Хипстерский колхоз

10671

Почему городские жители решили построить агропарк близ Алматы

Фото: Павел Михеев

В июле этого года в предгорьях Алматы состоялся ужин-презентация, на котором команда по созданию агропарка Social Farm объявила о начале проекта и представила одну из его площадок. Меню из блюд с «местным содержанием» отражало суть проекта: на столах казахстанцев вполне может быть только местная еда.

Точкой отсчета проекта можно считать март 2016 года, когда предприниматель Надир Алдагаров купил 100 га земли в 15 км от Алматы, за горой Кок-Тобе. Виды там сногсшибательные, «соседи» – известные туристические комплексы «Алматау», «Табаган» и «Лесная сказка». Надир хотел свить на этой земле родовое гнездо – построить имение, но передумал и решил открыть землю для публики, чтобы не быть единоличным созерцателем такой красоты. После этого бизнесмен познакомился с будущими парт­нерами Ириной Проференко, Алимом Сайлыбаевым и Ринатом Фазылбековым, которым Надир предоставил землю для реализации проекта агропарка.

Агропарк – это, если выражаться «высоким штилем», производственно-образовательный центр, призванный внедрять новые устойчивые технологии в земледелии. «Это своего рода технопарк, инкубатор новых продуктов питания, – вносит ясность Алим Сайлыбаев, бизнес-консультант и сооснователь Social Farm. – Например, у нас есть пасека, где мы собираем мед. Из меда можно делать БАДы, кремовать его, смешивать с орехами, добавлять травы, то есть создавать добавленную стоимость и выводить на рынок новые продукты под новыми брендами. Если вывод на рынок окажется удачным, можно привлечь крупных инвесторов, строить серьезное производство и зарабатывать».

Малые наделы – большие доходы

Сейчас к Social Farm, расположенной на вершине горы, ведет дорога, которую на свои деньги построил Надир. До этого там была «ослиная тропа», по которой с трудом поднимались даже внедорожники. На территории работает тяжелая техника – срезает пласты земли, чтобы сформировать шесть площадок. «Здесь расположатся мини-ферма, лаборатория Research & Development (R&D), мини-перерабатывающий цех, сертификационная лаборатория, комьюнити-центр и рекреационная зона для развития агротуризма», – перечисляют учредители.

Основой проекта является экспериментальная мини-ферма. «Такой подход отражает ситуацию в фермерском хозяйстве Казахстана, где основная масса земледельцев владеет небольшими участками от 1 до 5 гектаров. Малые наделы несут большие проблемы, потому что при нынешнем способе ведения сельского хозяйства, доставшемся от Советского Союза, экономически малоэффективно обрабатывать небольшие участки, – говорит Ирина Проференко, маркетолог и сооснователь проекта. – Решением проблемы является диверсификация культур, выращивание культур с высокой маржей или большим потенциалом добавленной стоимости. Этим условиям отвечает рынок органической и экологической продукции, спрос на которую устойчиво растет. Производство такой продукции становится для фермера с небольшим участком хорошим источником дохода».

Чтобы маленькие наделы стали приносить большие доходы, основатели агропарка разработали модель мини-фермы с четырьмя зонами. «Первая зона – это сад, где растут не только обычные фруктовые деревья, но и нетрадиционные для наших широт культуры, плоды которых мы сейчас завозим из Китая, – объясняет Алим. – Сад будет не «монолитом» из деревьев одного вида, а симбиозом культур, которые повышают урожайность друг друга. Между деревьями можно выращивать ягоды».

Бизнесмен Надир Алдагаров (на фото с супругой) купил близ Алматы землю и хотел построить там дом, но передумал. Он решил открыть эту территорию для публики, чтобы не быть единоличным «владельцем» такой красоты. «Редкий поступок в наши времена, что позитивно отличает Надира от основного числа казахстанских предпринимателей», – говорит команда, которая реализует на земле Алдагарова проект по созданию аграрного технопарка Social Farm.
Фото: архив пресс-службы
Бизнесмен Надир Алдагаров (на фото с супругой) купил близ Алматы землю и хотел построить там дом, но передумал. Он решил открыть эту территорию для публики, чтобы не быть единоличным «владельцем» такой красоты. «Редкий поступок в наши времена, что позитивно отличает Надира от основного числа казахстанских предпринимателей», – говорит команда, которая реализует на земле Алдагарова проект по созданию аграрного технопарка Social Farm.

Вторая зона – теплицы под редкие овощи, травы, салатные растения. «Мы не будем привозить космические технологии для теплиц, где гектар закрытого грунта стоит под миллион евро. У нас есть ребята, которые упростили тепличные технологии в разы без потери качества», – утверждает Ирина.

Для выращивания цветов предназначена третья зона. В Social Farm считают, что надо делать ставку не на традиционные розы и тюльпаны, а на те сорта, что обычно завозят из-за границы. Такой товар будет пользоваться спросом у продавцов цветов и флористов, ведь после девальвации тяжело закупать его в тех же Нидерландах за евро.

«На открытом грунте будут выращиваться пряные и лекарственные травы, которые также имеют высокую маржинальность и потенциал добавленной стоимости. Их можно продавать как в засушенном виде, так и перерабатывать в эфирные масла и эссенции. Можно выращивать стевию – прекрасный заменитель сахара для диабетиков. Если мы будем поставлять стевию в порошке или эссенции в определенные кафе, то ребята с диабетом смогут там проводить время с детьми, есть мороженое и пить коктейли», – приводит пример Алим.

Для своей мини-фермы и фермеров, которые будут сотрудничать с Social Farm, ребята решили создать парк малой сельхозтехники. «Сделать маленький трактор – это не космическую станцию открыть, – говорят они. – Нам в этом вопросе помогает Таир Балбаев, который создает электрокары. Он же будет собирать для агропарка роботов, которые будут делать тяжелую работу и которыми можно будет управлять через смартфон».

От вилки к полю

Лаборатория R&D станет ключевым звеном в технологии агропарка по разработке новых продуктов – «От вилки к полю». Ринат Фазылбеков, маркетолог, один из создателей этой концепции и сооснователь Social Farm, поясняет: «Фишка технологии заключается в том, что конечный потребитель участвует в создании продукта. Первым этапом является детальное изучение спроса на рынке и готовности потребителей покупать тот или иной вид продукции. Мы, маркетологи, исследуем, чего ждут люди, и просим технологов-пищевиков R&D создать, к примеру, технологию по изготовлению сушеных арбузов. Они создают, мы запускаем экспериментальную линию, сушим, пакуем, разрабатываем бренд (ожидается, что к третьему году работы фермы на рынок будут выведены от двух до пяти новых органических и экобрендов. – Прим. ред.), предлагаем, смотрим, как идут продажи. Если хорошо, то привлекаем дополнительные инвестиции и запускаем в другом месте линию побольше».

По словам Рината, загрузка новых линий будет происходить за счет продукции, выращенной на экспериментальной мини-ферме и на фермах, сотрудничающих с агропарком: «Крестьяне будут точно знать, сколько продукции нужно вырастить, ведь мы уже будем знать емкость рынка. Для фермеров такой подход несет явные преимущества, так как они еще зимой будут получать заказ и пред­оплату на выращивание определенных культур. Самое главное – фермер имеет гарантированный сбыт своей продукции по фиксированной цене».

Фото: архив пресс-службы

Сертифицировать продукцию все желающие смогут в лаборатории, которую ставят британские партнеры агропарка. Алистер Клайн, соучредитель и международный партнер Social Farm, рассказывает, что сфера деятельности лаборатории будет заключаться в предоставлении услуг по сертификации пищевых продуктов, например выдаче ISO 22000, Hazard Analysis & Critical Control Point (система HACCP обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, а также в любой точке хранения и реализации). Также, по словам Клайна, в лаборатории будут проводиться микробиологические испытания на определение патогенов, тестирование, которое поможет людям понять питательную ценность продукции, которую они потребляют.

«Сертификация будет гарантировать, что фермеры поставляют продукцию стабильного качества, обеспечивать их четкими параметрами измерения и мониторинга. Сертификат будет предполагать защиту в пределах рынка, положительно влиять на выстраивание маркетинговых процессов и получение прибыли», – убежден британец.
Алим добавляет: «Это даст возможность фермерам выходить на рынок Европы со своей органической и экологически чистой продукцией, которая сейчас востребована в развитых странах».

Основатели Social Farm уверены, что продукция, выращенная в агропарке или по его технологиям, будет активно продаваться и внутри Казахстана. «В год мы едим на $4 млрд, а сами производим только на $1 млрд. То есть $3 млрд – это рынок, который мы можем занять местной продукцией», – обрисовывает перспективы Алим.

Городские фермеры

Основатели проекта понимают, что создать экспериментальную мини-ферму, начать переработку, наладить каналы сбыта органической продукции – это полдела. Нужно еще распространить новый подход к работе на земле среди местного населения, изменить отношение крестьян к новым технологиям, убедить, что дедовский способ ведения хозяйства уже невыгоден.

«Эти ребята не верят словам, – говорит о крестьянах Алим. – Если ты сам не занимаешься сельским хозяйством и твои технологии не приносят дохода, то бесполезно в чем-то убеждать фермеров. Только наш собственный пример может изменить их отношение к идеям и технологиям, о которых мы говорим. Поэтому мы с семьями и семьи наших друзей будем жить здесь, на территории агропарка. К тому же мы хотим заработать и считаем, что это можно сделать красиво и интересно. Сейчас любой городской житель может заниматься сельским хозяйством, и для этого не обязательно горбатиться с утра до вечера. Это же шикарно – жить на природе, работать с новыми технологиями, самому производить и есть превосходные продукты».

«Социально-культурные изменения должны затрагивать не только фермеров, но и членов их семей, – включается в разговор Ирина. – Для этих целей в структуре агропарка предусмотрен общественный центр, чья задача – проводить образовательные и культурные программы для фермерских семей». К примеру, для женщин будут организованы курсы о том, как разнообразить меню, готовить здоровую пищу, чтобы жить дольше и выглядеть моложе.

«У нас будут работать волонтеры, которые будут занимать детей. Наш друг, известный промышленный дизайнер Тимур Актаев, покажет местным ребятам, что можно сделать, например, из кожи или кошмы. Фермерские дети имеют доступ к этим материалам, но не знают, какие интересные вещи можно из них создавать», – приводит еще один пример Алим.

Основатели Social Farm прогнозируют, что понадобится как минимум год, чтобы фермеры изменили отношение к горожанам, которые внедряют новый подход к ведению сельского хозяйства, и начали перенимать эти технологии. Сейчас «городские фермеры» ищут инвесторов для развития агропарка. С этой целью 25 ноября в Алматы они проведут инвестфорум. На нем будут представлены два вида проектов – инфраструктурные, обеспечивающие функционирование всех элементов агропарка, и проекты отдельных продовольственных брендов. Предварительная сумма вложений в инфраструктуру составляет от 200 до 300 млн тенге, в новые бренды – от 25 до 35 млн тенге.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить