции в определенные кафе, то ребята с диабетом смогут там проводить время с детьми, есть мороженое и пить коктейли, – приводит пример Алим.

Для своей мини-фермы и фермеров, которые будут сотрудничать с Social Farm, ребята решили создать парк малой сельхозтехники.

- Сделать маленький трактор – это не космическую станцию открыть, – говорят они. – Нам в этом вопросе помогает Таир Балбаев, который создает электрокары. Он же будет собирать для агропарка роботов, которые будут делать тяжелую работу и которыми можно будет управлять через смартфон.

От вилки к полю

Лаборатория R&D станет ключевым звеном в технологии агропарка по разработке новых продуктов – «От вилки к полю». Ринат Фазылбеков, маркетолог, один из создателей этой концепции и сооснователь Social Farm, поясняет:

- Фишка технологии заключается в том, что конечный потребитель участвует в создании продукта. Первым этапом является детальное изучение спроса на рынке и готовности потребителей покупать тот или иной вид продукции. Мы, маркетологи, исследуем, чего ждут люди, и просим технологов-пищевиков R&D создать, к примеру, технологию по изготовлению сушеных арбузов. Они создают, мы запускаем экспериментальную линию, сушим, пакуем, разрабатываем бренд (ожидается, что к третьему году работы фермы на рынок будут выведены от двух до пяти новых органических и экобрендов. – F), предлагаем, смотрим, как идут продажи. Если хорошо, то привлекаем дополнительные инвестиции и запускаем в другом месте линию побольше.

По словам Рината, загрузка новых линий будет происходить за счет продукции, выращенной на экспериментальной мини-ферме и на фермах, сотрудничающих с агропарком:

- Крестьяне будут точно знать, сколько продукции нужно вырастить, ведь мы уже будем знать емкость рынка. Для фермеров такой подход несет явные преимущества, так как они еще зимой будут получать заказ и пред­оплату на выращивание определенных культур. Самое главное – фермер имеет гарантированный сбыт своей продукции по фиксированной цене.

Фото: архив пресс-службы

Сертифицировать продукцию все желающие смогут в лаборатории, которую ставят британские партнеры агропарка. Алистер Клайн, соучредитель и международный партнер Social Farm, рассказывает, что сфера деятельности лаборатории будет заключаться в предоставлении услуг по сертификации пищевых продуктов, например выдаче ISO 22000, Hazard Analysis & Critical Control Point (система HACCP обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, а также в любой точке хранения и реализации). Также, по словам Клайна, в лаборатории будут проводиться микробиологические испытания на определение патогенов, тестирование, которое поможет людям понять питательную ценность продукции, которую они потребляют.

- Сертификация будет гарантировать, что фермеры поставляют продукцию стабильного качества, обеспечивать их четкими параметрами измерения и мониторинга. Сертификат будет предполагать защиту в пределах рынка, положительно влиять на выстраивание маркетинговых процессов и получение прибыли, – убежден британец.
Алим добавляет:

- Это даст возможность фермерам выходить на рынок Европы со своей органической и экологически чистой продукцией, которая сейчас востребована в развитых странах.

Основатели Social Farm уверены, что продукция, выращенная в агропарке или по его технологиям, будет активно продаваться и внутри Казахстана.

- В год мы едим на $4 млрд, а сами производим только на $1 млрд. То есть $3 млрд – это рынок, который мы можем занять местной продукцией, – обрисовывает перспективы Алим.

Городские фермеры

Основатели проекта понимают, что создать экспериментальную мини-ферму, начать переработку, наладить каналы сбыта органической продукции – это полдела. Нужно еще распространить новый подход к работе на земле среди местного населения, изменить отношение крестьян к новым технологиям, убедить, что дедовский способ ведения хозяйства уже невыгоден.

- Эти ребята не верят словам, – говорит о крестьянах Алим. – Если ты сам не занимаешься сельским хозяйством и твои технологии не приносят дохода, то бесполезно в чем-то убеждать фермеров. Только наш собственный пример может изменить их отношение к идеям и технологиям, о которых мы говорим. Поэтому мы с семьями и семьи наших друзей будем жить здесь, на территории агропарка. К тому же мы хотим заработать и считаем, что это можно сделать красиво и интересно. Сейчас любой городской житель может заниматься сельским хозяйством, и для этого не обязательно горбатиться с утра до вечера. Это же шикарно – жить на природе, работать с новыми технологиями, самому производить и есть превосходные продукты.

- Социально-культурные изменения должны затрагивать не только фермеров, но и членов их семей, – включается в разговор Ирина. – Для этих целей в структуре агропарка предусмотрен общественный центр, чья задача – проводить образовательные и культурные программы для фермерских семей.

К примеру, для женщин будут организованы курсы о том, как разнообразить меню, готовить здоровую пищу, чтобы жить дольше и выглядеть моложе.

- У нас будут работать волонтеры, которые будут занимать детей. Наш друг, известный промышленный дизайнер Тимур Актаев, покажет местным ребятам, что можно сделать, например, из кожи или кошмы. Фермерские дети имеют доступ к этим материалам, но не знают, какие интересные вещи можно из них создавать, – приводит еще один пример Алим.

Основатели Social Farm прогнозируют, что понадобится как минимум год, чтобы фермеры изменили отношение к горожанам, которые внедряют новый подход к ведению сельского хозяйства, и начали перенимать эти технологии. Сейчас «городские фермеры» ищут инвесторов для развития агропарка. Предварительная сумма вложений в инфраструктуру составляет от 200 до 300 млн тенге, в новые бренды – от 25 до 35 млн тенге.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


журналист

 

Статистика

6478
просмотров