Готовы ли алматинцы платить за чистый воздух?

12617

Как отразится внедрение нового Экологического кодекса на населении и бизнесе, обсудили глава комитета министерства, руководитель Kazenergy и председатель ассоциации НПО

Работа ТЭЦ-2 в Алматы
ФОТО: Depositphotos.com/Petunyia
Работа ТЭЦ-2 в Алматы

Тему онлайн-пресс-конференции модератор Асель Караулова сформулировала как «Новый Экологический кодекс и его влияние на социально-экономическую сферу страны». Спикерами выступили Зулфухар Жолдасов, председатель Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, Айгуль Соловьева, председатель правления Ассоциации экологических ассоциаций Казахстана, и Болат Акчулаков, генеральный директор Kazenergy.

Караулова напомнила, что в 2019 был разработан проект Экологического кодекса, который в декабре получил одобрение на заседании правительства. Чем же новый кодекс лучше старого, принятого в 2007?

- У нас 7 городов с очень высоким загрязнением, 10 — с высоким и 2 — с повышенным. У нас большой объем отходов, более 3 млрд (тонн), среди них большой процент опасных отходов. Большие проблемы с твердым бытовым мусором (ТБО) - более 100 млн складировано и ежегодно 4 млн добавляется, - объяснил необходимость принятия нового закона Зулфухар Жолдасов и заверил, что перед разработкой норм в министерстве изучили мировой опыт. - В Европе таблетка для решения всех проблем — внедрение механизма наилучших доступных технологий (НДТ). Это некий перечень технологий, соответствующих трем факторам: первый - экологичность, второй - апробированность и третий — экономичность.

По словам Жолдасова, «принимая эту таблетку», Европа достигла снижения на 94% выбросов по основным загрязняющим веществам. Применение НДТ требует затрат, но, с другой стороны, в Европе сейчас многие компании отказываются от импорта сырья, добытого неэкологичным путем, а значит, что и казахстанское сырье или продукция могут стать неконкурентным, сделал вывод глава комитета.

Перечень наилучших технологий для казахстанских компаний будет разработан до 2023, а с 2025 по 2035 год планируется их «перевооружить на НДТ». Внедрять НДТ будут методом кнута и пряника: предприятия, переходящие на новые технологии, освобождаются от уплаты экологических платежей, а для тех, кто желает работать по-старому, экологические платежи будут увеличиваться каждые четыре года: в 2, 4 и 8 раз.

Однако предприниматели, особенно относящие по кодексу к первой категории, например работающие в энергетической сфере, все равно обеспокоены — к каким издержкам приведет переход на НДТ?

- Сейчас проходит аудит компаний 1 категории, на основании чего будет составлен справочник требований к предприятиям по выбросам, загрязнению и т. д. А сами предприятия могут подобрать себе технологии, чтобы соответствовать этим требованиям, - осветил другую сторону процесса Болат Акчулаков. - Но это все-таки затраты. Будет возможность не платить экологические платежи, но не для всех эти суммы достаточны. В частности, в энергетике этих сумм недостаточно. У каждого вопроса есть своя цена, и мы здесь видим два пути. Первый - если нам дадут возможность учитывать эти затраты в себестоимости и не будут ограничивать нас в ценообразовании для конечного потребителя. Второй — принять меры стимулирования со стороны правительства, которое может изменить фискальный режим, чтобы не допустить значительного роста потребительских цен в связи с модернизацией предприятий.

Если же энергокомпаниям не дадут экономических стимулов и не позволят поднимать цены на конечный продукт, то они будут вынуждены прибегнуть к оптимизации, «начиная с заработной платы» работников, пригрозил Акчулаков.

- Такова будет цена вопроса — нового экологического кодекса, - подвел он черту.

Другой взгляд на проект представила Айгуль Соловьева, отметившая, что будь ее воля — Экокодекс бы значительно ужесточили.

- Наши граждане уже не будут относиться снисходительно к ядовитому газу и черному снегу. Что касается здоровья - сколько мы тратим, когда позволяем себе дышать этим, - уверена она. - И горнодобывающая, и нефтяная промышленность не должны уже ждать каких-то стимулов, а продвигаться и быть конкурентоспособными. И самое главное — не наносить вред нашим гражданам.

Болат Акчулаков не стал спорить с Соловьевой.

- Мы говорим об одном и том же, только с разных углов, - сказал он и повторил: - Мы готовы, но готовы ли потребители платить больше? В убыток предприятия не будут работать, это же понятно.

Общественность тоже готова, уверена Айгуль Соловьева.

- Гражданская зрелость у нас на высоком уровне, - заявила она и добавила: - В кодексе мы очень хорошо «расшили» общественное участие — мониторинг предприятий, механизмы СЕО, ОВОС, чтобы общественность имела самый широкий доступ к информации - какое предприятие за какое количество загрязняющих веществ ответственно.

Что же касается затрат и повышения тарифов, на которые особо упирает Акчулаков, то Соловьева привела пример: у нас на 6 млрд тенге субсидируют уголь — а если эти средства отдадут на внедрение НДТ, то, возможно, и «тарифы по-другому будут выглядеть».

Никаких «заоблачно дорогих» технологий от предприятий не потребуется, вступил в разговор Зулфухар Жолдасов: перечень НДТ будет не европейский, а свой, отечественный, экологичность будет идти рука об руку с экономичностью. Строгие требования, например установка оборудования для онлайн-мониторинга выбросов, будут предъявляться только к крупным предприятиям, на долю которых приходится основная часть загрязнений.

Например, в Алматы один из главных источников загрязнений — ТЭЦ-2, отметил руководитель комитета. Нынешние фильтры эффективно удерживают пыль, но не задерживают диоксиды азота и серы.

- Мы в феврале с представителями «Самрук-Энерго» ездили в город Чикаго на аналогичную станцию и увидели там установку по газоочистке диоксида серы и диоксида азота до 90%. Если поставить такую установку, то мы практически стопроцентно решаем проблему с выбросами ТЭЦ (с 37 до 4 тыс. тонн в год), - сообщил он и напомнил, что в Казахстане вообще 74% угольной генерации и 40% выбросов приходится на ТЭЦ.

Кроме того, добавил Жолдасов, на воздух в Алматы влияет не только ТЭЦ и транспорт, но и агломерация: за пределами города ТЭЦ-3, которую тоже требуется модернизировать, и большое количество частного сектора.

- Если в Алматы не газифицированы порядка 2000 домов, то за городом — более 20 тыс. домов не газифицированы, что влияет на воздушный бассейн города Алматы, - сказал он и перечислил меры по улучшению алматинского воздуха, которые предлагает Минэнерго: контроль качества ГСМ и техосмотра, поощрение для гибридных и электромобилей, перехода на газ, перевод общественного транспорта на дизельное топливо и т.д.

Что же касается ТЭЦ-2, то сейчас изучается 4 способа модернизации (перевод на газ, новые фильтры для угля и два смешанных), и к концу года Жолдасов пообещал представить ТЭО выбранного варианта.

- Могу сказать следующее: если брать вариант перехода на газ, то это другой тип котлов, другой принцип сжигания (топлива), иными словами, это новая станция, - подал реплику Акчулаков. - С точки зрения НДТ, если мы 10 лет не будем платить экологические платежи, возможно, этих денег хватит на уловители. Но есть один нюанс, о котором мы сейчас спорим с Министерством энергетики. Это вопрос тарифообразования. У нас сегодня принцип работы энергопроизводящих станций — бесприбыльный, рентабельность — ноль. Поэтому любой вариант нужно рассматривать в пакете с вопросом тарифообразования. В противном случае мы заведомо дезинформируем общественность, что всё это — за счёт предприятий. То есть тарифы поднимутся, и все должны иметь об этом четкое представление.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить