Что надо сделать, чтобы жители городов Казахстана не задыхались от смога?

9195

Ответ на этот вопрос искали в четверг, 24 января, в Астане участники круглого стола по вопросам зелёного строительства

Фото: facebook.com/pasha.cas

Несмотря на утверждённые в Казахстане стратегии по переходу страны к зелёной экономике и различные инициативы, такие как «Зелёный мост» (региональное экологическое партнёрство в Евразии, выдвинута Казахстаном в 2010 году), внутри страны всё ещё продолжается поиск оптимальных решений по внедрению экологически чистых технологий.

Одной из серьёзных проблем для окружающей среды являются предприятия: согласно данным национального отчёта, в области охраны окружающей среды порядка 2 млн тонн выбросов идёт от стационарных источников, причем четверть из них приходится на Карагандинскую область, где только город Темиртау производит 67% выбросов в регионе.

- Динамика такова, что по индексу загрязнения воздуха город находится на высоких уровнях загрязнения, а количество безветренных дней увеличивается. То есть из 365 дней порядка 160 безветренные или с минимальными ветрами, что напрямую влияет на штиль, образование смога, который население напрямую на себе ощущает, - констатировал в ходе круглого стола по вопросам зелёного строительства заместитель председателя правления Ассоциации экологических организаций Казахстана Елдос Абаканов.

Впрочем, по его словам, у самих предприятий растёт ответственность: например, АО «АрселорМиттал Темиртау» выделило 9 млрд тенге на улучшение экологии на своих предприятиях, а в ближайшие три года компания планирует направить 35 млрд тенге на улучшение экологии.

- Это означает, что есть социальная, экологическая ответственность бизнеса, и это очень радует, - подчеркнул эколог.

Растёт в стране и количество предприятий, открывающих экологическую информацию - если год назад в рейтинге зеленых предприятий было лишь 67 компаний, то уже сейчас их 300.

Международные эксперты обращают внимание на необходимость конкретных действий. Руководитель направления по устойчивому городскому развитию ЭСКАТО ООН Курт Гарриган отметил, что в числе приоритетных мер для крупных городов, в первую очередь Алматы и Астаны, должна быть реконструкция предприятий.

- Нужно реконструировать наши предприятия, которые находятся в черте города и за ней, и которые вызывают смог. Позитивной мерой может стать для начала установка фильтров, которые улучшают качество воздуха и снижают вред эмиссии хотя бы на 70-75%. Также предлагается сфокусировать внимание не только на зданиях муниципального характера, но и на жилых зданиях. Нужны принципы энергоэффективности, имплементированные в самом начале строительства. Необходимо также усилить эффект от ВИЭ, чтобы повысить энергоэффективность зданий. Это может привести к снижению выбросов в воздух, потому что в основном в этих двух городах проблема исходит именно от использования угля. А снизить использование угля необходимо постепенно: до 2025 сократить потребление на 30%, до 2035 года - на 45% и так далее, впоследствии заменив его на альтернативные и ВИЭ. К тому времени эти источники энергии могут поставляться на более дешёвой основе через частный сектор, - полагает он.

Ассоциация экологических организаций вместе с Азиатским банком развития и акиматом Астаны разрабатывает стратегическую программу низкоуглеродного развития столицы, которая будет представлена в середине 2019 года. Индикаторы, заложенные в этом документе, войдут в стратегический план развития города до 2050 года и, как рассчитывают экологи, станут ориентирами для других городов страны. Впрочем, для полноценного «озеленения» необходимо решить ряд проблем, в первую очередь законодательных.

- Изучая проблемы городов и их устойчивости, мы видим определённые законодательные коллизии, - рассказал Елдос Абаканов. - Мы предложили стимулировать развитие электромобилей в городах, разрешив им ездить по автобусным полосам и так далее. Сейчас мы обратились в МВД, чтобы разработать для электромобилей опознавательные знаки, чтобы они могли себя показать в городе, что они «зелёные», и этот «зеленый» транспорт имеет некие приоритеты. 

Когда будет завершена эта работа, эксперт не уточнил. Затрудняется назвать сроки и руководитель Международного центра зелёных технологий и инвестиционных проектов (МЦЗТИП) Рапиль Жошыбаев. По его словам, при участии центра уже разработаны поправки в законодательство, детализирующие такие понятия, как «зелёная экономика», «зелёные технологии», и так далее. При этом он признаёт: пока не будут внедрены «зелёные стандарты», говорить о серьёзной работе в этом направлении не приходится.

- Надо будет применять законодательные акты по зелёному строительству, чтобы был интерес, где-то надо заставлять, чтобы переходили на эти вещи, чтобы использовали стандарты зелёного строительства. И постепенно процент использования зелёных технологий будет увеличиваться. Сегодня он небольшой, - признал Жошыбаев.

Внедрение зелёных технологий с нуля центр сегодня активно продвигает в недавно созданной Туркестанской области. Помогает им в этом соответствующее поручение президента страны. Однако назвать количество объектов, которые планируется построить в регионе с применением таких технологий, глава центра затруднился, сославшись на то, что окончательное решение принимают сами компании.

- Пока мы не введем законодательно какие-то положения и стандарты, чтобы ими пользовались, тяжело будет заставить компании использовать (энергосберегающие) материалы. Как выгодно будет компаниям - так и будут действовать, - резюмировал он.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить